Класс: 5а
Тема: «Средний ученик и средняя ученица 5 а класса»
Цели:
- Образовательный аспект: закрепить и расширить знания учащихся по вычислению среднего арифметического, реализовать межпредметные связи (математика с информатикой).
- Воспитательный аспект: привлечь внимание учащихся к практическому применению среднего арифметического, воспитание потребности в использовании современных технических средств при подсчёте среднего арифметического (использование калькулятора либо функционального исчисления по формуле).
- Развивающий аспект: развить способность учащихся работать индивидуально и в группах, способствовать творческой и поисковой деятельности учащихся, развивать счёт, самостоятельность, логическое мышления при решении поставленных проблем и задач, навыков обработки информации и получения выводов, совершенствовать навыки работы с компьютером для учебных целей, навыки работы в программе Word c использованием возможностей интерактивной доски.
- Учебный аспект: формирование навыков вычисления среднего арифметического, округления единиц измерения исследуемых величин до нужного разряда, навыков работы с таблицами и формулами, расширение знаний и представлений о практическом применении среднего арифметического.
Педагогические технологии, используемые при подготовке и проведении урока: интегрированный урок дифференцированного обучения; технология сотрудничества; технология проектного обучения; работа группами и индивидуально.
Современные ИКТ: обучение с использованием компьютеров и интерактивной доски.
План интегрированного урока
1. Оргмомент: приветствие, отметка отсутствующих, целевая установка, (вступительное слово учителей – предметников).
2. Начало: актуализация темы урока (выступление ведущих).
3. Основная часть: (1) обработка и
представление информации по десяти направлениям
исследуемых показателей – защита домашних
проектов по вычислению среднего арифметического
– составу класса по мальчикам и
девочкам;
– именам девочек и мальчиков;
– возрасту девочек и мальчиков;
– росту девочек и мальчиков;
– массе девочек и мальчиков;
– размеру девочек и мальчиков;
– длине волос девочек и мальчиков;
– цвету волос девочек и мальчиков;
– цвету глаз девочек и мальчиков;
– типу темперамента девочек и
мальчиков;
(2) демонстрация возможностей использования
современных технических средств обучения
(компьютеров и интерактивной доски) с
привлечением детей и их родителей; (3) свод
ведущими полученных усреднённых данных в
таблицу по мере защиты проектов.
4. Практическая часть: выработка модели среднего ученика по сводной таблице; изготовление макетов средней ученицы и среднего ученика исходя из предложенного набора элементов.
5. Заключение: подведение итога работы на уроке, самоанализ, анализ родителей, классного руководителя, фото на память.
ХОД УРОКА
Учитель математики: Здравствуйте учащиеся 5а класса, присутствующие мамы и папы, учителя и гости на нашем уроке! Сегодня у нас урок необычный, а интегрированный, то есть собранный из двух школьных предметов – математики и информатики. В такой современной школе как наша все уроки должны быть необычными! Ведь перед нами теперь столько возможностей! И сегодня мы покажем эти возможности не смотря на то, что вы пока заканчиваете только пятый класс.
Учитель информатики: Здравствуйте, ребята! Вы находитесь в кабинете информатики, в котором все учащиеся имеют возможность работать индивидуально на компьютерах, а так же с успехом осваивают интерактивную доску. Сегодня на уроке ваши дети продемонстрируют возможности применения этих новых технических средств.
Учитель математики: Тема нашего урока
«Средний ученик и средняя ученица 5а класса».
Цель – формирование навыка вычисления среднего
арифметического, навыков работы с таблицами,
формулами с использованием программы Word;
расширение знаний и представлений практического
использования среднего арифметического. Для
начала проведём устную разминку. Ребята, где
наиболее часто я употребляла понятие
среднего? (Отвечают 2-3 ученика)
– Ребята, а как находится среднее
арифметическое? Что это за величина такая? (Отвечает
1 ученик) (Приложение 2)
– Что ж, разминка окончена, и я передаю слово
нашим ведущим: Анастасии и Сергею.
1 ученик:
Мы начинаем наш урок
Открытый перед Вами!
И рады показать сегодня Вам
Чего достигли сами!
2 ученик:
Наша школа лучшая из школ!
Она дала нам всё, что можно!
Владеем современной техникой с умом!
И даже Вам владеть поможем!
1 ученик:
На математике учились мы
Мини-проектам по различным темам!
И каждый накопил багаж
В своём портфолио отменном!
2 ученик:
Десять проектов на Ваш суд
Сегодня представляем.
Ваша задача – оценить наш труд!
Чего достигли мы? Что мы умеем? И что знаем?
Учитель математики: Тогда вперёд! Я передаю слово первой группе «Состав класса». Пожалуйста, Юлия и Владислав!
(Юля и Влад защищая проект, предлагают разрешение проблемы по составу класса, а также демонстрируют круговой диаграммой состав, используя интерактивную доску).
1 ученик:
Спасибо, вам, Юлия и Влад!
Послушаем теперь других ребят!
2 ученик: Передаю слово второй группе «Имена класса». Пожалуйста, Арина и Виктор!
(Арина и Витя защищают свой проект, предлагая имена новых учащихся).
Учитель информатики: Ребята, покажите и вы возможности применения интерактивной доски при выборе имени способом перебора букв полученного множества.
(Арина и Витя демонстрируют возможности интерактивной доски, передвигая буквы и получая всевозможные абравиатурные варианты имён).
– А сколько вообще можно получить имён, исходя из полученных множеств букв? Не пытайтесь сосчитать, потому что вариантов будет более 500, и даже 700. Эта операция называется перестановкой. Например, имея множество из трёх букв: Т, П, А, сколько вариантов имён мы сможем получить, если они будут начинаться с буквы Т? А с буквы П? А с буквы А? Правильно, таким образом, каждая из букв будет сочетаться с оставшимися двумя перестановкой последних, что даст возможность получить 1*2*3=3!=6 различных вариантов имён. Такое понятие носит название «факториал», запомните это новое название. Тогда в вашем случае для множеств из шести букв число вариантов намного увеличится, ведь
6! = 1 * 2 * 3 * 4 * 5 * 6 = (1 * 6) * (2 * 3) * (4 * 5) = 6 * 6 * 20 = 36 * 20 = 720, то есть 720 имён!
Учитель математики: Спасибо Вам, Ирина Николаевна, за столь интересный и познавательный факт! Что ж ребята, вас уже не 22, а 24 ученика в классе, и вы уже знаете новичков по именам! И имена новичков довольно славные, напоминающие такие имена как Вася и Тома! А поскольку внедрённые виртуальные ученики есть усреднённые учащиеся вашего класса, то настало время подробнее познакомиться со средними характеристиками и поближе познакомиться с Васемкой и Твюмкой. Ставлю перед вами задачу представить расчёты среднего арифметического по таким основным пяти показателям как возраст, рост, масса, размер, длина волос девочек и мальчиков вашего класса в отдельности, имея домашние заготовки в виде мини-проектов и используя компьютерную программу Word, калькулятор, построить таблицы данных и обработать эти данные.
(5 девочек и 5 мальчиков садятся за компьютеры и выполняют поставленную задачу).
Учитель информатики: Ребята, повторим алгоритм действий по составлению таблицы в программе Word и обработке данных с помощью операции суммирования, а так же применения при этом калькулятора. (учитель задаёт соответствующие вопросы, на которые отвечают ученики как работающие за компьютерами, так и оставшиеся за партами). Молодцы, вы готовы, поэтому действуйте! А вы, ведущие, пожалуйста в это время используйте возможности применения интерактивной доски и покажите каким образом на ней можно составить итоговую таблицу как сводную ведомость по тем показателям, которые будут получены ребятами.
(Ведущие под руководством учителя информатики справляются с поставленной задачей).
Учитель математики: Уважаемые родители и гости, все кто знаком с учащимися данного 5 а класса, попрошу Вас охарактеризовать сначала девочек этого класса в целом, а затем и мальчиков, используя такие прилагательные как весёлые, отзывчивые, целеустремлённые, активные, пассивные, грамотные, шустрые или спокойные, уравновешенные.
(Гости высказывают каждый своё мнении и, высказавшись, приходят к единому мнению).
– А теперь послушайте представителя группы «Тип темперамента класса», Кристину.
(Кристина защищает проект, представляя интересную методику).
– Итак, все данные должны быть уже готовы. Заслушаем каждую группу в отдельности.
(Ребята защищают мини-проекты, а ведущие фиксируют окончательные результаты в сводную таблицу на интерактивной доске в отдельности по Васемке и Твюмки).
– А теперь осталось заслушать ещё две группы «Цвет волос» и «Глаза класса».
(Вадим и Евгений с Алиной представляют свои проекты, характеризуя преобладающий цвет волос в классе у девочек и мальчиков, а так же цвет глаз).
Учитель информатики: Елена Евгеньевна, продемонстрируйте ещё одну возможность интерактивной доски, и наглядно покажите результат проектов «Волосы и глаза класса».
Учитель математики: Прекрасно, попытаемся и здесь при помощи круговой диаграммы показать наглядно полученные результаты. Ребята, а какими инструментами нам необходимо владеть для построения круговой диаграммы? Правильно, возьмём циркуль и построим круг, затем возьмём линейку и отделим по диаметру круга часть для девочек и часть для мальчиков. Используя данные, переведём числа в градусы и при помощи транспортира и линии отсечём части в кругу. Теперь произведём заливку в соответствующие цвета и наглядно получим необходимый результат. Действительно, преобладающим цветом волос как у девочек, так и у мальчиков данного класса является светло – русый цвет.
Учитель информатики: Спасибо, Елена Евгеньевна! Вы неплохо владеете и инструментами интерактивной доски! Давайте подведём итог проделанной работы, что мы видим?
Учитель математики: Налицо, это
двойняшки! А давайте им присвоим фамилию –
Пятакласс!
Ребята, воплотите теперь полученные результаты в
модели. В вашем распоряжении набор различных
элементов макияжа, одежды и другого, что вам
пригодиться для изготовления модели средней
ученицы и среднего ученика вашего класса Твюмки
и Васемка по составленным вами образам. А Вы,
уважаемые родители, призываетесь помочь детям.
Работая вместе, не забудьте оценить работу
каждого и дайте оценку уроку в целом.
При совместной работе по изготовлению моделей и дети, и взрослые, подводят итог работы каждого на уроке и оценивают необычный урок в целом. (Приложение 1)
Учитель информатики: Ребята, вы увидели на деле, как тесно связаны два предмета: математика и информатика. И не смотря на то, что они очень трудные, они могут быть и интересными, даже забавными, а главное, полезными! Успехов вам в изучении точных наук!
Учитель математики: А мне хотелось бы сказать словами А. С. Пушкина:
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт – сын ошибок трудных!
И гений – парадоксов друг!
И случай – бог изобретатель…»
– Изобретайте, исследуйте, делайте уроки математики и информатики интересными и доступными! Творите проекты, не бойтесь трудностей, и прекрасный мир знаний раскроется перед вами во всей своей многообразной красоте! На память о необычном нашем уроке прошу сфотографироваться на фоне моделей виртуальных учеников 5а класса. Всем спасибо!