Урок-путешествие "Азотная кислота". 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Учебник: Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009. – 191 с.

Задачник: Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.В. Задачник: 8–11 классы: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 272 с.

Цель: сформировать представление учащихся о  взаимосвязи способов получения, свойств и применения веществ  в ходе составления характеристики азотной кислоты.

Задачи:

  • способствовать  систематизации  понятийного аппарата: вещество, электролит, ион, заряд иона, гидроксид, кислота, химические свойства азотной кислоты, общие свойства кислот, специфические свойства азотной кислоты, степень окисления химического элемента, окислитель, восстановитель, взаимосвязь способов получения, свойств и применения  азотной кислоты на уровнях:

5”  – обосновать,   доказать;  “4” – характеризовать, применить;  “3” – рассказать;

  • способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять формулы веществ по степени окисления  химических элементов (по зарядам ионов), уравнения химических реакций с участием азотной кислоты; 
  • способствовать  формированию общеучебных умений:   

а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты,  устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать кислоты по свойству реагирования с металлами; делать выводы); 
б) учебно-информационных (работать с   текстом);
в) учебно-организационных (понимать смысл задания,  распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);                                            
г) учебно-коммуникативных (сотрудничать в  группе).

  • способствовать формированию критического мышления учащихся  (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными); 
  • создать условия для формирования партнерских отношений между учениками через включение  их в  групповую форму  работы.

Форма проведения: урок с включением  групповых, индивидуальных  форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ.

Продолжительность учебного занятия:  45 минут.

Использование  педагогических технологий: метод  проблемного обучения, обучение в сотрудничестве

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ГИА (приводятся в приложении 1).

Умения и виды деятельности, проверяемые КИМ ГИА (приводятся в приложении 1)

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ (приводятся в приложении 1).

Умения и виды деятельности, проверяемые КИМ ЕГЭ (приводятся в приложении 1).

Маршрут путешествия (тема урока и маршрут путешествия представлен на слайде № 1, презентация)

  1. Станция историческая
  2. Станция химическая
  3. Станция практическая

Ход урока

Организационный момент – 1 мин:

Мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы отправимся в путешествие, во время которого мы должны будем вспомнить, что мы знаем о кислотах, об окислительно-восстановительных реакциях, реакциях ионного обмена. И конечно же, мы узнаем что-то новое.

Вспомним, по каким признакам классифицируют кислоты?

(Основность, содержание кислорода) – фронтальная беседа (1 мин).

Вывод (учитель): Значит, азотная кислота – сильная кислородсодержащая одноосновная кислота, формула которой – HNO3

I. Первая станция – историческая.

Учащимся по группам предлагаются карточки (представлены в приложении № 2). На обсуждение каждой группе дается 2 мин, на ответы каждой группе – 1 мин)

Вывод (учитель, слайд № 2, презентация,1 мин):

Итак, с древности (с VIII века) существовал способ получения азотной кислоты путём сухой перегонки:

а) селитры (NaNO3 или KNO3)

б) с квасцами (M+2SO4M3+2(SO4)324H2O, где где M+ — один из щелочных металлов (литий, натрий, калий, рубидий или цезий, а M3+ — один из трехвалентных металлов (обычно алюминий, хром или железо(III)), например, Na2SO4Fe2(SO4)324H2O

в) медным купоросом (CuSO45H2O).

Этот метод с теми или иными модификациями, наиболее существенной из которых была замена медного купороса железным (FeSO47H2O), применялся в европейской и арабской алхимии вплоть до XVII века, когда немецкий химик И. Р. Глаубер предложил получать азотную кислоту при умеренном нагревании (до 150?C) калиевой селитры с концентрированной серной кислотой:

KNO3 + конц. H2SO4 HNO3 + KHSO4.

II. Вторая станция – химическая.

Учащимся предлагается вспомнить свойства кислот (взаимодействие с основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями (согласно ряду кислот)), предлагается закончить уравнения реакций (слайд № 3, презентация), составив для них полные и сокращенные ионные уравнения:

а) CaО + HNO3

б) CaCO3 + HNO3

в) Cu(OH)2 + HNO3

г) ZnO + HNO3

д) NaOH + HNO3

е) Na2SO3 + HNO3

Учащиеся выполняют задание в тетради, отдельные учащиеся у доски. На выполнение задания отводится 12 мин, после чего учащимся предлагается проверить задание (слайд № 4, презентация):

а) CaО + 2HNO3 Сa(NO3)2 + H2O
CaO + 2H+ + 2NO3Ca2+ + 2 NO3 + H2O
CaO + 2H+ Ca2+ + H2O

б) CaCO3 + 2HNO3 Сa(NO3)2 + CO2 + H2O
CaCO3 + 2H+ + 2NO3Ca2+ + 2 NO3 + CO2 + H2O
CaCO3 + 2H+ Ca2+ + CO2 + H2O

в) Cu(OH)2 + 2HNO3 Сu(NO3)2 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ + 2NO3Cu2+ + 2 NO3 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ Cu2+ + 2H2O

г) ZnO + 2HNO3 Zn(NO3)2 + H2O
ZnO + 2H+ + 2NO3Zn2+ + 2 NO3 + H2O
ZnO + 2H+ Zn2+ + H2O

д) NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O
Na+ + OH + H+ + NO3 Na+ + NO3 + H2O
OH + H+ H2O

е) Na2SO3 + 2HNO3 2NaNO3 + SO2 + H2O
2Na+ + SO32 – + 2H+ + 2NO3 2Na+ + 2NO3 + SO2 + H2O
SO32 – + 2H+ SO2 + H2O

Одновременно проводится фронтальная беседа (2 мин) по вопросам:

  • К какому типу относятся все предложенные реакции?
  • Почему все они протекают до конца?
  • Какие вещества раскладываются на ионы, какие – не раскладываются и почему?

Далее разбираются специфические свойства азотной кислоты (объяснение учителя) – 18 мин.

1. Азотная кислота в любой концентрации проявляет свойства кислоты-окислителя, при этом азот восстанавливается до степени окисления от +4 до ?3. Глубина восстановления зависит в первую очередь от природы восстановителя и от концентрации азотной кислоты. Как кислота-окислитель, HNO3 взаимодействует:

а) с металлами (учащимся раздаются таблицы (приложение 3)

Примеры уравнений ОВР (с электронными балансами). Одновременно повторяются правила составления уравнений ОВР. Слайд 5, 6 (презентация)

Слайд 5 (презентация):

3Zn0 + 8HN+5O3 (конц) 3Zn+2(NO3)2 + 2N+2O + 4H2O

Переход е Число е НОК Коэф. Ок-ль /в-ль Ок-е /в-е
Zn0 Zn+2

2

6

3

Восстановитель, т.к. отдает е В процессе реакции окисляется
N+5 + 3е N+2

3

2

Окислитель, т.к. принимает е В процессе реакции восстанавливается

Слайд 6 (презентация):

5Zn0 + 12HN+5O3 (разб) 5Zn+2(NO3)2 + N20 + 6H2O

Переход е Число е НОК Коэф. Ок-ль /в-ль Ок-е /в-е
Zn0 Zn+2

2

 

10

5

Восстановитель, т.к. отдает е В процессе реакции окисляется
2N+5 + 5е 2 N20

 

10

1

Окислитель, т.к. принимает е В процессе реакции восстанавливается

Отмечается, что в таблице (приложение 3) отражается только доминирующий ход реакции. Это означает, что, как правило, идет несколько реакций одновременно. Например, при взаимодействии Zn с HNO3 (с массовой долей 30%) в продуктах будет содержаться NO, NO2, N2O, N2 и NH4NO3.

Единственная общая закономерность при взаимодействии азотной кислоты с металлами: чем более разбавленная кислота и чем активнее металл, тем глубже восстанавливается азот:

увеличение концентрации кислоты NO2, NO, N2O, N2, NH4NO3 увеличение активности металла

Вводится понятие о пассивации металлов, как о переходе поверхности металла в неактивное, пассивное состояние, связанное с образованием тонких поверхностных слоёв соединений, препятствующих окислению

2. С неметаллами, при этом азот обычно восстанавливается до NO2 или NO

Приводятся примеры уравнений ОВР (с электронными балансами). Слайды 7,8 (презентация).

Слайд 7 (презентация).

S0 + 6HN+5O3 H2S+6O4 + 6N+4O2 + 2 H2O

Переход е Число е НОК Коэф. Ок-ль /в-ль Ок-е /в-е
S0 S+6

6

 

6

1

Восстановитель, т.к. отдает е В процессе реакции окисляется
N+5 + 1е N+4

 

1

6

Окислитель, т.к. принимает е В процессе реакции восстанавливается

Слайд 8 (презентация).

3P0 + 5HN+5O3 + 2H2O 3H3P+5O4 +5 N+2O

Переход е Число е НОК Коэф. Ок-ль /в-ль Ок-е /в-е
P0 P+5

5

 

15

3

Восстановитель, т.к. отдает е В процессе реакции окисляется
N+5 + 3е N+2

 

3

5

Окислитель, т.к. принимает е В процессе реакции восстанавливается

3. Концентрированная HNO3 разлагается на свету и при нагревании  (слайд 9, презентация):

4HN+5O3 4N+4O2 + 2H2O + O20

Переход е Число е НОК Коэф. Ок-ль /в-ль Ок-е /в-е
2O – 2 2 O20

4

 

4

1

Восстановитель, т.к. отдает е В процессе реакции окисляется
N+5 + 1е N+4

 

1

4

Окислитель, т.к. принимает е В процессе реакции восстанавливается

III. Третья станция – практическая.

Учащимся по группам предлагается задание – сравнить области применения азотной кислоты в конце XIX-начале XX в.в. и сейчас (текст на слайде, слайд 10, презентация).

Текст на слайде:

В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (Петербург, 1890 – 1907 г.г.) говорится:

“Азотная кислота имеет множество применений, самых разнообразных, так напр., она массами идет на приготовление азотнокислого серебра (ляписа, адского камня), употребляемого в фармацевтическом и фотографическом деле, помощью ее же готовится из бензола и нитробензола (исходного вещества для фабрикации анилина и фуксина), нитроглицерин, хлопчатобумажный порох, пикриновая кислота, фталевая кислота, ализарин, гремучее серебро и т.п. С основаниями азотная кислота образует азотнокислые соли или нитраты, которые все (за исключением основного азотнокислого висмута) растворимы в воде и будучи брошены на раскаленный уголь дают более или менее сильную вспышку. Важнейшие из них — азотнокислый калий (селитра), азотнокислый натр (чилийская селитра), азотнокислый аммоний, азотнокислое серебро (ляпис, адский камень) и азотнокислое железо, употребляемое, как протрава в красильном деле при окраске шелка”.

Сейчас азотная кислота применяется:

  • в производстве минеральных удобрений;
  • в военной промышленности (в производстве взрывчатых и отравляющих веществ, как окислитель ракетного топлива);
  • в фотографии — подкисление некоторых тонирующих растворов[2];
  • в станковой графике — для травления печатных форм (офортных досок, цинкографических типографских форм и магниевых клише).
  • в производстве красителей, лекарств

Учащимся предлагаются вопросы:

  • изменились ли области применения азотной кислоты с XIX века?
  • как именно изменилось и почему?

На обсуждение и ответ каждой группе дается 1 мин, затем – межгрупповое обсуждение – 1 мин)

В заключение предлагается слайд “Действие HNO3 на организм человека” (слайд 11, презентация) – 1 мин

Азотная кислота и её пары очень вредны: пары вызывают раздражение дыхательных путей, а сама кислота оставляет на коже долгозаживающие язвы. При действии на кожу возникает характерное желтое окрашивание кожи, обусловленное ксантопротеиновой реакцией. При нагреве или под действием света кислота разлагается с образованием высокотоксичного диоксида азота NO2 (газа бурого цвета).

Домашнее задание (слайд № 12, презентация, 1 мин)

§ 19, упр. 4, 7 стр. 59 (учебник), упр. 14-82, 14-83 стр. 144 (задачник),  составить уравнения окислительно-восстановительных реакций с электронными балансами:

а) Cu + HNO3 (разб)
б) Cr + HNO3 (разб)
в) Ag + HNO3 (конц)
г) S + HNO3 H2SO4 + NO
д) P + HNO3 H3PO4 + NO2 + H2O