Цель: формирование навыков составления творческих пересказов.
Задачи:
Обучающие:
- учить замечать приметы осени;
- учить творческому рассказыванию;
- формировать активный зрительный и слуховой контроль над составлением творческого рассказа;
- формировать грамматические обобщения и усвоение нормативного использования средств языка.
Развивающие:
- закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года;
- развивать фразовую речь и навык составления распространенных ответов на вопросы;
- активизировать и обогатить словарь по теме "Осень".
Воспитательная:
- воспитывать навыки культурного поведения в природе.
Оборудование: графические схемы; предметные картинки с изображением грибов и ягод (Приложение 1); картинка "Дары леса"; фонограмма П.И.Чайковского "Осенняя песня"; магнитная доска.
Предварительная работа.
- Беседа "Осенняя пора".
- Наблюдения в природе.
- Индивидуальная работа: признаки осени.
- Чтение стихов и рассказов по теме "Осень".
- Отгадывание загадок по темам: "Осень", "Ягоды", "Грибы".
- Разучивание пословиц об осени.
- Дидактические игры "Времена года", "Четвертый лишний".
- Лексико-семантическая работа:
- Знойный – жаркий
- Погожие – ясные
- Ожерелье – бусы
- Румяная – красная, алая
- Кочка – небольшой бугорок
- Прозрачный – ясный, безоблачный
- Жмутся – касаются друг друга
- Моховой – покрытый мхом (мох – растительность на болоте).
- Чтение рассказа "Осень" И. Соколова-Микитова.
- Беседа по содержанию.
- Пересказ рассказа с опорой на графический план.
- Выставка поделок из природного материала "Стоит Антошка на одной ножке".
- Фотовыставка "Прогулка в осеннем лесу".
- Прослушивание музыки П.И.Чайковского "Осенняя песня".
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дидактическая игра "Что лишнее?" Воспитатель предлагает детям прослушать цепочки слов, выделить каждое "лишнее" слово и объяснить, почему оно не подходит к заданной группе слов. Дети отвечают развернутыми предложениями, используя союз потому что.
– Мухомор, подберезовик, лисички, опенок;
– Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик;
– Клюква, земляника, брусника, вороний глаз.
2. Активизация знаний по рассказу.
Воспитатель: Внимательно послушайте рассказ, следите за содержанием по графическому плану.
И. Соколов-Микитов "Осень".
После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябин. Чист и прозрачен воздух!
3. Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.
Рассказ осуществляется детьми по цепочке.
4. Творческое рассказывание.
Воспитатель: Предлагает детям сочинить концовку рассказа. (В помощь детям могут быть предложены картинки: корзина с грибами, лукошко с ягодами, букет осенних листьев, бусы из рябины, белка).
5-6 детей рассказывают сочиненную концовку.
Возможные варианты.
Вариант 1.
В погожий осенний денек Дима и Таня пошли в лес. Они собирали ягоды и грибы. Дима набрал целое лукошко румяной клюквы. У Тани корзина полна грибов: тонконогие опята, душистые рыжики, красноголовые подосиновики. Спасибо, осень, за подарки.
Вариант 2.
В выходной мы с мамой ходили в лес. Нарвали рябины и принесли домой. С мамой я нанизывала ягоды на ниточку. Получились красивые бусы.
Вариант 3.
В лесу с ветки на ветку прыгает пушистая белка. Потом она опускается на землю и что-то там ищет. Белка заготавливает грибы на зиму. Рыжий зверек развешивает их на веточках и сушит. Зимой белка не будет голодать.
5. Итог.
Высказывания детей: чей рассказ понравился и почему.
Воспитатель: оценка деятельности детей.
Литература:
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., Аркти. 2002 г.
- Лебедев Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008 г.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. Владос. 2003 г.