Введение
Игру “Магистр Риторики” можно проводит на уроке, а также использовать во внеклассной работе. Она содержит основные понятия курса Т. А. Ладыженской “Детская риторика в рассказах и рисунках” Образовательной системы “Школа 2100”. В занимательной форме учащиеся смогут не только повторить изученное ими на уроках риторики, но и показать умение анализировать, использовать различные средства общения при решении различных коммуникативных задач. Игра предназначена для учащихся 2, 3-х и 4-х классов.
Цель: повторение и обобщение знаний курса риторики, формирование представлений об умелом, успешном и эффективном общении, создание мотивации для общения, развитие культуры личности ребёнка во всех проявлениях
Задачи:
- воспитывать эмоционально – ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру.
- развить внимание к собственной речи и речи собеседника, умение замечать ошибки в своей и чужой речи;
- сформировать у учащихся умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
- вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
- обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.
Содержание игры
Игра представлена тремя блоками, каждый из которых соответствует программе курса риторики во 2, 3-х и 4-х классах. Соответственно игра проводится в конце учебного года в каждом классе. Блок разделён на 5 основных разделов. К каждому разделу даны вопросы и задания.
Участник игры выбирает любой вопрос одного из разделов. Дав правильный ответ, получает балл, соответствующий данному вопросу. Количество баллов суммируется. Участник, заработавший наибольшее число баллов, объявляется Магистром Риторики.
Некоторые вопросы помечены знаком “Кот в мешке” и “Аукцион”. “Кот в мешке” означает передачу хода другому игроку, которого называет участник игры. “Аукцион” предполагает возможность дать за вопрос другой балл. Кто из участников даёт большую цену, тот и отвечает. Но, ответив неправильно, игрок теряет эти очки.
2-й класс
Раздел учебника |
Вопрос |
НАУКА РИТОРИКА | 1.В какой стране наука риторика достигла
своего расцвета? (В Греции) 2. Когда наука риторика достигла своего расцвета?(2500 лет назад) 3. Риторика – это наука, которая учит (Говорить и писать искусно, умело и успешно.) 4.Что означает слово “ритор”? (Красноречивый человек) 5. “Риторика есть наука красно говорить и писать … Кто в сей науке искусен, тот называется ритор”. Кому принадлежат эти слова? (М. В. Ломоносов) |
КАК МЫ ГОВОРИМ | 1.Каким бывает темп речи? (Обычный,
медленный, быстрый) 2. “Кот в мешке” Каким бывает тон речи? (Добрый, злой, удивлённый, испуганный, радостный, грустный.) 3.Громче, чем обычно; тише, чем обычно; громко, крик. О каком свойстве речи это сказано? (Громкость) 4. “Аукцион” Назови свойства устной речи. (громкость, темп, тон) 5.Тон, темп, громкость речи помогают передать …, …, … говорящего. (Настроение, чувства, состояние) |
УЧУСЬ СЛУШАТЬ | 1.Один говорит, другой (слушает). Один
пишет, другой (читает). 2.Для чего люди слушают? (Чтобы получать информацию, сочувствовать, переживать) 3.Назови сигналы, которые показывают собеседнику, что его понимают. (Взгляд, улыбка, кивок головой, нахмуренные брови) 4. Прочти четверостишие, меняя тон, темп и громкость речи. 5.Что такое пантомима? (Вид искусства, в котором для передачи содержания используются жесты, мимика и движения тела) |
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА | 1.Назови однокоренные слова к слову
просьба. 2.Назови “волшебные слова”, используемые во время просьбы. (Пожалуйста, будьте добры, будь другом, прошу вас) 3.Где выражена скрытая просьба?
4.Чем отличается просьба и требование? (1.Тон. 2.Требование выполняется обязательно, 3.Умоляющие жесты) 5. “Кот в мешке” Как надо говорить, чтобы твою просьбу выполнили? (Говори вежливым тоном, смотри на собеседника, объясни свою просьбу) |
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ | 1.Какие бывают шрифты? (Разного размера,
разного цвета, выделенный, жирный) 2. “Аукцион” О чём нам говорит шрифт? (Выделяет новое, привлекает внимание, отмечает важное) 3.Для чего в книгах встречаются рисунки, схемы, таблицы? (Чтобы лучше понять текст) 4. Определи рисунок, схему, таблицу.
5. Как бы Муравей отказал Стрекозе в просьбе прокормить её, если бы он был жадина, добряк, советчик. |
3-й класс
Раздел учебника |
Вопрос |
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ | 1.То, о ком или о чём говорится в
тексте.(Тема текста) 2.Назови типы текста. (Повествование, описание, рассуждение) 3.Для чего существует инструкция? (В инструкции указываются правила использования какого-либо предмета) 4.Назови виды текста в зависимости от того, происходит или нет смена говорящего.(Монолог, диалог) 5.Что такое пьеса? (Произведение, которое состоит из монологов и диалогов героев) |
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ | 1.Назови автора “Толкового словаря
живого великорусского языка”? (В. И. Даль) 2. “Кот в мешке” Для чего нужны толковые словари? (Узнать значение слова) 3.Что такое орфоэпия? (Наука, в которой изучаются нормы произношения и ударения) 4. “Аукцион” Что такое орфографическая ошибка? (Ошибка в написании слова) 5.Что такое орфоэпическая ошибка? (Ошибка в произношении слова или ударении) |
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ | 1.Что значит рассуждать?( Объяснять,
доказывать) 2. Закончи пословицы: Всякое решение любит…(рассуждение) 3.Что такое цитата? (Дословная часть исходного текста) 4.Заполни схему: То, что объясняется –> Объяснение 5.Заполни схему: Слова-связки (поэтому, вот почему, таким образом, следовательно) |
ПЕРЕСКАЗ | 1.Какие бывают пересказы? (устный,
письменный, подробный, краткий, выборочный) 2.Что такое выборочный пересказ? (Пересказ части текста) 3.Что такое аннотация? (Краткое содержание книги) 4.Для чего в пересказ вводят цитату? (Подчеркнуть выводы автора, передать особенности языка автора или персонажей) 5. “Кот в мешке” Что такое план текста? (Озаглавливание частей текста) |
СРАВНЕНИЕ | 1.Что значит сравнить? (Узнать, чем
предметы похожи и чем отличаются) 2. “Аукцион” Назови задачи сравнения. (Выявить различие, определить сходство) 3.Назови самое главное правило сравнения. (Сравнивать предметы можно только по одним и тем же признакам) 4.Что значит параллельное сравнение? (Одновременно производится сравнение одного и того же признака у разных предметов) 5.Что означает последовательное сравнение? (Вначале описывается один предмет, затем другой – в сравнении с первым.) |
4-й класс
Раздел учебника |
Вопрос |
ОБЩЕНИЕ | 1.Произнеси правильно: Звонить, звонишь,
звонит, звоним, звоните, звонят. 2. “Кот в мешке” Для чего человек общается? (Получить новую информацию, рассказать о каком-то событии, поделиться своими чувствами) 3.О чём говорит улыбка? (О настроении человека, подчёркивает красоту лица, делает человека более приветливым) 4.Что такое ухмылка? (Улыбка с оттенком иронии, насмешки, недоверия) 5.Что такое экслибрис? (Ярлык, знак, указывает, кому принадлежит книга из домашней библиотеки) |
ТЕКСТ | 1.Назови типы текстов. (Повествование,
описание, рассуждение) 2.Назови признаки текста (Заголовок, тема, абзац, завязка, кульминация, концовка, главная мысль) 3.Что такое абзац? (Самая маленькая смысловая часть текста) 4. “Аукцион” Каким бывает запрет? (Строгим и мягким) 5.Назови языковые знаки (Буквы, цифры, знаки препинания. ) |
ТЕКСТ | 1.Каким бывает описание? (Научное,
деловое, художественное) 2.Где можно встретить научное описание? (В энциклопедиях, справочниках, словарях) 3.Что обязательно должно быть в рассуждении? (Доказательство, аргументы, факты) 4.Расположи по порядку: аргументы, вступление, тезисы, заключение. 5.Назови три вида дорожных знаков. (Информационные, запрещающие, предупреждающие) |
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ | 1.Что такое словарная статья? (Текст, в
котором объясняется значение слов и их
употребление) 2.Что такое кульминация? (Самый острый момент в рассказе) 3.Назови источники информации (Книга, газета, телевидение, учитель, лектор) 4.Назови информационные жанры (Заметка, хроника, репортаж, статья) 5. “Кот в мешке” Назови самый малый газетный жанр (Хроника) |
ЭТИКЕТ | 1.Назови этикетные жанры (Приветствие,
поздравление, извинения, утешение, прощания,
благодарность) 2. “Аукцион” Закончи пословицу: “Язык болтуна не доведёт до …” (добра) 3.Назови персонажей с хорошими и плохими речевыми манерами. (Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас и т. д.) 4.Назови синонимы к слову привычки (Манеры, повадки, замашки, ухватки) 5.Что помогает овладеть красноречием? (Чтение, пересказ, собственные упражнения в создании разных текстов) |
В 4-м классе в конце игры проводится II раунд, на котором выбирается Главнейший Магистр Риторики. Детям предлагается ответить на 3 вопроса. Участник, давший большее число правильных ответов считается победителем.
Вопросы:
1) О чём это сказано? “Это корабли мысли,
странствующие по волнам времени и бережно
несущие свой драгоценный груз от поколения к
поколению” (Книги)
2) Продолжи высказывание С. Поварнина. “Уважение
к чужим убеждениям не только признак уважения к
чужой личности, но и признак широкого и
развитого…” (ума)
3) Закончи высказывание академика Д.А. Лихачёва.
“В основе хороших манер лежит забота о том,
чтобы…” (человек не мешал человеку, чтобы все
вместе чувствовали себя хорошо)
По окончании каждой игры победители получают дипломы и подарки.