Обоснование: данная тема изучается как самостоятельная в курсах обществознания и права, как составляющая – в курсе истории России ХХ века в 9-м и 11-м классах. Данная презентация может использоваться на целом ряде уроков по указанным дисциплинам в 9-11-х классах.
Предмет: обществознание, право, история России (XX век).
Цели:
перспективная – повышение политической и правовой образованности подрастающего поколения как основы гражданского общества;
ближайшая – знакомство с Конституцией РФ как базой для текущего законодательства.
В ходе занятия учащиеся смогут:
- познакомиться со структурой Конституции РФ;
- определить основы конституционного строя;
- проклассифицировать права и свободы человека;
- дифференцировать полномочия государственных органов власти;
- проанализировать главу 9 с точки зрения возможности внесения изменений в действующую Конституцию.
В результате занятия учащиеся смогут:
- запомнить и воспроизвести структуру Конституции РФ;
- запомнить основные принципы государственного устройства РФ по главе 1;
- усвоить основные права, свободы и обязанности гражданина РФ;
- охарактеризовать принцип внесения изменений в Конституцию РФ как смешанный.
Оборудование урока: учебник по соответствующей дисциплине; текст Конституции РФ; интерактивная или мультимедийная доска; презентация к уроку.
Ход занятия
1. Оргмомент.
2. Мотивация.
В качестве таковой может служить импровизированный случай: Андрей выгодно приобрел набор посуды фирмы “Цептер” у случайного продавца. Вскоре выяснилось, что приобретенный Андреем товар был украден и подлежал возврату своему законному владельцу. Андрей решил подать иск в суд: ведь он честно заплатил за посуду деньги.
Вопрос классу: -На чьей стороне будет закон?
В ходе дискуссии учащиеся сами или с помощью учителя выясняют, что претензии Андрея необоснованны, так как он являлся недобросовестным приобретателем. Незнание Андреем того факта, что посуда была краденой, не освобождало его от ответственности, то есть от обязанности возвратить незаконно приобретенное.
Учащиеся делают вывод о том, что незнание закона не освобождает от ответственности. Учитель подводит учащихся к выводу о необходимости знать самый основной закон государства – Конституцию, которая служит базой всего законодательства и обладает верховенством.
3. Изучение нового. Работа с источником
.Учитель может начать работу с источником с предварительного вступления об истории принятия Конституции, отраженной в презентации, и дополнить следующей информацией для учащихся 10-11-х классов.
Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти. Однако провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса. Обострилось борьба между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов. Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября – октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции РФ. По сравнению с предыдущей в действующей Конституции РФ принцип разделения властей реализован более последовательно и полно. Однако обстоятельства ее принятия обусловили ряд особенностей в реализации этого принципа:
- подчеркнутый приоритет президентской власти,
- ограничение контрольных полномочий парламента,
- усложненный механизм отрешения от должности Президента,
- облегченный механизм роспуска Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и ее фактическая независимость от парламента и др. Продвижение России по пути создания гражданского общества и правового государства должно привести к совершенствованию ряда институтов и положений ныне действующей Конституции, в частности, к укреплению самостоятельности и ответственности Правительства и расширению полномочий палат Федерального Собрания.
Далее идет поэтапное знакомство со структурой Конституции, начиная с Главы1 “Основы конституционного строя”. Параллельно демонстрируются слайды презентации в соответствующей последовательности. Каждый слайд рекомендуется демонстрировать после проведенного совместно с учащимися анализа текста соответствующей главы Конституции. Если занятие проводится с учащимися 9-х классов, то знакомство с Конституцией может включать только некоторые главы: 1, 2, 9. Если же это учащиеся 10-х или 11-х классов, то содержание глав 1, 2 и 9 повторяется, учащиеся самостоятельно вспоминают изученный ранее материал, а детальному изучению подвергаются следующие главы: Федеративное устройство, Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Судебная власть, Местное самоуправление.
Поскольку материал для изучения предлагается достаточно большой, презентация может использоваться неоднократно на нескольких уроках и в рамках разных дисциплин – истории, обществознания, права, – что будет только способствовать лучшему усвоению материала.
В 11-м классе учащимися может быть подготовлен и использован на уроке в качестве комментария к анализу текста главы “Федеральное Собрание” материал о состоянии парламентаризма в России.
Состояние парламентаризма в современной России
Становление современного российского парламентаризма происходит, в определенном значении заново, с использованием опыта парламентской деятельности, накопленного в других странах в преломлении к нашим российским условиям.
По мнению специалистов–политологов после сентябрьско – октябрьских событий 1993 г. становление представительных органов проходит в условиях укрепления власти президента Российской Федерации. Поэтому, несмотря на то, что в основе конституционного строя лежит принцип разделения властей, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы, в российской действительности президентская власть стоит над всеми остальными – законодательной, исполнительной и судебной.
Конституцией Российской Федерации (ст. 94) было установлено, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Никто, кроме Федерального Собрания Российской Федерации, не имеет права принимать федеральные конституционные законы и федеральные законы. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обуславливает активную роль парламента в политическом и законодательном процессе. Регламентом Государственной Думы установлено, что Государственная Дума проводит ежегодно две сессии – весеннюю, продолжительностью в шесть месяцев, и осеннюю, продолжительностью в четыре месяца. Таким образом, палата за период своей работы вполне может реализовать обширную законотворческую программу.
Однако развитие полноценного парламентаризма немыслимо без правового оформления конституционной ответственности правительства перед парламентом, которая в действующем Основном законе имеет по преимуществу формальный характер. Тем самым нижняя палата Федерального Собрания, не обладая правом привлекать министров к конституционной ответственности за незаконные действия, наделяется возможностью выражать вотум недоверия правительству в целом. При этом Президент России "вправе не отправлять правительство в отставку не только при первом, но и при повторном выражении недоверия правительству со стороны Государственной думы", приобретая, в последнем случае, право роспуска Думы (ч.3 ст. 117).
Существенное значение имеет то обстоятельство, что законодательно предусмотрена совершенно разноплановая компетенция палат парламента. Такой подход призван обеспечить систему сдержек и противовесов в деятельности Федерального Собрания. В этом смысле Совет Федерации предстает в роли своеобразного фильтра по отношению к Думе, что, по замыслу разработчиков Конституции, должно также предотвратить возможность установления в России "тирании большинства", которое может оформиться в результате победы тех или иных политических сил на выборах в нижнюю палату. Помимо этого, система сдержек и противовесов дополняется отлагательным вето Президента (ст. 107), что создает практически двойную структуру "сдержек" по отношению к парламенту и, в частности, к его законотворческой палате – Госдуме. Пределы компетенции палат российского парламента, двойная "подстраховка" системы сдержек и противовесов во многом отражают определенную урезанность прав Федерального Собрания.
4. Подведение итогов.
Учитель может попросить учащихся сравнить полномочия различных органов власти по Конституции РФ, а именно Президента, Парламента и Правительства. Учащиеся на основе анализа текста глав приходят к выводу, что:
– Возможность роспуска Думы для Президента стала заурядным явлением, в то время как объявление импичмента Президенту сделалось фактически невозможным.
– К минимуму сведены надзорно-контрольные функции Парламента (Счетная палата).
– Парламент лишился каких-либо возможностей влиять на состав правительства.
– Серьезно ограничена и законодательная деятельность Думы. Два вето Совета Федерации и Президента сделали непроходимыми любые законодательные инициативы думцев, с которыми не согласен Президент.
– Разделение Парламента на две палаты, каждая из которых имеет свой круг конституционных полномочий, свои функции в системе власти, своего председателя, свой аппарат, свое здание, практически исключило возможность превращения законодательной власти в противостоящую Президенту и Правительству, стремящуюся к самодостаточности систему.
Президент также передал часть кадровых назначений "верхней палате" – Совету Федерации, обеспечив тем самым лояльность себе со стороны Конституционного, Верховного судов и Центризбиркома.
В заключение учащиеся делают вывод о том, что противостоять сильной исполнительной власти может гражданское общество, для формирования которого необходим высокий уровень правового и политического сознания, правовой и политической культуры, что немыслимо без знания законодательства и, в частности, Основного закона страны – Конституции.
В 9-х классах рекомендуется использовать материалы Презентации 1, так как она содержит значительное количество иллюстраций, что в большей степени соответствует психолого-возрастным особенностям девятиклассников; в старших классах – Презентации 2, содержащей сравнительную характеристику Конституции РФ 1993 года с Конституцией 1978 года (отражающей основные положения Конституции СССР 1977 г.), а также международными документами по правам человека.