Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого и т.д. Но на наш взгляд необходимо уделить внимание эмоционально – волевой готовности, адекватной самооценки дошкольника, коммуникативным навыкам общения со сверстниками и взрослыми людьми. С этой целью, нами разработана программа психологической подготовки детей к школе. Реализация данной программы поможет и детям и родителям успешно влиться и адаптироваться в начальной школе.
Пояснительная записка
Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, наконец, изменяется уклад его жизни. У ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация.
Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения. Процесс такого становления при благоприятных условиях, обычно составляет от одного до двух месяцев.
Следует отметить, что в период адаптации могут проявляются негативные изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть наоборот — заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу и т. д. Изменения в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.
Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
Компетентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение первоклассников в учебную деятельность и, в конечном счете, содействует их обучению, образованию и развитию.
Однако, анализируя данные психолого-педагогических обследований и диагностик, мы можем сделать выводы, что количество детей с трудностями в адаптации увеличивается с каждым годом.
Обнаруживается противоречие между психолого-педагогическими требованиями к тому, чтобы процесс приспособления к обучению в школе сделать недолгим по времени, средним или высоким по уровню адаптации и традиционными подходами к включению ребенка в процесс обучения в школе.
Следовательно, для быстрого и безболезненного привыкания ребенка к школьной жизни, т.е. для успешной адаптации необходимо создать такую модель психолого-педагогического сопровождения, в основе которой положено активное взаимодействие учителя, воспитателя детского сада, родителей. Построенную на принципах преемственности, систематичности, комплексности, способствующую профилактике дезадаптации ребенка в период вхождения в школьную жизнь за счет своевременной диагностики и объективной оценки положительных и отрицательных факторов влияния на ребенка, учета психологической готовности ребенка к школе, уровня сформированности мотивационной и коммуникативной сферы, состояния здоровья на момент поступления в школу. Под моделью психолого-педагогического сопровождения мы понимаем особый вид помощи ребенку со стороны субъектов педагогического процесса, обеспечивающий личностное развитие школьника и включающий мониторинг результатов адаптации, их количественную и качественную оценку.
Цели программы:
1. Создание новой структуры и механизмов
управления в вопросах адаптации детей 6 лет к
условиям школьной жизни.
2. Обеспечение успешной адаптации детей к школе.
3. Психолого-педагогическое сопровождение
развития детей 6 лет.
Задачи программы:
1. Построение единого образовательного центра, в
котором взаимодействуют и интегрируются все
структуры образования дошкольник, воспитатель,
родитель.
2. Создание образовательной среды, где в центре
ребенок.
3. Снять все кризисные точки перехода ребенка из
одной сферы в другую: семья – дошкольное
образование – школа и дополнительное
образование – мир взрослых.
4. Определение комплекса педагогических мер,
направленных на формирование внутренней позиции
ребенка.
Этапы реализации программы.
I этап (сентябрь). Диагностический этап. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и фактического материала послужил базой для обоснования проблемы исследования, его объекта, предмета, цели. Диагностика детей. Анкетирование родителей. Опрос педагогов.
II этап (октябрь – ноябрь – декабрь – январь – февраль – март – апрель ).Формирующий этап. Непосредственное проведение занятий с детьми. Консультации, семинары, родительские собрания с родителями. Тренинги, консультации, беседы с воспитателями.
III этап (май). Контрольный этап. Анализ, осмысление и обобщение материалов и результатов исследования, формулирование выводов и выработка практических рекомендаций, апробация и внедрение результатов исследования в психолого-педагогическую практику. Проведено оформление результатов исследования в виде методического пособия.
Блоки работы:
I. Работа с родителями
II. Работа с дошкольниками
III. Работа с педагогами
IV. Работа со школой
Примерный календарно-тематический план
Формы работы с родителями |
Формы работы с детьми |
Формы работы с педагогами |
||
I этап. Сентябрь | ||||
Экспресс диагностика родительской компетенции: “Самооценка родительского отношения к детям” | – проективный тест “Моя семья”; – тест “Лесенка”; – проективный тест “Кактус”; – тест “Картина мира”. |
Опрос и наблюдение за психоэмоциональным поведением детей во время игр и занятий. | ||
II этап. Октябрь | ||||
Тренинг взаимодействие родителей и детей “Учимся понимать друг друга”. |
|
Консультация: “Социализация личности ребенка в современном мире”. |
||
ноябрь |
||||
Игры совместно с детьми на взаимопонимание. |
|
Круглый стол “система адаптации первоклассников как педагогическая технология”. Презентация. |
||
декабрь |
||||
Родительское собрание “готовность к школе: Что мы понимаем?” |
|
Консультация “Адаптация. Приспособление нашего организма к условиям существования”. Презентация. |
||
январь |
||||
Беседа с родителями “Развитие эмоционального интеллекта”; “Жить с ребенком дело не простое…”. Презентация сказка “Сказки для родителей”. |
|
Круглый стол “решение задачи по успешной адаптации детей в современной школе”. Презентация. |
||
февраль |
||||
Консультация с элементами тренинга “скоро в школу: как помочь ребенку стать учеником?”. |
|
|||
март |
||||
Тренинговое занятие “Все мы родом из детства” |
|
|||
апрель |
||||
Семинар – практикум “скоро в школу мы пойдем, будет школа нам как дом” |
|
|||
III этап. Май | ||||
Экспресс диагностика родительской компетенции: “Самооценка родительского отношения к детям” |
– проективный тест “Моя семья” – тест “Лесенка” – проективный тест “Кактус” – тест “Картина мира” |
Опрос и наблюдение за психоэмоциональным поведением детей во время игр и занятий. |
Примерный план работы со школой
Этап |
Виды деятельности участников |
Сроки реализации |
||
СОШ |
МДОУ |
Совместная деятельность родителей, педагогов, учащихся, выпускников ДОУ |
||
I. Пропедевтический | – Получение информации о детях,
выпускниках ДОУ – Обработка информации о детях, полученной от воспитателей и родителей – Планирование деятельности педагогами – Подбор конкретных методик для решения поставленных задач |
– Встреча воспитателей выпускных групп
с учителями – Предоставление анкет учителям для уточнения уровня развития ребенка |
– Встреча будущих учителей с
родителями будущих первоклассников с целью
ознакомления с программой обучения и воспитания – Анкетирование родителей |
Сентябрь |
II. Организационный | – Выделение детей, адаптация которых
может быть затруднена – Выявление уровня интеллектуального развития будущих первоклассников |
– Совместное обсуждение причин трудностей ребенка и возможности создания щадящих условий для успешного вхождения в школьную жизнь | – Родительское собрание “Ваш ребенок идет в школу” | Сентябрь – октябрь |
– Индивидуальное психологическое обследование детей – Индивидуальное логопедическое обследование детей – Диагностика личностных особенностей, мотивационной сферы ребенка – Составление учителем совместно с психологом и логопедом программы индивидуальных занятий с учетом выявленных проблем – Составление рекомендаций с учетом индивидуально-психологических ребенка |
||||
III. Практический | – Повторная диагностика детей – Обработка и анализ полученных данных – Систематизация и обобщение полученных данных |
– Поиск индивидуального подхода к решению проблем ребенка – Выбор индивидуальной программы развития ребенка – Отслеживание процесса промежуточных результатов – Составление воспитателем программы индивидуальных занятий с учетом выявленных проблем |
– Индивидуальные встречи с родителями будущих первоклассников, консультирование – Активизация родителей на позитивное вмешательство в развитие ребенка |
Ноябрь – апрель |
IV. Обобщающий | – Повторная диагностика детей – Обработка и анализ полученных данных – Систематизация и обобщение полученных данных |
– Качественный и количественный анализ результатов работы | – Индивидуальные встречи родителей с
учителями и специалистами с целью ознакомления с
методическими рекомендациями, составленными по
результатам диагностик – Обсуждение и выбор дальнейшего маршрута обучения и воспитания ребенка |
Сентябрь – ноябрь |
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — С. 624.
- Бугрименко Е. А., Венгер А. Л. и др. Готовность детей к школе. — М., 1992. — С. 127.
- Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
- Выготский Л. С. Детская психология: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 243—387.
- https://urok.1sept.ru