Цели: познакомить учащихся с денежными единицами рублем и копейка; показать, что в одном рубле содержится сто копеек; развивать навыки счета; решать задачи изученных видов; развивать логическое мышление учеников; воспитывать чувство взаимовыручки, и умение правильно выстраивать диалог.
I. Организационный момент.
Создание благоприятной учебной атмосферы:
Добрый день. Желаю удачи в ваших поисках и открытиях на уроке.
II. Проверка домашнего задания. (Самопроверка.)
Выполнение работы обеспеченно зрительным и слуховым образцом.
III. Устный счет.
Перед вами 12 этажный дом. Заселите его так, чтобы каждый жилец нашел свою квартиру. (Раздаточный материал.)
IV. Закрепление знаний нумерации в пределах 100 и умения определять разрядный состав числа.
Постановка проблемы:
3 дес. 8 ед. = ед.
6 дес. 5 ед. = ед.
1 руб. 4 коп. = ? коп.
Какие сложности мы испытали в решении этого задания?
Какая тема сегодняшнего урока?
V. Изучение нового материала.
- Человек в своей жизни довольно много пользуется деньгами. Скажите: где нужны деньги, где нельзя без них обойтись?
- Оля заплатила за конверт две монеты по 50 копеек. Сколько стоил конверт? (Case Study: “Покупка в магазине”.)
- Какая самая маленькая денежная единица – 1 копейка.
- Открывается запись на доске 100 к. = 1 р.
- Давайте обратимся к нашему вопросу, так сколько будет копеек в 1 рубле и 4 копейках? Правильно 104 копейки. (На доске открывается правило.)
Откройте кошелечки которые лежат у вас на партах и рассмотрите их содержимое. (Раздаточный материал.)
– Сколько монет в каждом из них?
– Сколько денег в каждом кошельке?
Рассмотрите монеты.
– Как этими монетами можно набрать: 16 копеек, 27 к., 51 к., 56 к. и т.д.
Самостоятельная работа. (Самопроверка.)
Выполнение работы обеспеченно зрительным и слуховым образцом.
Физкультминутка.
VI. Работа над задачами.
В начале работы над задачами предлагаются задачи, связанные с нахождением каких – либо денежных единиц.
Задача 4 (с. 16, ч. 1)
Было – 5 р. и 2 р. – ?
Израсходовала – 6 р.
Осталось – ?
5 + 2 = 7 (р.) – было у Иры.
7 – 6 = 1 (р.)
Ответ: у Иры остался 1 рубль.
Далее детям могут быть предложены задачи 5, 6 (с. 16).
Задача 5 (с. 17) может быть решена устно. Затем дети решают задачу на смекалку (с. 17). (Длиннее стала желтая лента на 1 дм.) Для решения этой задачи можно сделать чертеж.
VII. Закрепление изученного материала.
Задача 3 (с. 17).
У Саши – 10 р.
У Вани – 20 р.
Поставь вопрос так, чтобы задача решалась сложением. Измени вопрос, чтобы задача решалась вычитанием. Реши эти задачи.
VIII. Рефлексия.
- Какие открытия сделали сегодня на уроке?
- Пригодятся ли знания, полученные вами сегодня, в вашей дальнейшей жизни?
- С кем вы могли бы ими поделиться?
- Как вы сегодня работали на уроке?
(На доске появляется улыбающееся солнышко.)
IХ. Домашнее задание.
Стр.16, № 7, стр.17, № 6.