Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами воды.
Задачи урока:
- в процессе практической работы изучить свойства воды;
- формировать у учащихся исследовательские умения;
- развивать память, мышление, кругозор учащихся, умение работать в парах, группах;
- прививать экологическую культуру;
Оборудование: плакат «Речные и морские обитатели», ватман, маркеры, клей, карточки с выводами. У учащихся: стакан с чистой питьевой водой, сахар, речной песок, фильтр, пустой стакан, воронка, полоски цветной бумаги, ложка, дневник наблюдений «Свойства воды» (Приложение 1)
ХОД УРОКА
I. Введение в тему урока
– Ребята, отгадайте загадку, отгадка подскажет вам тему урока.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
– Какая сегодня тема урока? (Вода)
– Постарайтесь поставить учебную цель урока.
(Открыть новое знание о воде)
II. Актуализация знаний
– Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе.
1. Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 вёдер воды. Чтобы вырастить 1 кг яблок, нужно 100 вёдер воды. Что происходит с растениями, если их не поливать? (Растения увядают) Что происходит с человеком, животными без воды? (Они умирают). Человек и животные без еды могут прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней.
– Какое значение имеет вода для живых организмов? (Вода необходима для жизни всех живых организмов)
Карточка с выводом закрепляется на доске.
2. Где прячется капелька воды? Тело человека и животных больше чем на половину состоит из воды. Вода есть во всех частях растения.
Вывод. Вода входит в состав живого организма.
3. Посмотрите на плакат «Морские и речные обитатели» Что можете сказать о значении воды для них? (Рыбы, некоторые растения живут в воде). Вывод. Вода – среда обитания.
– Итак, какое значение имеет вода в природе? (Вода необходима для жизни всех живых организмов. Вода входит в состав живого организма. Вода – среда обитания.)
III. Постановка проблемы
Вода – это уникальное вещество, которое играет
огромную роль в природе. Без неё нет жизни.
Как вы думаете, что определяет уникальность,
необычность этого вещества? (Дети затрудняются
ответить)
– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим
свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре,
какое значение имеет слово «свойство» (Свойство
– качество, признак, составляющий отличительную
особенность чего-нибудь)
– Чтобы изучить свойства воды, мы проведём
исследование.
IV. Определение темы исследования, цели.
– Сформулируйте тему исследования (Свойства
воды)
– Поставьте цель исследования (Изучение
свойств воды)
V. Выдвижение гипотез
– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством … (Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)
VI. Определение методов исследования
– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)
VII. Ознакомление с планом исследования
– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План напечатан на доске)
1. Проведение опыта.
2. Формулирование вывода
3. Отчёт о результатах исследования
Физпауза
VIII. Проведение исследования
– Что нам предстоит сделать? (Исследовать
свойства воды)
Проводить исследование свойств воды вы будите
самостоятельно в парах. В дневнике наблюдений
«Свойства воды» (Приложение 1)
вам нужно познакомиться с заданием, провести
опыт, зафиксировать результат наблюдения и
сформулировать вывод.
Учащиеся самостоятельно проводят 6 опытов, затем
выводы озвучиваются и карточками фиксируются на
доске. (Вода не имеет цвета. Вода прозрачна.
Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода
текуча. Вода растворитель, но не все вещества в
ней растворяются)
7 опыт проведём вместе. Соберите установку для
опыта (в стакан поставьте воронку, в воронку
установите фильтр) Медленно налейте
загрязнённую воду в фильтр. Наблюдайте за водой.
Заполните дневник наблюдений. Сделайте вывод (Воду
можно очистить)
8 опыт демонстрирует учитель. Учащиеся
наблюдают, делают вывод. (Вода при нагревании
расширяется, при охлаждении сжимается) Итак,
что мы исследовали? Перечислите свойства воды.
Физпауза
IX. Отчёт о результатах исследования
– Посмотрите на план исследования, какие
пункты мы выполнили? К какому пункту плана мы
переходим? (Отчёт о результатах исследования)
– Работать будите в группах. У каждой группы своё
задание. Внимательно прочитайте задание,
выполните его, выберите выступающего.
(Учащиеся объединяются в группы и работают
самостоятельно)
- 1 группа. Представьте свойства воды: без вкуса, без запаха, бесцветна, прозрачна – в форме рисунка (Учащимся выдаётся ватман, маркеры)
- 2 группа. Составьте схему «Свойства воды» (Учащимся выдаётся ватман, маркеры)
- 3 группа. Прочитайте загадки. Какие свойства воды описаны в загадках?
Что в руках не удержать.
В гору не выкатить,
В решете не унести?
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.Я была грязна, черна
Через фильтр я пробежала,
Чистая опять я стала.Я без вкуса и прозрачна,
Но всем и всегда нужна,
Больше, чем еда.
Составьте свою загадку о свойствах воды.
- 4 группа. Составьте из ключевых слов схемы-опоры «Свойства воды» (Учащимся выдаются карточки с опорными словами: грязная вода, вода, нагрели, вода, охладили, фильтр, чистая вода, расширилась, сжалась; клей – карандаш, ватман)
- 5 группа. Составьте схему-модель «Частицы воды при охлаждении» «Частицы воды при нагревании» (Учащимся выдаётся ватман, клей - карандаш, бумажные молекулы воды)
Представление отчётов об исследовании.
X. Итог
– Какая у нас была цель исследования? (Изучение
свойств воды) Достигли мы её?
– Сравните гипотезы и выводы исследования. Какие
гипотезы мы подтвердили? (Учащиеся зачитывают
подтвержденные гипотезы)
– На какой вопрос мы не смогли ответить в начале
урока? (Что определяет уникальность,
необычность воды?) Как вы сейчас ответите на
этот вопрос? (Уникальность воды определяется
её свойствами)
XI. Рефлексия
– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Открыть новое знание о воде) Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.
XII. Домашнее задание
– Составьте кроссворд «Свойства воды».