Принципы использования барьерной педагогики на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, мотивация, мозговой штурм, Гуманистический подход, академические и социальные задачи


Основной тенденцией развития современного образования становится усиление гуманистической направленности обучения и воспитания школьников. Практическая реализация гуманистических подходов предполагает подготовку выпускников школы к экономическим и социальным условиям, в которые они попадают непосредственно из стен школы.

В развивающемся российском рынке становятся востребованными инициатива, творчество, способность человека бороться и побеждать в сложных жизненных ситуациях, где он вынужден рассчитывать только на свои собственные силы. В связи с этим общество понимает значимость индивидуальной одаренности школьника, который может стать не рядовым его членом, а активным лидером в решении самых сложных социальных и экономических проблем.

Концепция обучения и воспитания одаренных подростков в барьерной парадигме представляет собой совокупность принципов, определяющих специфику постановки целей учебно-воспитательного процесса:

  1. принцип психологической готовности (через затруднение);
  2. принцип снижения внутренних барьеров (через развитие личности);
  3. принцип перспективного развития (через качество образовательного процесса);
  4. принцип декатастрофикации (где неуспех рассматривается как эпизодическое состояние);
  5. принцип высоких педагогических ожиданий (через оптимистическое отношение учителя к возможностям ученика и веру в его силы);
  6. принцип согласованности целей (через согласованные действия ученика и учителя для достижения учебных и воспитательных целей).

Что касается учителей иностранного языка, то мы стараемся работать в сотрудничестве (cooperative learning). Это сотрудничество заключается в создании и обмене учебной деятельности между учителями и учениками в разных учебных ситуациях. Мы понимаем, что ученики бывают разными – одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом и коммуникативными умениями, другим требуется больше времени и дополнительная помощь учителя. На наших уроках мы создаем небольшие группы (3–4 человека), в которых обязательно есть сильный ученик, средний и слабые ученики. Перед группой ставится определенное задание. Учащиеся находятся в таких условиях, при которых успех или неуспех одного отражается на результатах всей группы.

Наша практика показывает, что вместе учиться и преподавать не только легче, но и значительно эффективнее. Эта эффективность проявляется не только в учебных успехах школьников, в их интеллектуальном развитии, но и в нравственном совершенствовании.

Авторы предлагают вниманию читателя одну из разработок по программе «Учимся вместе» («Learning together»). Класс разбивается на группы в 3 – 4 человека. Каждая группа получает одно задание, например – работа над темой «Путешествие» («Travelling»). Все вместе выбирают вид путешествия и его маршрут. Каждой группе дается задание подготовить свою часть: заказать билеты и гостиницу для всей группы, подготовить багаж, разработать программу пребывания группы туристов или официальной делегации в конечной точке маршрута и т. д. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Таким образом, с самого начала пути группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Учитель обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учеников, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг-другу.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание, но надо сделать так, чтобы ученик сам захотел приобретать знания. Древняя мудрость гласит: «Можно подвести верблюда к воде, но нельзя заставить его пить». Поэтому проблем мотивации к самостоятельной учебной деятельности учеников не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, а следовательно, служит преодолению психологических, личностных и образовательных барьеров.

Академик Александр Львович Минц говорил: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать.» А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.» Поэтому мы стараемся, чтобы наши ученики, имеющие определенные, разные уровни знаний, могли использовать их в жизни. Они выезжают в зарубежные страны, разговаривают на английском языке. Они сочиняют стихи, поют английские песни, они успешно сдают экзамены, поступают в университеты, становятся хорошими специалистами, при этом используя в своей жизни английский язык.

Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не «залежами ненужного старья на задворках интеллекта», ученик должен с ним работать. И этому его учит учитель. Особенно интересный прием – это технология учебного мозгового штурма. Его ценностями являются:

  1. активная форма работы как дополнение или противовес репродуктивным формам учебы;
  2. ученики тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
  3. участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель;
  4. учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
  5. учебный мозговой штурм вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

Приведем пример мозгового штурма на уроке английского языка: несколько лет мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникали на пшеничных полях графства Уилтшир в Англии. В пределах такого круга стебли злаков почему-то согнуты и уложены на землю по часовой стрелке. При этом, если сначала появлялись просто круги, то потом они стали переплетаться, составляя замысловатые фигуры.

Мы попросили учеников выдвинуть гипотезы, объясняющие это явление. Ответы учеников:

  1. неравномерности в строении почвы;
  2. в почву попал яд;
  3. стаи птиц высаживаются кольцами;
  4. особые метеорологические явления типа торнадо или шаровых молний...

Разумеется, все обсуждение велось на английском языке.

Самое главное правило в проведении мозгового штурма – это никакой критики! Это непросто. Так уж мы воспитаны, что в каждом из нас живет «великий критик», так и хочется отбросить какие-то идеи. Учебный мозговой штурм учит терпеливому вниманию к чужой мысли, а это хорошее качество не только для учебы.

Итак, на своих уроках мы стараемся, используя разные методы барьерной педагогики, не только обучать, но и воспитывать ученика. Также мы живем и работаем на принципе единства – мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, они составляют единый мир людей. «И воспитание, и образование нераздельны, – подчеркивал Л. Н. Толстой. – нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно.»

Образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, то есть построением образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система; как образовательный процесс; как коллективный или индивидуальный результат этого процесса, когда имеют в виду «современное образование молодежи» или образование конкретного человека, его образованность.

В конце нашей статьи хочется вспомнить известные цитаты об учителях, которые также отражают принципы барьерной педагогики: «От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется» (Мария-Эбнер Эшенбах); «Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей» (Жорж Сименон); «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остается только мечтать» (Уинстон Черчиль); «Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет» (Тадеуш Котарбиньский); «Свойство учителя – не колебаться в том, что сам он говорит» (Иоанн Златоуст).