Роль дифференцированных заданий в формировании у младших школьников умения решать тестовые задачи

Разделы: Начальная школа


Актуальность дифференцированного обучения в том, то что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизическом развитии.

Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка, развить самостоятельность, умение выбирать из всего материала самое главное, наиболее значимое.

Научить детей самостоятельности - актуальная проблема современности, так как формируется основа личности человека.

В условиях общеобразовательной школы наиболее целесообразно предполагается дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся, т.к. именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности, учёт неповторимости каждого ученика.

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010г" сказано": Развитому обществу нужны современные, образованные, нравственно-предприимчивые люди" [1].

Для достижения данной цели в процессе обучения используются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В ФГОС начального общего образования второго поколения подчеркивается,что изучение математики направлено на достижение следующих целей:

"- формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;

- использовать арифметические способы для решения сложных ситуаций;

- работать с алгоритмами решения задач, проведения простейших построений;

- проявлять математическую готовность к продолжению образования;

- формировать основы логического мышления" [2].

Я второй год ведётся работа по УМК "Школа 2000" учебник "Математика 1-2 класс" автор Л.Г. Петерсон, в котором заложен принцип "мини - макса". Данный принцип обеспечивает разноуровневое обучение математике. Вместе с тем часть учащихся класса с трудом решают текстовые задачи.

Формирование умения решать текстовые задачи одна из важнейших проблем обучения математике.

Рассмотрим различные способы дифференциации, которые я использую при решении текстовых задач.

Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий: по уровню творчества, трудности, объёму.

Используя разные способы организации деятельности детей единые задания, учитель дифференцирует по:

а) степени самостоятельности;

б) характеру помощи учащимся;

в) форме учебных действий.

Дифференциация учебных задач по уровню творчества

"В вазе стояло 6 белых гвоздик и 5 красных. Завяли 2 гвоздики. Сколько гвоздик осталось в вазе?"

Задание для 1-й группы: "Решите задачу. Подумайте, можно ли её решить другим способом".

Задание для 2-й группы: "Решите задачу двумя способами".

Задание для 3-й группы: "Измените задачу так, чтобы её можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами".

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Стр. 28, учебник Л.Г. Петерсона "Математика 2 кл.".

В ателье приняли на заказ 37 юбок, а платьев - на 2 меньше, чем юбок.Сколько юбок приняли в ателье?

3-й группе: сколько всего юбок и платьев приняли в ателье?

Дифференциация заданий по объёму учебного материала.

Например, Л.Г. Петерсон "Математика 2 кл." №11 с. 41. "Ласточка поймала в первый день 27 насекомых, а во второй на 8 насекомых меньше, чем в первый, а в третий - сколько в первый и во второй дни вмести. Сколько насекомых поймала ласточка в третий день?"

Дополнительно: Сколько насекомых поймала ласточка за три дня? Дополнительными могут быть задания на смекалку, задачи - шутки, задачи в стихах, нестандартные задачи: стр. 31. № 11, "По направлению к городу ехало 3 автомобиля, а навстречу им ехало 5 автобусов. Сколько машин ехало в город?" Стр. 47, № 11 "Петя, Саша, Дима заняли призовые места. Петя не был первым, а Дима пришёл не первый и не второй. Какое место занял каждый из мальчиков?"

Л.Г. Петерсон 1 класс "Самостоятельные и контрольные работы" стр. 34, "Сколько сапожек Оля купила, чтоб кошка лапок не промочила".

Задача в стихах:

"Ежик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл;
Два - под берёзой,
Один - у осины.
Сколько их будет
В плетёной корзине?"

Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

Степень самостоятельности различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й - полусамостоятельная, а для 1-ой фронтальная работа с учителем. Школьники сами решают, на каком этапе им следует приступить к самостоятельной работе. Приведём пример, как можно организовать работу над составной арифметической задачей.

I этап. Учащиеся знакомятся с текстом задачи. После этого часть детей приступает к самостоятельной работе. Им можно дать дополнительное задание - придумать аналогичную задачу. Стр. 27, Л.Г. Петерсон "Математика 2 кл.": "Из корзины взяли на обед 8 огурцов, а на ужин 4 огурца. После этого в корзине осталось 7 огурцов. Сколько огурцов было в корзине сначала?".

II этап. Анализ текста задачи под руководством учителя: выделение данных, искомого, установление связей между ними, выполнение наглядной интерпретации, например краткой записи или схемы. После этого ещё часть детей приступает к самостоятельной работе.

 III этап. Поиск решения под руководством учителя: выделение системы простых задач синтетическим (от данных к искомому) или аналитическим (от искомого к данным) способом. Составления плана решения задачи. После этого часть детей самостоятельно записывает решение и ответ задачи, а остальные делают это под руководством учителя.

- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

- Сколько огурцов взяли на обед и ужин?

- Сколько было огурцов?

Появляется схема:

IV этап. Проверка решения задачи организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.

Проверь себя, ответ: 19 огурцов.

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Учащимся 3-й группы (с высоким уровнем обучаемости) предлагается выполнить задания самостоятельно, к учащимся 1 и 2-й групп оказывается помощь различного уровня. Карточки - помощницы являются либо одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастающим уровнем помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

- образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;

1) Рассуждение "от условиявопроса" может быть оформлено схемой

- справочные материалы Ошибка! Закладка не определена.,Ошибка! Закладка не определена.,Ошибка! Закладка не определена.;

- алгоритмы решения задач; 1) Мне известно :, 2) Надо узнать :, 3) Могу узнать :;

- наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.);

- дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче; указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи), ключевые слова

- вспомогательные (наводящие) вопросы прямые или косвенные указания по выполнению задания;

- план решения задачи;

- начало решения задачи или частично выполненное решение;

Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом. Например, самостоятельная работа над задачей с лишними данными с использованием дозированной, постепенно увеличивающейся помощи.

Задача: "Дядя Фёдор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Фёдор привёз в подарок Матроскину 15 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов".

  • Карточка №1. Прочитай задачу внимательно, она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу.
  • Карточка №2. Подумай, все ли числа нужно использовать при решении задачи.
  • Карточка №3. В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи.
  • Карточка №4. Подумай, верно ли составлена схема к задаче:
  • Карточка №5. Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов привезли Матроскину и сколько он съел?
  • Карточка №6. Воспользуйся схемой и реши задачу:

Дифференциация по форме учебных действий.

Например, дана задача: "На ветке сидело 5 птиц, 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?".

  • 1-я группа. Решение задачи с опорой на индивидуальный счётный материал (карточки с изображением птиц).
  • 2-я группа. Решение задачи с помощью схематического рисунка, выполненного на доске:
  • 3-я группа. Решение задачи без наглядной опоры, в уме можно использовать приём представления жизненной ситуации, описанной в задаче.

Дифференциация работы на разных этапах обучения решению задач (по характеру помощи,я использую карточки разного цвета.Приложение №2, Приложение 1):

Дана задача

Задача №6(а) стр.49, "Серёжа собрал 34 кг огурцов, а Денис на 6 кг больше.

Сколько килограммов огурцов собрали они вместе?"

В процессе работы над текстовыми задачами использование дифференцированных заданий позволило детям стать более успешными и улучшить свои навыки в решении задач.

Литература.

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.  Начальная школа 2004 г. № 9,10.

3.Асмолов А. Г. "Как проектировать универсальные учебные действия в начальнойшлоле. От действия к мысли"// Стандарты второго поколения Москва "Просвещение" 2010г.

4. И.В. Борисова. Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий в малокомплектной школе. // Начальная школа - №7 - 2004 г.

5. М.В Бутакова, Ф.И. Рутников. Реализация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. // Вологодский институт развития образования. Лаборатория педагогического исследования ВГПУ. Вологда 2002 г.

6. О.В. Баринова Дифференцированное обучение решению математических задач. // Начальная школа - №2 - 1999 г.

7. Н.Н.Деменева. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. // Начальная школа - №2 - 2004 г

8. Н.Б. Истомина, И.Б Нефедова. Первые шаги в формировании умения решать задачи. // Начальная школа - №11,12 - 1998 г.