За годы работы учителем начальных классов я пришла к выводу, что наиболее эффективными, интересными для педагога и детей, являются интегрированные уроки.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
Интегрированные уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).
Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира.
Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние. В этом случае отдельные знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую “картинку – представление”, способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию.
Кроме того, интеграция предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
В качестве методов, используемых на интегрировнных выступают:
– эвристические беседы;
– экскурсии;
– творческие работы по развитию речи, написание
их по материалам природоведческого характера,
наблюдение как на уроках русского языка, так и на
природоведении;
– словесное рисование, выразительное чтение
пейзажных описаний;
– написание диктантов, изложений
природоведческого содержания.
Следует выделить возможные сочетания таких предметов, как чтение – русский язык, чтение – природоведение, чтение – изобразительное искусство, чтение – природоведение – изобразительное искусство, русский язык – чтение – изобразительное искусство, чтение – природоведение – труд, русский язык – природоведение – изобразительное искусство.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, больной эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:
I – Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это – идея, явление, понятие или предмет).
4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников.
В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции. А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.
Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность.
Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, природоведение и изобразительное искусство.
В третьем классе можно интегрировать чтение, русскийязык, исторические рассказы, природоведение и изобразительное искусство.
В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.
Наиболее распространённой является интеграция русского языка с чтением, природоведением, изобразительным искусством, музыкой. А так же эти связи могут переплетаться ещё теснее, где интегрируются не два предмета, а три и даже больше. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Очень часто использую интеграцию не на всем уроке, а только на каком-либо его этапе, т.е. интегрированным выступает только определённый фрагмент урока.
Перейдём непосредственно к рассмотрению возможностей интеграции вышеуказанных предметов.
Интеграция русского языка с природоведением.
На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений.
Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то, что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем
На интегрированных уроках русского языка и изобразительного искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи.
По ходу изложения материала учитель знакомит детей с биографией художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждая и анализируя произведение, внимание детей сосредотачивается на теме, изложением на холсте.
В результате знакомства с живописью, дети учатся сопоставлять изображённое на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь способствует развитию логического мышления.
Произведения живописи на уроках русского языка, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служат основой для осмысленного связного высказывания школьников, т.к. эмоции человека, воспринимающего искусство, неразрывно связаны с мышлением, а, следовательно, и с речью.
Работа по картине стимулирует речевую деятельность школьников, развивает и обогащает их словарный запас.
Осуществление интеграции предметов русскою языка и изобразительного искусства предполагает так же и самостоятельную творческую деятельность детей на уроке.
Очень большую образовательную ценность несут в себе такие задания: к тексту, над которым работает в данный момент ученик, нарисовать иллюстрацию. Тем самым учитель, не акцентируя внимания детей, добирается осмысленного понимания текста. Дети проникают в его суть. Начинают замечать мелкие элементы, которые при обычном прочтении могли бы просто не запечатлеться в памяти ребёнка. Составляя свой рисунок с текстом дети осваивают своеобразие художественной речи, и меру своих сил проникают в значение контекста, расширяют свое представление о переносном значении слов, о богатстве оттенков значений.
Возможности интеграции чтения и природоведения очень широки, поскольку перед уроками чтения и перед уроками природоведения стоят общие образовательные и воспитательные задачи. На этих уроках учащиеся знакомятся с природой своего края, с сезонными изменениями в природе, узнают о жизни диких и домашних животных, насекомых.
На уроках чтения и природоведения есть и общая воспитательная цель – воспитать у младших школьников любовь и бережное отношение к природе, научить эстетически, воспринимать природу, "Одновременно, наличие, общих образовательных и воспитательных задач не мешает каждой из учебных дисциплин иметь свои, собственные, специфические педагогические задачи, решение которых требует и различных методов работы.
Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. // Начальная школа. – 1991. – 8. – С. 48-51.
- Генике Е.А., Чапко Е.Е. Как построить интегрированный курс (в школе). // География в школе. – 1994. – М 4.
- Герасимов С. 5. Познавательная активность и понимание. // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 14-15.
- Гильманов Р.С. Трудовое воспитание младших школьников на уроках русского языка. // Русский язык в башкирской школе. – 1985. – №5. – С. 45.
- Григорьева И.А. Чтобы что-нибудь получилось, не обязательно долго мучиться. // Учительская газета. – 1998. – М
- Купров Б.Д. Воспитание любви к природе на уроках русского языка. // Начальная школа. – 1984. – №3. – С. 42.
- Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психолегии. – 1982. – №4. – С. 18-20.
- Львова С.И. Внутрипредметные связи в процессе обучения (русский язык). // Вечерняя средняя школа. – 1987. – №I. – С. 44-47.
- Лямина 3.Н. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа. – 1995. – №II. – С. 21.
- Максимов Г. К. К дискуссии об интеграции школьных предметов. // Педагогика. – 1996. – И 5. – С. 114-115.
- Максимова Б.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение. – 1988. – 191 с.
- Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. – М.: Просвещение. -1987. – 160 с.
- Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. – М.: Просвещение. – 1904. – 142 с.
- Маркова А.К. Нормирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение. – 1983. – 33 с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младшего школьника. – М.: Просвещение. – 1984. – 114
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной, активности. // Вопросы пcихологии. – 1982. – №4. – С. 14.
- Межпредметные и внутрипредеметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. – ЛГПИ. – 1987. – 112 с.
- Межпредметные связи в преподавании русского языка.