Творческое рассказывание по рассказу И.Соколова-Микитова "Осень"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование навыков составления творческих пересказов.

Задачи:

Обучающие:

  • учить замечать приметы осени;
  • учить творческому рассказыванию;
  • формировать активный зрительный и слуховой контроль над составлением творческого рассказа;
  • формировать грамматические обобщения и усвоение нормативного использования средств языка.

Развивающие:

  • закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года;
  • развивать фразовую речь и навык составления распространенных ответов на вопросы;
  • активизировать и обогатить словарь по теме "Осень".

Воспитательная:

  • воспитывать навыки культурного поведения в природе.

Оборудование: графические схемы; предметные картинки с изображением грибов и ягод (Приложение 1); картинка "Дары леса"; фонограмма П.И.Чайковского "Осенняя песня"; магнитная доска.

Предварительная работа.

  • Беседа "Осенняя пора".
  • Наблюдения в природе.
  • Индивидуальная работа: признаки осени.
  • Чтение стихов и рассказов по теме "Осень".
  • Отгадывание загадок по темам: "Осень", "Ягоды", "Грибы".
  • Разучивание пословиц об осени.
  • Дидактические игры "Времена года", "Четвертый лишний".
  • Лексико-семантическая работа:
    • Знойный – жаркий 
    • Погожие – ясные
    • Ожерелье – бусы
    • Румяная – красная, алая
    • Кочка – небольшой бугорок
    • Прозрачный – ясный, безоблачный
    • Жмутся – касаются друг друга
    • Моховой – покрытый мхом (мох – растительность на болоте).
  • Чтение рассказа "Осень" И. Соколова-Микитова.
  • Беседа по содержанию.
  • Пересказ рассказа с опорой на графический план.
  • Выставка поделок из природного материала "Стоит Антошка на одной ножке".
  • Фотовыставка "Прогулка в осеннем лесу".
  • Прослушивание музыки П.И.Чайковского "Осенняя песня".

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дидактическая игра "Что лишнее?" Воспитатель предлагает детям прослушать цепочки слов, выделить каждое "лишнее" слово и объяснить, почему оно не подходит к заданной группе слов. Дети отвечают развернутыми предложениями, используя союз потому что.

– Мухомор, подберезовик, лисички, опенок;

– Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик;

– Клюква, земляника, брусника, вороний глаз.

2. Активизация знаний по рассказу.

Воспитатель: Внимательно послушайте рассказ, следите за содержанием по графическому плану.

И. Соколов-Микитов "Осень".

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябин. Чист и прозрачен воздух!

3. Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.

Рассказ осуществляется детьми по цепочке.

4. Творческое рассказывание.

Воспитатель: Предлагает детям сочинить концовку рассказа. (В помощь детям могут быть предложены картинки: корзина с грибами, лукошко с ягодами, букет осенних листьев, бусы из рябины, белка).

5-6 детей рассказывают сочиненную концовку.

Возможные варианты.

Вариант 1.

В погожий осенний денек Дима и Таня пошли в лес. Они собирали ягоды и грибы. Дима набрал целое лукошко румяной клюквы. У Тани корзина полна грибов: тонконогие опята, душистые рыжики, красноголовые подосиновики. Спасибо, осень, за подарки.

Вариант 2.

В выходной мы с мамой ходили в лес. Нарвали рябины и принесли домой. С мамой я нанизывала ягоды на ниточку. Получились красивые бусы.

Вариант 3.

В лесу с ветки на ветку прыгает пушистая белка. Потом она опускается на землю и что-то там ищет. Белка заготавливает грибы на зиму. Рыжий зверек развешивает их на веточках и сушит. Зимой белка не будет голодать.

5. Итог.

Высказывания детей: чей рассказ понравился и почему.

Воспитатель: оценка деятельности детей.

Литература:

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., Аркти. 2002 г.
  2. Лебедев Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008 г.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. Владос. 2003 г.