Программа психологической подготовки детей к школе

Разделы: Работа с дошкольниками


Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого и т.д. Но на наш взгляд необходимо уделить внимание эмоционально – волевой готовности, адекватной самооценки дошкольника, коммуникативным навыкам общения со сверстниками и взрослыми людьми. С этой целью, нами разработана программа психологической подготовки детей к школе. Реализация данной программы поможет и детям и родителям успешно влиться и адаптироваться в начальной школе.

Пояснительная записка

Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, наконец, изменяется уклад его жизни. У ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация.

Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения. Процесс такого становления при благоприятных условиях, обычно составляет от одного до двух месяцев.

Следует отметить, что в период адаптации могут проявляются негативные изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть наоборот — заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу и т. д. Изменения в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.

Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

Компетентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение первоклассников в учебную деятельность и, в конечном счете, содействует их обучению, образованию и развитию.

  Однако, анализируя данные психолого-педагогических обследований и диагностик, мы можем сделать выводы, что количество детей с трудностями в адаптации увеличивается с каждым годом.

Обнаруживается противоречие между психолого-педагогическими требованиями к тому, чтобы процесс приспособления к обучению в школе сделать недолгим по времени, средним или высоким по уровню адаптации и традиционными подходами к включению ребенка в процесс обучения в школе.

Следовательно, для быстрого и безболезненного привыкания ребенка к школьной жизни, т.е. для успешной адаптации необходимо создать такую модель психолого-педагогического сопровождения, в основе которой положено активное взаимодействие учителя, воспитателя детского сада, родителей. Построенную на принципах преемственности, систематичности, комплексности, способствующую профилактике дезадаптации ребенка в период вхождения в школьную жизнь за счет своевременной диагностики и объективной оценки положительных и отрицательных факторов влияния на ребенка, учета психологической готовности ребенка к школе, уровня сформированности мотивационной и коммуникативной сферы, состояния здоровья на момент поступления в школу. Под моделью психолого-педагогического сопровождения мы понимаем особый вид помощи ребенку со стороны субъектов педагогического процесса, обеспечивающий личностное развитие школьника и включающий мониторинг результатов адаптации, их количественную и качественную оценку.

Цели программы:
1. Создание новой структуры и механизмов управления в вопросах адаптации детей 6 лет к условиям школьной жизни.
2. Обеспечение успешной адаптации детей к школе.
3. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей 6 лет.

Задачи программы: 
1. Построение единого образовательного центра, в котором взаимодействуют и интегрируются все структуры образования дошкольник, воспитатель, родитель.
2. Создание образовательной среды, где в центре ребенок.
3. Снять все кризисные точки перехода ребенка из одной сферы в другую: семья – дошкольное образование – школа и дополнительное образование – мир взрослых.
4. Определение комплекса педагогических мер, направленных на формирование внутренней позиции ребенка.

Этапы реализации программы.

I этап (сентябрь). Диагностический этап. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и фактического материала послужил базой для обоснования проблемы исследования, его объекта, предмета, цели. Диагностика детей. Анкетирование родителей. Опрос педагогов.

II этап (октябрь – ноябрь – декабрь – январь – февраль – март – апрель ).Формирующий этап. Непосредственное проведение занятий с детьми. Консультации, семинары, родительские собрания с родителями. Тренинги, консультации, беседы с воспитателями.

III этап (май). Контрольный этап. Анализ, осмысление и обобщение материалов и результатов исследования, формулирование выводов и выработка практических рекомендаций, апробация и внедрение результатов исследования в психолого-педагогическую практику. Проведено оформление результатов исследования в виде методического пособия.

Блоки работы:

I. Работа с родителями
II. Работа с дошкольниками
III. Работа с педагогами
IV. Работа со школой

Примерный календарно-тематический план

Формы работы с родителями

Формы работы с детьми

Формы работы с педагогами

I этап. Сентябрь
Экспресс диагностика родительской компетенции: “Самооценка родительского отношения к детям” – проективный тест  “Моя семья”;

– тест “Лесенка”;

– проективный тест “Кактус”;

– тест “Картина мира”.

Опрос и наблюдение за психоэмоциональным поведением детей во время игр и занятий.
II этап. Октябрь

Тренинг взаимодействие родителей и детей “Учимся понимать друг друга”.

  1. Игры на развитие взаимодействия с партнером;
  2. Занятие: “Кто я?”;
  3. Интегрированное занятие “Театр вежливости”;
  4. Занятие: “Найди клад”.

Консультация: “Социализация личности ребенка в современном мире”.

ноябрь

Игры совместно с детьми на взаимопонимание.

  1. Мульти тренинг “Дружба”;
  2. Игры на развитие группового взаимодействия;
  3. Занятие: “Новичок”;
  4. Занятие: “Королевство внутри нас”.

Круглый стол “система адаптации первоклассников как педагогическая технология”. Презентация.

декабрь

Родительское собрание “готовность к школе: Что мы понимаем?”

  1. Игры на развитие эмоционально –
  2. волевых процессов. Презентация “Эмоции”;
  3. Занятие: “Что я делал хорошо, что я сделал плохо”;
  4. Занятие: “Дружба”;
  5. Коммуникативная игра “Давайте поиграем”.

Консультация “Адаптация. Приспособление нашего организма к условиям существования”. Презентация.

январь

Беседа с родителями “Развитие эмоционального интеллекта”;

“Жить с ребенком дело не простое…”. Презентация сказка “Сказки для родителей”.

  1. Тренинг “Пойми меня”;
  2. Занятие: “В таинственном лесу”.

Круглый стол “решение задачи по успешной адаптации детей в современной школе”. Презентация.

февраль

Консультация с элементами тренинга “скоро в школу: как помочь ребенку стать учеником?”.

  1. Занятие: “Веселый – грустный”;
  2. Занятие: “Зачем нужны правила?”;
  3. Занятие по интеллектуальному и мотивационной готовности: “Дети в школу собирайтесь!”;
  4. Упражнения направленные, на развитие произвольных движений и самоконтроля.
 

март

Тренинговое занятие “Все мы родом из детства”

  1. Занятие: “Сказочная шкатулка”;
  2. Коррекция эмоционально – поведенческих нарушений;
  3. Занятие: “Дружба живет среди нас”;
  4. Упражнения на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сферы.
 

апрель

Семинар – практикум “скоро в школу мы пойдем, будет школа нам как дом”

  1. Упражнения на развитие психической саморегуляции, способствующая успокоению и снятию напряжения;
  2. Формирование детско – родительских взаимодействий;
  3. Занятие: “В поисках золотого ключика”;
  4. Занятие: “Знакомство детей с правилами поведения в школе”.
 
III этап. Май

Экспресс диагностика родительской компетенции: “Самооценка родительского отношения к детям”

– проективный тест “Моя семья”

– тест “Лесенка”

– проективный тест “Кактус”

– тест “Картина мира”

Опрос и наблюдение за психоэмоциональным поведением детей во время игр и занятий.

Примерный план работы со школой

Этап

Виды деятельности участников

Сроки реализации

СОШ

МДОУ

Совместная   деятельность родителей, педагогов, учащихся, выпускников ДОУ

I. Пропедевтический – Получение информации о детях, выпускниках ДОУ

– Обработка информации о детях, полученной от воспитателей и родителей

– Планирование деятельности педагогами

– Подбор конкретных методик для решения поставленных задач

– Встреча воспитателей выпускных групп с учителями

– Предоставление анкет учителям для уточнения уровня развития ребенка

– Встреча будущих учителей с родителями будущих первоклассников с целью ознакомления с программой обучения и воспитания

– Анкетирование родителей

Сентябрь
II. Организационный – Выделение детей, адаптация которых может быть затруднена

– Выявление уровня интеллектуального развития будущих первоклассников

– Совместное обсуждение причин трудностей ребенка и возможности создания щадящих условий для успешного вхождения в школьную жизнь – Родительское собрание “Ваш ребенок идет в школу” Сентябрь – октябрь

– Индивидуальное психологическое обследование детей

– Индивидуальное логопедическое обследование детей

– Диагностика личностных особенностей, мотивационной сферы ребенка

– Составление учителем совместно с психологом и логопедом программы индивидуальных занятий с учетом выявленных проблем

– Составление рекомендаций с учетом индивидуально-психологических ребенка

III. Практический

– Повторная диагностика детей

– Обработка и анализ полученных данных

– Систематизация и обобщение полученных данных

– Поиск индивидуального подхода к решению проблем ребенка

– Выбор индивидуальной программы развития ребенка

– Отслеживание процесса промежуточных результатов

– Составление воспитателем программы индивидуальных занятий с учетом выявленных проблем

– Индивидуальные встречи с родителями будущих первоклассников, консультирование

– Активизация родителей на позитивное вмешательство в развитие ребенка

Ноябрь – апрель
IV. Обобщающий – Повторная диагностика детей

– Обработка и анализ полученных данных

– Систематизация и обобщение полученных данных

– Качественный и количественный анализ результатов работы – Индивидуальные встречи родителей с учителями и специалистами с целью ознакомления с методическими рекомендациями, составленными по результатам диагностик

– Обсуждение и выбор дальнейшего маршрута обучения и воспитания ребенка

Сентябрь – ноябрь

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — С. 624.
  2. Бугрименко Е. А., Венгер А. Л. и др. Готовность детей к школе. — М., 1992. — С. 127.
  3. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
  4. Выготский Л. С. Детская психология: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 243—387.
  5. https://urok.1sept.ru