Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.
Положительная "Я-концепция" определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.
Эти три основные характеристики приобретаются или усваиваются в процессе межличностного взаимодействия в определенной социокультурной среде. Родители, учителя, сверстники предоставляют ребенку необходимую обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен, что он нравится, что он способен добиваться успеха в том или ином деле и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон жизни ребенка - его физического развития, социальных навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и т. д. [1]
Дошкольник, убежденный в своей уникальности и неповторимости способен добиваться успеха и учиться с увлечением. Поэтому, в рамках психологической подготовки к школе, автору представляется приоритетным работа над формированием положительной "Я-концепции" будущего первоклассника. В статье приводится пример итогового занятия курса - тренинга для старших дошкольников "Я хочу учиться в школе!"
Цели и задачи:
- Формирование положительной "Я-концепции" будущего первоклассника.
- Развитие уверенности в себе через любовь; закрепление благоприятного отношения к себе.
- Формирование психологической готовности к школе (мотивационной, эмоционально-волевой и др.).
- Развитие коммуникативной компетенции.
- Воспитание уважительного отношения к себе, к сверстникам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТРЕНИНГА "Я ХОЧУ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ!"
1. Введение. Ритуал приветствия.
1.1. Упражнение "КАЛЕНДАРЬ НАСТРОЕНИЯ"
Цель: создание настроя на работу.
Оборудование: вырезанные из бумаги картинки: солнышко, тучка, тучка с солнышком.
Проведение: создается календарь настроения. На доске пишутся все имена детей. В отдельном лоточке лежат вырезанные из бумаги картинки (солнышко - отличное настроение, тучка - плохое настроение и тучка с солнышком - настроение не очень хорошее). При входе каждый ребенок выбирает картинку, наиболее подходящую под его настроение, и прикрепляет ее напротив своего имени.
1.2. Упражнение "ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!"
Цель: приветствие детей, снятие телесных зажимов.
Оборудование: не требуется.
Проведение:
- Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего... Что они делают?
Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга.
- "Здравствуй, друг!" - пожимают друг другу руки.
- "Как ты тут?" - кладут руку на плечо партнера.
- "Где ты был?" - берут партнера за ухо.
- "Я скучал" - прижимают руку к сердцу.
- "Ты пришел" - разводят руки в стороны.
- "Хорошо!" - обнимаются.
1.3. Упражнение "ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я РАДА ВАМ!"
Цель: приветствие психолога. Сообщение темы и задач занятия.
Оборудование: не требуется.
Проведение:
Все дети встают в круг и держатся за руки. "Здравствуйте! Я рада вас видеть! И Ваня здесь, и Марьяна здесь, и Тимофей здесь". Психолог смотрит и называет по имени каждого ребенка. Дети следом повторяют все имена: "Ваня здесь!", "Антон здесь!" и т.д.
- Сегодня мы вновь будем играть. А играя, подготовимся к школе. Узнаем, какие мы и наши друзья, какие качества у них есть, необходимые для успешной учебы, а над какими стоит еще потрудиться.
2. Разминка
2.1. Упражнение "УЗНАЙ ДРУГА"
Цель: положительная идентификация с именем. Создание позитивного настроя.
Оборудование: не требуется.
Проведение:
- Дети, у каждого человека есть имя, но имя это не просто слово, на которое отзывается человек, имя - это волшебное зеркало, которое может нам рассказать о человеке. Я сейчас расскажу об имени каждого из нас, и тот, про чье имя я буду рассказывать, должен сесть на трон и надеть корону. Потому что это великая честь и гордость - называться именем.
Психолог называет значение имени. Дети отгадывают, кто это.
"Это - Я!" или "Это -:(называют имя)"
(Использование жеста: постучать себя в грудь, погладить себя по голове, посидеть на стульчике в короне и т.п.)
3. Основная часть
3.1.Упражнение "КТО ТЕБЯ ЛЮБИТ?"
Цель: медитация.
Оборудование: фоновая музыка.
Проведение:
- Кто тебя любит?
- Кого любишь ты?
- У кого освещается лицо, когда он вспоминает о тебе?
- Кому счастливее жить, зная, что ты есть, просто есть?
- Кто приносит счастье в твою жизнь?
Вывод: все начинается с любви к себе.
3.2. Упражнение "А Я СЧАСТЛИВ!"
Цель: создание позитивного настроя.
Оборудование: фоновая музыка.
Проведение:
Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: "А я счастлив". Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: "А я тоже", третий участник говорит: "А я учусь у... (называет имя любого участника)". Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала.
Обсуждение. Какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?
3.3. Упражнение "МИР БЕЗ ТЕБЯ"
Цель: создание позитивного настроя.
Оборудование: фоновая музыка, гигантские очки.
Проведение:
- У меня есть волшебные гигантские очки, которые помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр круга и посмотрю через стекла очков на кого-нибудь из вас: "Мир без тебя, (имя ребенка), был бы неинтересен, потому что ты:" А теперь ты, (имя ребенка), примерь волшебные очки, посмотри на ребят и постарайся увидеть в ком-нибудь как можно больше хорошего, может быть даже то, чего раньше не замечал. Так каждый ребенок примеривает очки.
3.2. Практическая часть
3.2.1. Упражнение "ЗАТО"
Цель: положительное программирование. Закрепление положительного мышления.
Оборудование: репродукция Ф. Решетникова "Опять двойка". Песня из м/ф "Двойка".
Проведение:
- Как ты думаешь, ты способный к школе?
- С тобой может случиться ситуация "двойка", "опять двойка"?
- О чем ты подумаешь? (Примечание для психолога: работа с разными модальностями: обращаем внимание на образ, мысли, чувства, поведение:)
Думаем о хорошем! Положительная интерпретация:
- Нет долго автобуса в школу, "пробки" на дороге - "Я буду вовремя!"
- Опоздал в школу.- Зато: хорошо подготовился к урокам; зато завтра буду собираться быстрее:
- Получил двойку. - "Я научусь, я справлюсь, я сумею" и т.п.
3.2.2. Упражнение "ПОРТФЕЛЬ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА"
Цель: развитие адекватной самооценки, умения принимать мнение о себе коллектива.
Формирование психологической устойчивости.
Оборудование: школьный портфель. Карточки с надписями качеств.
Проведение:
Один участник выходит из комнаты, а остальные начинают "собирать ему портфель в школу". В этот "портфель" складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, то есть те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но обязательно будущему первокласснику напоминается о том, что будет мешать ему в дороге, то есть о его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, чтобы его школьная жизнь стала более приятной и продуктивной.
4. Динамическая пауза
4.1. Упражнение "ГУСЕНИЦА"
Цель: учить доверию.
Оборудование: воздушные шары, музыкальная запись песни "Друзья" гр.
Проведение:
- Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой "гусеницей" и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту. Примечание: психолог обращает внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".
5. Обобщение
5.1. Упражнение "Я ЕСТЬ!"
Цель: развитие адекватной самооценки, самоуважения, самовосприятия, восприятия себя другими, создание ресурса.
Оборудование: фоновая музыка.
Проведение:
- Какие качества нужны первокласснику? Какой ты будущий первоклассник?
Дети называют три своих качества, например:
- Я есть добрый, общительный, любящий первоклассник
- Я есть веселый, счастливый, ответственный первоклассник
- Я есть симпатичная, умная, внимательная первоклассница и т.п.
5.2.Упражнение "ШКОЛА-ЭТО:"
Цель: свободные ассоциации.
Оборудование: не требуется.
Проведение:
- Что для тебя школа?
- Уроки, каникулы, звонки, перемены, учителя, школьники, успехи, неудачи, ошибки, опыт, взросление:
6. Заключительная часть. Ритуал прощания.
6.1. Обобщение:
- Что понравилось на занятии?
- Чему научились?
- Как наша игра помогла тебе подготовиться к школе?
6.2. Упражнение "САЛЮТ!"
Литература.
- Р. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986 г.
- Карл Фопель. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения. М.- Генезис, 2005 г.
- http://trepsy.net/training