Дидактическая цель: знакомство с видами театров: кукольный, драматический, настольный, театр “Петрушка”.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Задачи урока:
- Образовательная – расширение словарного запаса, развитие связанной монологической речи.
- Развивающая – развитие творческих способностей учащихся, творческой активности, мышления, воображения, памяти, внимания.
- Воспитательная – воспитание любви к родному краю (на краеведческом материале), формирование умения работать в группе.
Метод обучения: урок-проект.
Форма организации деятельности:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Средства обучения: компьютер, экран, проектор, набор букв для составления названий театров, карточки с новыми словами, куклы, костюмы, бейджи с названиями театральных профессий, толковый словарь С.И. Ожегова.
Приложения: презентации я к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Чем занимались на прошлом уроке?
- С какой темой познакомились?
III. Сообщение темы и цели урока.
Тема сегодняшнего урока “играем в театр”. Цель: побывать в театрах Саратова, почувствовать себя артистами. Мы разделимся на группы, у каждой группы будет свое задание – разыграть сказку.
IV. Путешествие по театрам Саратова. [Слайд 1]
Вступительное слово учителя о театрах Саратова. (Показ слайд шоу сопровождает слово учителя): Саратов – город театральный. В нашем городе много театров - это известные театры России.
В 1860 году в Саратове построили летний театр, который стал гастрольной площадкой для заезжих трупп и именитых исполнителей. А на его базе был основан в 1875 году Саратовский академический театр оперы и балета. [Слайд 2, 3]
Саратовский академический драматический театр имени И. А. Слонова — один из старейших театров в России. Он был образован в 1859 году купцом 1 гильдии Францем Осиповичем Шехтелем. До настоящих дней является одним из ведущих театров России. [Слайд 4, 5]
ТЮЗ Киселева - уникальное явление Российской культуры. Это первый профессиональный детский театр, который открылся 4 октября 1918 года. Играли сказку “Синяя птица” по пьесе М.Метерлинка. В стране, истерзанной разрухой, нищетой и голодом, родился театр, чтобы поддержать духовно детей, лишенных детства, чтобы помочь им выжить, распрямиться... [Слайд 6-8]
Саратовский театр кукол “Теремок” — театр Саратова, один из старейших театров кукол России. [Слайд 9, 10]
Чтобы стать артистами, работниками театра, нам необходимо выполнить следующие задания:
Из слов выбрать те,которые относятся к театру:
Пенал, артист, сцена, репетиция, мороз, антракт, художник, тетрадь, аплодисменты, декорация, премьера. [Слайд 11]
После выполнения задания проводится проверка. [Слайд 12]
Почему данные слова относятся к театру?
Карточки с новыми словами прикрепляются на доску: репетиция, премьера, антракт, аплодисменты.
Давайте посмотрим в толковом словаре С.И. Ожегова значение этих слов.
Учитель зачитывает:
Репетиция: предварительное исполнение спектакля, представления, какого-нибудь зрелищного мероприятия, парада во время их подготовки.
Премьера:означает “первый показ”, “первое представление”. Слово чаще всего применяется к театру или кино.
Режиссёр: художественный руководитель спектакля, кинофильма, радиопередачи и т.п.; постановщик.
Антракт: перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления.
Аплодисменты: рукоплескание в знак одобрения.
Давайте найдем пары слов, что с чем связано: [Слайд 13]
художник | роль |
артист | музыка |
осветитель | декорации |
композитор | свет |
костюмер | пьеса |
писатель | костюмы |
После выполнения задания проводится проверка. [Слайд 14]
- Художники рисуют, как украсить сцену, придумывают декорации.
- Композитор пишет музыку для спектакля, с музыкой смотреть спектакль интересней.
- Любой спектакль начинается с того, что автор придумывает пьесу, артисты получаю роли, много репетируют, чтобы зрителям понравилась в театре.
- Перед спектаклем костюмер помогает артисту нарядится, одеть костюм.
- Работа с учебником Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец “Азбука” (стр. 64–65):
Какие существуют театры?
- Существуют музыкальный, кукольный, настольный, драматический, театр оперы и балета, театр теней, театр марионеток. Кто выступает на сцене кукольного театра?
- Куклы выступают на сцене театра. Кто является артистами в театре зверей?
- Есть театр Куклачева, где выступают кошки, в Москве есть театр зверей Дуровых. Как можно организовать настольный театр?
- Настольный театр можно организовать дома, разыграть сказку вместе с мамой и папой.
25.11.10 в ТЮЗе был просмотрен премьерный спектакль “Жили-были”(Всероссийская неделя “Театр – детям”). [Слайд 15]
Беседа о просмотренном спектакля:
- По каким сказкам был поставлен спектакль?
- Репка, курочка Ряба. Это народные сказки.
- Какая музыка звучала?
- Звучала песенка “Жили у бабуси два веселых гуся”.
- Какие декорации были на сцене?
- Это был деревенский двор.
- Какие костюмы были на артистах?
- Артисты наряжались в героев сказок: дед, бабка, гуси, внучка, курочка Ряба.
- Чей костюм понравился больше всего?
- Больше всего понравился костюм курочки Рябы.
Учитель раздает ученикам бейджи с названиями театральных профессий: режиссер, костюмер, рабочий сцены, помощник режиссера.
V. Постановка спектаклей. Работа по группам. Все учащиеся разделены на группы. Чтобы узнать, какой будет поставлен спектакль, надо собрать слово из букв. Дети отгадывают.
- Первая группа разыгрывает кукольный спектакль “Колобок” (используются куклы и ширма). Ширму держат рабочие сцены (на это указывают бейджи) [Слайд 16]
- Вторая группа разыгрывает сказку “Репка” (используются костюмы). Костюмер помогает артистам наряжаться. [Слайд 17]
- Третья группа разыгрывает спектакль “Заюшкина избушка” – это настольный театр. Действие происходит за столом, покрытым красивой скатертью. Действующие лица – поделки оригами: заяц, петух, лиса, медведь, собаки. [Слайд 18]
- Четвертая группа - театр “Балаганчик”.
- Артисты этого театра читают веселые стихи. [Слайд 19]
VI. Итог урока.
В каких театрах мы сегодня побывали?
- Кукольный, драматический, настольный, театр “Балаганчик”.
VII. Рефлексия урока.
- Что узнали нового на уроке? О чем бы ты хотел рассказать друзьям про сегодняшний урок?
- Существует много разных театров, в которых мы
еще не были: театр теней, зверей, марионеток.
- В театре есть много интересных профессий:
художник, костюмер, осветитель, режиссер, рабочий
сцены.
- Прежде, чем зрители увидят спектакль, его долго
репетируют.
- Первая постановка называется премьера.
- Руководит спектаклем режиссер.
Мы познакомились еще с одним новым словом – аплодисменты. Этим обычно заканчивается интересный спектакль в театре, если он понравился зрителям. Хочется верить, что ваши аплодисменты относятся и к нашему уроку. [Слайд 20]