План:
- Формирование пищеварительной системы в процессе эволюции органического мира.
- Взаимосвязь изученных систем органов с пищеварительной системой.
- Связь пищеварительной системы с другими науками.
- Судебный Процесс.
Оборудование: таблицы "Амеба, гидра, дождевой червь, хордовые (рыба, лягушка, птица, собака, человек)".
Вступление учителя:
Любой организм связан с окружающей средой через пищу. Эта необходимая, или как говорил И.П. Павлов существенная связь.
Наш сегодняшний урок посвящен обобщению материала по пищеварительной системе.
Вопросы учащимся:
- Зачем нужна пищеварительная система?
- В чем суть процесса пищеварения?
- Указать типы пищеварения на объектах (амеба, гидра, человек)? - внутриклеточное - внутриполостное - пристеночное - мембранное.
- Приведите примеры особенности пищеварительной системы у разных видов животных и чем это обусловлено? - Ленточные черви - отсутствие пищеварительной системы в связи с паразитизмом, Пауки - внешнее пищеварение, Грызуны - резцы, большая слепая кишка, хищники- развитые клыки, жвачные парнокопытные - четырех камерный желудок, отсутствие зубов у птиц.
- Что называют эволюцией?
- Как шло развитие пищеварительной системы от одноклеточных организмов до многоклеточных?
Вывод. Основное свойство всякого живого организма - обмен веществ. Обмен веществ в организме слагается из процессов ассимиляции и диссимиляции. В процессе ассимиляции происходит усвоение организмом различных веществ, поступающих из окружающей среды. Животные строят свое тело и поддерживают свою жизнедеятельность за счет питания.
Поглощение, переваривание и усвоение пищи у многоклеточных животных осуществляется пищеварительной системой. Основные функции этой системы: захват пищи, ее переваривание (т.е. химическое превращение до растворимого состояния), всасывание продуктов пищеварения и ,наконец, выведение непереваренных остатков. Переваривание пищи осуществляется путем воздействием на нее секрета пищеварительных желез, расположенных в стенках пищеварительного тракта или в виде отдельных органов (слюнные железы, печень, поджелудочная железа). Эти секреты содержат различные ферменты, кислоты и другие вещества, вызывающие превращение питательных веществ в усвояемую форму.
У низших многоклеточных животных органом пищеварения является кишечная полость. Пища принимается в ротовое отверстие, через которое выбрасывается наружу непереваренные остатки. У более высокоорганизованных организмов пища поступает через рот и проходит по пищеварительному тракту, а непереваренные остатки выбрасываются через заднепроходное отверстие. В пищеварительном тракте можно различить отделы, играющие разную роль в переваривании и усвоении пищи.
Формирование пищеварительной системы в процессе эволюции живой природы.
Амеба -> гидра -> дождевой -> червь -> хордовые человек
Рыбы:
Обычай рыболовов плевать на приманку не просто дань традиции, почему?
- В состав слюны человека входят вода (98-99%), белки (муцин,лизоцим), ферменты (птиалин, мальтаза) и минеральные соли. Вещества, содержащиеся в слюне оказывают стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб, эти почки располагаются на ушках, челюстях, жаберных дугах, полости рта, глотки.
Земноводные:
Лягушки первые "слюнтяи" планеты. Почему?
- В отличии от рыб у лягушек впервые появляются слюнные железы, секрет которых смачивает сухую пищу и ротовую полость. Слюна не содержит ферментов и не оказывает химическое воздействие на пищу.
Почему лягушка пучеглазая?
- Глаза лягушки принимают участие в акте глотания, которое характерно только для амфибий.
Рептилии:
Протоки ядовитых желез змеи перевязали. Через некоторое время змея погибла. Почему погибла змея? Какое происхождение имеют ядовитые железы змеи?
- Яд, попадая в организм жертвы, способствует расщеплению животных тканей (выполняют роль фермента) ускорению процессов пищеварения и обмена веществ. Отсутствие яда в организме змеи приводит к угнетению процессов пищеварения, а затем и к ее гибели. Ядовитые железы - это видоизмененные слюнные железы.
Взаимосвязь изученных систем органов с пищеварительной системой.
- Нервная система (условные и безусловные рефлексы)
- Эндокринная система
- Кровеносная система (транспорт кислорода и питательных веществ)
- Дыхательная система (поставляет кислород, необходимый для работы желез пищеварительной системы).
Наш организм - это единая целостная система, функции органов и систем тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Установите связь между пищеварительной системой и изученными системами органов.
Связь пищеварительной системы с другими науками:
При изучении пищеварительной системы мы обнаружили также тесную связь взаимосвязь с другими науками.
Физика -
- Диффузия - некоторое количество воды, солей и небольших молекул органических веществ приникает в кровь по законам диффузии.
- Фильтрация - при сокращении гладкой мускулатуры кишечника в нем повышается давление и тогда некоторые вещества (вода, соли) приникают в кровь по законам фильтрации.
- Осмос - при повышении осмотического давления крови всасывание воды значительно ускоряется.
- Механика (жевание).
- Теплообмен.
Химия - это химические реакции расщепления сложных органических веществ на простые. Это осуществляют ферменты их роль ускорение, катализируют химические реакции.
- Где начинается расщепление пищи? Где заканчивается?
- Какие вещества подвергаются расщеплении?
Геометрия - увеличение площади за счет микроворсинок, складчатой поверхности. Площадь поверхности кишечника по сравнению с полым цилиндром такого же размера увеличена в 600 раз. За счет складок - в три раза, кишечных ворсинок - в 10 раз, и за счет микроворсинок клеток эпителия в 20 раз.
Литература - поговорки, пословицы.
- "Кто долго жует, тот долго живет".
- "Завтрак съешь сам, обед - поделись с другом, ужин - отдай врагу".
- "Когда я ем я глух и нем".
- "Аппетит приходит во время еды".
- "Голод - лучший повар".
- "Кто ест и читает"
- "Сытый голодного не разумеет".
- "Желчный человек".
- "Ты у меня в печенках сидишь".
Современные методы изучения физиологии пищеварительной системы.
- Зондирование.
- Рентгенография.
- Эндоскопия.
- Ультразвуковая локация.
- Сканирующая томография.
- Радио-электронные методы.
Судебный Процесс:
В Древней Индии применяли "испытание рисом" На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он смог есть рис, значит обвиняемый не виновен, если нет, то виновен.
На чем было основано это испытание?
- Это испытание было основано на том, при страхе прекращается слюноотделение, во рту пересыхает и сухой рис съесть невозможно.