Урок литературного чтения в 4-м классе по образовательной модели "Гармония". Тема: Сергей Есенин. "С добрым утром"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит развитие таких читательских качеств как воображение, мышление, память, а также эмоциональной сферы. Лирика оказывает сильное воспитательное воздействие на личность читателя или слушателя. Поэтому очень важны приобщение к поэзии в детстве и правильная организация процесса восприятия лирических текстов в начальной школе.

Специфика лирических произведений такова, что именно при их изучении на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. Восприятие лирического произведения субъективно и зависит от открытости и искренности всех участников учебного диалога, даже от их настроения.

Главными задачами изучения лирики являются:

  • организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою;
  • формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
  • формирование представлений о способах создания образа – переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
  • обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Как же решаются эти задачи на уроках чтения лирических произведений? Какой же должна быть методика анализа этого самого трудного для анализа лирического текста?

Я хочу предложить свой вариант анализа поэтического текста, соотнесённый с психологией его восприятия, с работой не столько интеллекта, сколько воображения.

Задачи урока:

Формирование читательских умений по работе с поэтическим текстом; активизация “вдумчивого чтения”.

– Формирование умения понимать изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, олицетворение, сравнение, звукопись) и их роль в художественном произведении.

– Расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного.

– Развитие способности выразительно читать поэтический текст, передавать слушателям эмоциональное состояние; развитие образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения.

Оборудование к уроку:

– учебник по литературному чтению для 4 класса “Любимые страницы” О. В. Кубасовой часть 3;

– аудиозаписи музыкальных произведений:

Э. Григ “Утро”; Ф. Шопен. Ноктюрн № 2. Фрагмент.

– 1/2 листа акварельной бумаги, кисти, акварельные краски (у учащихся).

– Смарт доска.

– компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.

Его проведём мы в назначенный срок.

В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,

И это прекрасно, уж ты мне поверь!

2. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня мы продолжим путешествие в мир поэзии. Что же такое поэзия?

Дети. Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами.

У. Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?

Предложения записаны на доске:

Поэзия летнего утра.
Поэзия золотой осени.
Поэзия родной природы.

У. Что теперь вы скажете о поэзии?

Д. Поэзия – это красота.

У. Замените в предложениях слово “поэзия” словом “красота”.

Д. Красота летнего утра.
Красота золотой осени.
Красота родной природы.

У. Молодцы! Сколько значений слова “поэзия” мы знаем? Какие?

Д. Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами. Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)

3. Подготовка к восприятию текста.

У. Я приглашаю вас, не выходя из класса, совершить небольшое виртуальное путешествие.

СЛАЙД № 1

Звучит музыка Эдварда Грига “Утро”. На её фоне демонстрируются, сменяя друг друга, фотографии раннего утра.

У. Какое время суток запечатлели авторы на этих фотографиях?

– Как вы догадались, что это утро?

– Все ли фотографии были одинаковые? Чем они различались?

– Как в русском языке называются те явления природы раннего утра, которые мы с вами сейчас наблюдали?

Д. Рассвет. Восход. Заря.

У. Кто из вас когда-нибудь наблюдал рассвет или восход солнца? Постарайтесь своими словами описать увиденное вами.

У. Десятки раз многим из нас приходилось видеть восход солнца и всегда перед нами рождается новый прекрасный мир. Послушайте, как описал в своих стихах пробуждение природы Сергей Александрович Есенин.

СЛАЙД № 2

4. Первичное восприятие текста.

Выразительное чтение текста стихотворения учителем наизусть.

Сергей Есенин “С добрым утром!”

5. Проверка первичного восприятия текста.

У. Красивое стихотворение?

– Какие строчки вам запомнились, понравились больше всего?

– Удалось ли вам представить в своём воображении тот прекрасный момент пробуждения природы, который описал в своём стихотворении Сергей Есенин?

– Давайте попробуем нарисовать всё, что представилось. Для этого ещё раз перечитаем стихотворение.

6. Чтение и анализ содержания и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.

У. Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Дети читают стихотворение.

У. Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?

Д. 1 строфа – небо, золотые засыпающие звёзды; затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь, в которой отражается блеск звёзд.

2 строфа – взгляд поэта обращён на берёзки, которые еле колышут своими ветками под лёгким ветерком; затем взгляд падает под ноги, где “горит” роса серебристым светом.

3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

У. Поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до “заросшей крапивы”, которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы.

У. Почему стихотворение, которое называется “С добрым утром!” начинается со слов “задремали”?

Д. Утро начинается с того, что звёзды уходят, они задремали.

У. С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках? В чём его особенность?

Д. Со звука [з]. Когда его произносишь, то язык дрожит, и слова получаются дрожащими, робкими.

Он помогает представить, как блестят исчезающие звёзды, и играет свет в “зеркале затона”. Утро только вступает в свои права.

У. Как вы понимаете значение слова “затон”?

СЛАЙД № 3

Работа со значением слова “затон”

У. С чем сравнивается затон?

Д. С зеркалом. Поверхность такая же гладкая, в нём отражается утреннее небо.

У. Прочитайте следующие две строчки. Есть ли в словах эти же звуки?

Д. В словах “брезжит” и “заводи” есть, а потом этот звук пропадает, потому что солнце восходит.

У. Как вы понимаете значение слова “брезжит”?

СЛАЙД № 4

Работа со значением слова “брезжит”

У. А если я изменю слово в третьей строке и скажу: “Льётся свет на заводи речные” что при этом изменится?

Д. “Льётся свет” так можно сказать, когда солнце уже встало и ярко светит, а сейчас свет только пробивается, именно “брезжит”.

У. В каком темпе следует читать эту строфу?

Д. Медленно. Всё только-только просыпается.

У. Обратите внимание, с каких слов начинается каждая строка в первой строфе?

Д. Глаголы: задремали, задрожало, брезжит, румянит.

У. Как вы думаете, почему поэт нарушает порядок слов в предложениях и ставит на первое место глаголы?

Д. Для того, чтобы показать движение, пробуждение жизни.

У. Прочитайте следующие две строфы и понаблюдайте, как поэт изображает это пробуждение жизни? С помощью каких слов одушевляет явления природы?

Д. Поэт изображает мир живой, просыпающийся. С помощью слов “улыбнулись сонные берёзки”, “растрепали шёлковые косы”, “шепчет шаловливо” автору удалось создать образ живой природы.

У. На кого похожи берёзки? Крапива?

Д. Берёзки похожи на улыбающихся и растрёпанных со сна девушек. Крапива изображена кокетливой красавицей-шалуньей.

У. С помощью каких средств художественной выразительности это достигается?

Д. С помощью эпитетов и олицетворения.

У. Какие согласные звуки повторяются в этих строчках? Зачем поэт их повторяет?

Д. Повторяются звуки [с] и [ш]. Они изображают звуки лёгкого утреннего ветерка, еле слышного.

У. С какой интонацией нужно читать эти две строфы?

Д. Ласково, любуясь. Эмоционально, читать быстрее, чем предыдущую строфу.

У. А как нужно читать последнюю строку? Будет ли ваше чтение похоже на то, как вы читаете название стихотворения?

Д. Нет, интонация будет разной. Последняя строчка – это шёпот крапивы, нужно передать её характер.

7. Подготовка к выразительному чтению.

Учащиеся самостоятельно готовятся к выразительному чтению.

8. Выразительное чтение стихотворения.

Учащиеся читают стихотворение друг другу в парах, оценивают.

Далее 2-3 человека (по желанию) исполняют стихотворение перед всем классом.

Аплодисменты.

9. Словесное рисование и музыкальное иллюстрирование.

У. Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? Перечитайте стихотворение ещё раз и найдите цветовые эпитеты.

Дети читают стихотворение и отмечают следующие эпитеты: “золотые”, “румянит”, “зелёные”, “серебряные”, “перламутром”.

Д. В иллюстрации нужно использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

У. Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Д. Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.

Учитель предлагает прослушать фрагмент музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн № 2.

У. А теперь попробуйте передать настроение стихотворения с помощью красок.

Учащиеся на ? листе акварельной бумаги закрашивают “лучики” в виде цветовых полос. Работают под музыку.

Затем “лучики” прикрепляются к солнышку на доске. Учащиеся обсуждают общее настроение класса (цвета).

10. Обобщение.

У. Как вы думаете, кому обращены последние слова стихотворения: “С добрым утром!”

Дети высказывают свои предположения.

СЛАЙД №5

У. Поэт – человек наблюдательный, обладающий фантазией, глядя на одинаковое, способен видеть разное и особенное, глядя на незаметное и привычное, обнаруживать замечательное. Сегодня на уроке мы любовались красотой летнего утра вместе с С. А. Есениным. Спасибо всем за работу на уроке!

11. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение “С добрым утром!”

Приложение