Пояснительная записка.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатленные в ярких образах.
Программа “Мировая художественная культура 8–11 класс” направлена на эстетическое и художественное развитие учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы. Данная программа воплощает в себе новый подход к изучению мировой художественной культуры для данной категории детей. Основа программы – это постепенность погружения в мир художественной культуры и ее связи с жизнью, познание, которое происходит через восприятие искусства как профессионального, так и народного.
Программа будет реализована в классах, где занимаются дети с нервно-психическими заболеваниями и пограничными состояниями. Для учащихся данной категории свойственны нарушения познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, поэтому актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в сочетании эстетических и коррекционных особенностей и построена, прежде всего, на реализации задач саморазвития и самопознания учащихся.
Основная цель программы.
Формирование художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Создание условий для целостного и всеобъемлющего постижение учащимися духовного содержания искусства в целом, его образного языка, разделение культуры на виды и жанры искусства, различных художественных направлений, культурного развития цивилизаций, появление и развитие стилей, отражающих особенности той или иной исторической эпохой.
Задачи учебного курса.
- Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды, развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- Эстетическое и нравственное воспитание, расширение представлений об окружающем мир и обществе.
- Развитие памяти, внимания, устной и письменной речи, творческого воображения.
- Социализация учащихся с помощью музейно-экскурсионной, выставочной и театральной деятельности.
- Освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре,
- Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.
Иитегрированность курса.
Интегрированность курса с такими дисциплинами как литература, история, музыка, изобразительное искусство, обществознание.
Основные направления курса.
- Изучение видов и жанров искусства. Ознакомление с произведениями изученных жанров. 8-й класс.
- Изучение культур цивилизаций. От Древних цивилизаций до современности. 9-й класс.
- Изучение стилей мирового искусства. От Античной Классики до массовой культуры начала 20 века. 10-й класс.
- Изучение развитие мировой культуры в 20–21-х веках. 11-й класс.
Валеологические требования к организации учебно-образовательного процесса.
- Адекватность темпа и ритма урока возможностям детей, учет места урока в расписании, дня недели. Состояние ребенка.
- Предъявление заданий, адекватных возможностям ребенка.
- Чередование видов деятельности в связи с быстрой истощаемостью учащихся, поочередное включение разных анализаторов в учебный процесс.
- Использование понимающего и директивно-понимающего способов взаимодействия и взаимопонимания.
- Создание психотерапевтической среды на основе объединения образовательных задач с задачами нравственного и эмоционального развития учащихся.
- Создание ситуации успеха, отдавая предпочтения стимулирующим приемам воздействия, как главным приемам формирования положительной направленности личности.
Диагностика обученности.
- В обязательной части работ, проверяющей базовый уровень ЗУН должен быть вопрос или задание, отражающий весь минимум содержания данной темы. Однако, по форме вопрос на задание должен быть простым, требующим от учащегося анализа, сравнения и синтеза. Если диагностируется навык, то для слабых учеников, претендующих на”3”, разрешается использовать учебник, опорный конспект. Другой справочный материал. Учащиеся, претендующие на более высокую оценку, должны выполнять задание самостоятельно. В обязательной части допускаются 1–2 вопроса на причинно-следственные связи, однако, на простейшем содержательном материале.
- Учащиеся, выполнившие обязательную часть зачетной или проверочной работы, могут получить еще 1–2 задания, в которых проверка навыков и знаний проверяется вопросами, требующими сформированных ЗУН (логика, выводы). Но операция с понятиями и умениями проверяются в пределах изученной информации, без переноса в новые условия их применения.
- Учащиеся претендующие на оценку “отлично” должны выполнить все предыдущие задания и задания требующие умения оперировать изученными ЗУНами в новых условиях, в жизненных ситуациях, возможно, в межпредметных связях.
Модульный принцип построения программы с тематическим планированием курса.
Программа состоит из 4-х модулей. Каждый модуль содержат по 6 основных тем и рассчитан на 36 часов.
Модуль 1. Изучение видов и жанров искусства. Ознакомление с произведениями изученных жанров. 8-й класс.
Общеобразовательные и дидактические цели модуля.
Познакомить учащихся с видами и жанрами искусства. С особенностями существующих видов и жанров. Научить отличать видовые и жанровые особенности произведений.
Содержание модуля.
- Виды искусств: пространственные, временные, пространственно-временные, пространственные (визуальные) или пластические искусства, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Их выразительные средства.
- Живопись. Виды живописи, техники живописи, жанры в живописи.
- Графика. Рисунок и его техники.
- Скульптура. Виды по назначению, виды по выполнению. Техники исполнения. Материалы. Жанры в скульптуре.
- Декоративно-прикладное искусство. Основные разновидности. Русские народные промыслы.
- Архитектура. Виды архитектуры по назначению.
Результаты изучения модуля.
Учащиеся должны знать и понимать:
- основные виды и жанры искусства, уметь отличать вид и жанры искусства;
- уметь приводить примеры шедевров мировой художественной культуры соответствующего вида искусства;
- особенности языка различных видов искусства
Формы и виды учебных заданий.
Теоретические и практические занятия, включающие беседу, рассказ, демонстрацию научно-популярных фильмов, индивидуальные творческие задания.
Тематическое планирование модуля.
№ Темы | Содержание | Кол-во часов |
1 | Ознакомление с понятием культура, стиль. Направления культуры. | 1 |
2 | Ознакомление с понятием вид искусства (архитектура, живопись, литература, театр, кино). | 1 |
3. | Закрепление понятия “вид искусства”. | 1 |
4. | Введение понятия “жанр искусства”. Общий информационный материал по всем жанрам искусства. | 1 |
5. | Основные жанры литературы. Детская литература. | 1 |
6. | Виды литературных произведений: рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма. Отличительные особенности. | 1 |
7. | Литературный – театральный жанр: пьесы, водевиль, фельетон, драма. Зарубежные и российские пьесы. Чтение по ролям. | 1 |
8. | Обобщающий урок по теме “Литература – как жанр искусства” | 1 |
9. | История развития театрального искусства: от шаманских обрядов до современной сцены. | 1 |
10. | Практический урок. Инсценировки на уроке, просмотр телевизионных спектаклей. | 1 |
11. | Обобщающий урок по Истории театральных жанров. | 1 |
12 | Ознакомление с жанрами живописи: Портрет, пейзаж, морской пейзаж, бытовые сцены, народное творчество, иконопись, натюрморт. | 1 |
13 | Особенности пейзажной (морской), сюжетной, портретной живопись на примерах русских и зарубежных художников разных эпох. | 2 |
14 | Особенности натюрморта и графики на примерах русских и зарубежных художников разных эпох. | 4 |
15. | Особенности древнерусской иконопись. | 2 |
16. | Обобщающий урок по теме “Живопись, как вид искусства”. Практическая работа на распознавание, сопоставление жанров искусства с примерами произведений. | 2 |
17 | Ознакомление с понятием архитектура. Жанры архитектуры (малые и большие архитектурные формы). | 2 |
18 | Экскурс историю мировой архитектуры от Стоунхенджа до современных небоскребов. | 1 |
19. | Жанр архитектуры – парковый ансамбли. Мировые шедевры. | 2 |
20 | Скульптура, рельеф барельеф , горельеф – малые архитектурные формы | 1 |
21. | Здание, дворцы ансамбли, мемориалы – большие архитектурные формы. | 1 |
22. | Обобщающий урок по теме Архитектура – как вид искусства. | 1 |
23. | Основные жанры музыки (классика, джаз, блюз, народная музыка, классическая, регги). | 1 |
24. | Произведения русской и зарубежной классической музыки. (Рахманинов, Глинка, Чайковский, Шопен, Бах, Бетховен). | 2 |
25. | Обобщающий урок за весь год. | 2 |
Общее количество | 35 часов |
Модуль 2. Изучение культур цивилизаций. От Древних цивилизаций до современности. 9-й класс.
Образовательные и дидактические цели модуля.
На основе изученных в модуле 1 видов и жанров искусства, провести сравнительный анализ образного языка культур цивилизаций, раскрывая перед учащимися всю полноту видового и жанрового разнообразия форм их культурного наследия.
Содержание модуля.
- Цивилизации Древнего мира.
- Особенности и развития Шумеры, Египет, Ассирия, Вавилона. Особенности древнего Египта: архитектура, обряд, письменность.
- Античная цивилизация: общие особенности (архитектура, литература, театр) Стили архитектуры (ионические и дорический) Особенности и отличия. Особенности строения храмов. Божественный пантеон. Археология античности.
- Культура Западноевропейской цивилизации 5–15-х века и русская цивилизации (рыцарская культура, христианская культура, возрождение). Культура Киевской Руси от язычников к православию (традиции, быт). Православная культура на Руси (Тарковский, Андрей Рублев) Иконопись.
- Культура арабской цивилизации Архитектура и религии Востока Литература, музыка Ближнего востока. Культура Цивилизации востока (Япония, Китай, Индия, Персия, Турция,)
- Цивилизации Северной и Южной Америки (Майя, Инки, Ацтеки) архитектура, обряды традиции, современность.
Результаты изучения модуля.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Формы и виды учебных заданий.
Теоретические и практические занятия, включающие задания на формирование сравнительных и поисковых навыков, демонстрацию научно-популярных фильмов, индивидуальные творческие задания.
Тематическое планирование модуля.
№ Темы | Содержание | Количество часов |
1. | Цивилизации Древнего мира. Особенности и расположение Шумеры, Египет. Ассирия. | 2 |
2. | Особенности Шумер и Вавилона архитектура, письменность | 3 |
3. | Особенности древнего Египта: архитектура, обряд, письменность | 1 |
4. | Цивилизации Северной и Южной Америки (Майя, Инки, Ацтеки) архитектура, обряды традиции, современность. | 3 |
5. | Просмотр фильмов о Древних цивилизациям | 1 |
6. | Обобщающий урок по Древним цивилизациям. | 2 |
7. | Античная цивилизация: общие особенности (архитектура, литература, театр). | 1 |
8. | Стили архитектуры (ионические и дорический) Особенности и отличия. Особенности строения храмов. Божественный пантеон. Просмотр научных фильмов | 2 |
9. | Обобщающий урок по теме Античная Цивилизация. | 2 |
10. | Культура Западноевропейской цивилизации 5–15-х века и русская цивилизации (рыцарская культура, христианская культура, возрождение). | 6 |
11. | Культура Киевской Руси от язычников к православию (традиции, быт). | 1 |
12. | Православная культура на Руси (Тарковский “Андрей Рублев”) Иконопись. | 2 |
13. | Обобщающий урок по теме Западноевропейская и русская цивилизации. | 1 |
14. | Культура Цивилизации востока (Япония, Китай, Индия, Персия, Турция,). Культура арабской цивилизации: Архитектура и религии Востока Литература , музыка Ближнего востока. | 6 |
15. | Обобщающий урок по теме арабская культура | 1 |
16. | Обобщающий урок за весь год | 1 |
Общее количество часов | 35 |
Модуль 3. Изучение стилей мирового искусства. От Античной Классики до массовой культуры начала 20 века. 10 класс.
Образовательные и дидактические цели модуля.
Изучить направления и стили мировой художественной культуры. На основе изучения модуля1 и модуля 2, проследить стилистические изменения видов и жанров искусства через призму общественно-исторического развития.
Содержание модуля.
- Введение в понятие стиль, виды стилей.
- Стили Античной эпохи (ионический дорический, крито-микенскаий, эллинийский)
- Стили эпохи Средневековья: (готика, романский стиль)
- Стили эпохи Возрождения: Раннее возрождение, Среднее возрождение (барокко, классицизм) Позднее возрождение.
- Стили эпохи Просвещения: Реализм, романтизм и сентиментализм в живописи, литературе, архитектуре, музыке.
- Особенности индустриальной культуры. Массовая культура. Конец 19–20-го века Особенности индустриальной культуры в России в конце 19-го – начале 20-го веков.
Результаты изучения модуля.
Учащиеся должны уметь соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.
Формы и виды учебных заданий.
Теоретические и практические занятия, включающие задания на формирование сравнительных аналитических и дискуссионных навыков.
Тематическое планирование модуля.
№ Темы | Содержание | Количество часов |
1 | Введение в понятие “стиль”. Какие и когда были стили. | 1 |
2 | Стили античности (ионический дорический, крито-микенскаий, элленийский). | 2 |
3 | Стили средневековья (готика, романский стиль). | 3 |
4 | Раннее Возрождение. Особенности эпохи. | 2 |
5 | Среднее и позднее Возрождение живопись, архитектура, литература, музыка. | 4 |
6 | Барокко: время появления, особенности. Рококо как приемник барокко. | 3 |
7 | Эстетическое направление в искусстве: классицизм. Ампир– тенденции времени. Преемственность стилей. | 3 |
8 | Практический урок. Сравнение и отличие стилей, и произведение в этих стилях. | 4 |
9 | Закрепление всего материал по всем стилям. | 1 |
10 | Массовая культура. Конец 19-го – начало 20-го века. Модерн-стремление к переменам. | 2 |
11 | Особенности индустриальной культуры в России в конце 19-го – начале 20-го веков. | 2 |
12 | Выдающиеся личности в области искусства. Практический урок. Обобщение. Таблица за весь год (живопись, архитектура литература, театр, музыка). | 4 |
13 | Обобщающий урок. Конференция. Выставка. Просмотр научно– популярных фильмов. | 1 |
Общее количество часов | 35 |
Модуль 4. Изучение развитие мировой культуры в 20–21-х веках. 11-й класс.
Образовательные и дидактические цели модуля.
На основе изучения модуля 1, модуля 2, модуля 3 учащимся предстоит проследить влияние стилистических изменений видов и жанров искусства на современное искусство и культуру не только зарубежных стран, но и России в 20–21-х веках.
Содержание модуля.
- Исторический экскурс. Особенности столетия. Появление новых направлений в живопись, музыке, архитектуре. Примеры.
- Особенности зарубежной культуры 20-х годов. Особенности русской культуры 20-х годов. Новые направления в живописи (экспрессионизм и др.), литературе, архитектуре.
- Культура 30–50-х годов 20-го века. Сравнение России и Запада. Литература, Архитектура, Музыка, Живопись.
- Культура 60–70-х годов 20-го века. Исторический экскурс. Жизнь запада: развитие музыкальной индустрии, молодежные стили и направления. Диссидентская литература хрущевской эпохи.
- Массовая культура 70–80-х годов в странах Африки и Латинской Америке.
- Культура на перепутье: распад СССР – что дальше? Российский кинематограф. Голливуд. Появление и развитие рекламы. Художественная сторона рекламного бизнеса. Графика и комиксы: визитные карточки 20-го века. Мультипликация: Россия и Запад. Современное арт-искусство: особенности и противоречия. Современные российские художники (И.Шилов, Н.Сафронов, И.Глазунов, С. Андреяка). Произведения современных российских архитекторов (З.Церетелли, Э.Неизвестный)
Результаты изучения модуля.
В результате изучения модуля 4 должно быть развито толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость. Необходимо развивать навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Формы и виды учебных заданий.
Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе.
Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.
Тематическое планирование модуля.
№ Темы | Содержание | Кол-во часов |
1 | Исторический экскурс. Особенности столетия. | 1 |
2 | Появление новых направлений в живописи, музыке, архитектуре. Примеры. | 1 |
3 | Особенности зарубежной и русской культуры 20-х годов. | 3 |
4 | Новые направления в живопись (экспрессионизм и др.), литературе, архитектуре. Ознакомительный урок. | 1 |
5 | Просмотр научно-популярных фильмов о развитии культуры начала 20 века. | 1 |
6 | Обобщающий урок по теме Культура начала 20 века. | 2 |
7 | Культура 30–50-х годов 20-го века. Сравнение России и Запада. Литература, Архитектура, Музыка, Живопись. | 4 |
8 | Обобщающий урок по теме “ Мировая культура 30–50-х годов” | 1 |
9 | Культура 60–70-х годов 20-го века. Исторический экскурс. | 1 |
10 | Жизнь запада: развитие музыкальной индустрии, молодежные стили и направления. | 2 |
11 | Диссидентская литература хрущевской эпохи. | 2 |
12 | Массовая культура 70–80-х годов в странах Африки и Латинской Америке. | 1 |
13 | Культура на перепутье: распад СССР – что дальше? | 1 |
14 | Российский кинематограф. Голливуд. | 1 |
15 | Появление и развитие рекламы. Художественная сторона рекламного бизнеса. | 3 |
16 | Графика и комиксы: визитные карточки 20-го века. | 1 |
17 | Мультипликация: Россия и Запад. | 1 |
18 | Современное арт-искусство: особенности и противоречия. | 1 |
19 | Современные российские художники (И.Шилов, Н.Сафронов, И.Глазунов, С.Андреяки). Произведение современных российских архитекторов (З.Церетелли, Э.Неизвестный). | 4 |
20 | Урок-конференция: “Мы и современная культура” (Доклады, фильмы). Обобщающий урок по теме 60-90 годы | 1 |
21 | Обобщающий урок за год. | 1 |
Общее количество часов | 35 |