Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит развитие таких читательских качеств как воображение, мышление, память, а также эмоциональной сферы. Лирика оказывает сильное воспитательное воздействие на личность читателя или слушателя. Поэтому очень важны приобщение к поэзии в детстве и правильная организация процесса восприятия лирических текстов в начальной школе.
Специфика лирических произведений такова, что именно при их изучении на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. Восприятие лирического произведения субъективно и зависит от открытости и искренности всех участников учебного диалога, даже от их настроения.
Главными задачами изучения лирики являются:
- организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою;
- формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
- формирование представлений о способах создания образа – переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
- обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
Как же решаются эти задачи на уроках чтения лирических произведений? Какой же должна быть методика анализа этого самого трудного для анализа лирического текста?
Я хочу предложить свой вариант анализа поэтического текста, соотнесённый с психологией его восприятия, с работой не столько интеллекта, сколько воображения.
Задачи урока:
– Формирование читательских умений по работе с поэтическим текстом; активизация “вдумчивого чтения”.
– Формирование умения понимать изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, олицетворение, сравнение, звукопись) и их роль в художественном произведении.
– Расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного.
– Развитие способности выразительно читать поэтический текст, передавать слушателям эмоциональное состояние; развитие образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения.
Оборудование к уроку:
– учебник по литературному чтению для 4 класса “Любимые страницы” О. В. Кубасовой часть 3;
– аудиозаписи музыкальных произведений:
Э. Григ “Утро”; Ф. Шопен. Ноктюрн № 2. Фрагмент.
– 1/2 листа акварельной бумаги, кисти, акварельные краски (у учащихся).
– Смарт доска.
– компьютерная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.
Его проведём мы в назначенный срок.
В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,
И это прекрасно, уж ты мне поверь!
2. Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня мы продолжим путешествие в мир поэзии. Что же такое поэзия?
Дети. Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами.
У. Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?
Предложения записаны на доске:
Поэзия летнего утра.
Поэзия золотой осени.
Поэзия родной природы.
У. Что теперь вы скажете о поэзии?
Д. Поэзия – это красота.
У. Замените в предложениях слово “поэзия” словом “красота”.
Д. Красота летнего утра.
Красота золотой осени.
Красота родной природы.
У. Молодцы! Сколько значений слова “поэзия” мы знаем? Какие?
Д. Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами. Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)
3. Подготовка к восприятию текста.
У. Я приглашаю вас, не выходя из класса, совершить небольшое виртуальное путешествие.
СЛАЙД № 1
Звучит музыка Эдварда Грига “Утро”. На её фоне демонстрируются, сменяя друг друга, фотографии раннего утра.
У. Какое время суток запечатлели авторы на этих фотографиях?
– Как вы догадались, что это утро?
– Все ли фотографии были одинаковые? Чем они различались?
– Как в русском языке называются те явления природы раннего утра, которые мы с вами сейчас наблюдали?
Д. Рассвет. Восход. Заря.
У. Кто из вас когда-нибудь наблюдал рассвет или восход солнца? Постарайтесь своими словами описать увиденное вами.
У. Десятки раз многим из нас приходилось видеть восход солнца и всегда перед нами рождается новый прекрасный мир. Послушайте, как описал в своих стихах пробуждение природы Сергей Александрович Есенин.
СЛАЙД № 2
4. Первичное восприятие текста.
Выразительное чтение текста стихотворения учителем наизусть.
Сергей Есенин “С добрым утром!”
5. Проверка первичного восприятия текста.
У. Красивое стихотворение?
– Какие строчки вам запомнились, понравились больше всего?
– Удалось ли вам представить в своём воображении тот прекрасный момент пробуждения природы, который описал в своём стихотворении Сергей Есенин?
– Давайте попробуем нарисовать всё, что представилось. Для этого ещё раз перечитаем стихотворение.
6. Чтение и анализ содержания и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.
У. Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Дети читают стихотворение.
У. Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?
Д. 1 строфа – небо, золотые засыпающие звёзды; затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь, в которой отражается блеск звёзд.
2 строфа – взгляд поэта обращён на берёзки, которые еле колышут своими ветками под лёгким ветерком; затем взгляд падает под ноги, где “горит” роса серебристым светом.
3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
У. Поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до “заросшей крапивы”, которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы.
У. Почему стихотворение, которое называется “С добрым утром!” начинается со слов “задремали”?
Д. Утро начинается с того, что звёзды уходят, они задремали.
У. С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках? В чём его особенность?
Д. Со звука [з]. Когда его произносишь, то язык дрожит, и слова получаются дрожащими, робкими.
Он помогает представить, как блестят исчезающие звёзды, и играет свет в “зеркале затона”. Утро только вступает в свои права.
У. Как вы понимаете значение слова “затон”?
СЛАЙД № 3
Работа со значением слова “затон”
У. С чем сравнивается затон?
Д. С зеркалом. Поверхность такая же гладкая, в нём отражается утреннее небо.
У. Прочитайте следующие две строчки. Есть ли в словах эти же звуки?
Д. В словах “брезжит” и “заводи” есть, а потом этот звук пропадает, потому что солнце восходит.
У. Как вы понимаете значение слова “брезжит”?
СЛАЙД № 4
Работа со значением слова “брезжит”
У. А если я изменю слово в третьей строке и скажу: “Льётся свет на заводи речные” что при этом изменится?
Д. “Льётся свет” так можно сказать, когда солнце уже встало и ярко светит, а сейчас свет только пробивается, именно “брезжит”.
У. В каком темпе следует читать эту строфу?
Д. Медленно. Всё только-только просыпается.
У. Обратите внимание, с каких слов начинается каждая строка в первой строфе?
Д. Глаголы: задремали, задрожало, брезжит, румянит.
У. Как вы думаете, почему поэт нарушает порядок слов в предложениях и ставит на первое место глаголы?
Д. Для того, чтобы показать движение, пробуждение жизни.
У. Прочитайте следующие две строфы и понаблюдайте, как поэт изображает это пробуждение жизни? С помощью каких слов одушевляет явления природы?
Д. Поэт изображает мир живой, просыпающийся. С помощью слов “улыбнулись сонные берёзки”, “растрепали шёлковые косы”, “шепчет шаловливо” автору удалось создать образ живой природы.
У. На кого похожи берёзки? Крапива?
Д. Берёзки похожи на улыбающихся и растрёпанных со сна девушек. Крапива изображена кокетливой красавицей-шалуньей.
У. С помощью каких средств художественной выразительности это достигается?
Д. С помощью эпитетов и олицетворения.
У. Какие согласные звуки повторяются в этих строчках? Зачем поэт их повторяет?
Д. Повторяются звуки [с] и [ш]. Они изображают звуки лёгкого утреннего ветерка, еле слышного.
У. С какой интонацией нужно читать эти две строфы?
Д. Ласково, любуясь. Эмоционально, читать быстрее, чем предыдущую строфу.
У. А как нужно читать последнюю строку? Будет ли ваше чтение похоже на то, как вы читаете название стихотворения?
Д. Нет, интонация будет разной. Последняя строчка – это шёпот крапивы, нужно передать её характер.
7. Подготовка к выразительному чтению.
Учащиеся самостоятельно готовятся к выразительному чтению.
8. Выразительное чтение стихотворения.
Учащиеся читают стихотворение друг другу в парах, оценивают.
Далее 2-3 человека (по желанию) исполняют стихотворение перед всем классом.
Аплодисменты.
9. Словесное рисование и музыкальное иллюстрирование.
У. Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? Перечитайте стихотворение ещё раз и найдите цветовые эпитеты.
Дети читают стихотворение и отмечают следующие эпитеты: “золотые”, “румянит”, “зелёные”, “серебряные”, “перламутром”.
Д. В иллюстрации нужно использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.
У. Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?
Д. Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.
Учитель предлагает прослушать фрагмент музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн № 2.
У. А теперь попробуйте передать настроение стихотворения с помощью красок.
Учащиеся на ? листе акварельной бумаги закрашивают “лучики” в виде цветовых полос. Работают под музыку.
Затем “лучики” прикрепляются к солнышку на доске. Учащиеся обсуждают общее настроение класса (цвета).
10. Обобщение.
У. Как вы думаете, кому обращены последние слова стихотворения: “С добрым утром!”
Дети высказывают свои предположения.
СЛАЙД №5
У. Поэт – человек наблюдательный, обладающий фантазией, глядя на одинаковое, способен видеть разное и особенное, глядя на незаметное и привычное, обнаруживать замечательное. Сегодня на уроке мы любовались красотой летнего утра вместе с С. А. Есениным. Спасибо всем за работу на уроке!
11. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение “С добрым утром!”