Цели мероприятия:
- повысить познавательный интерес и мотивацию учащихся к изучению предмета;
- повторить и обобщить пройденные темы курса, выявить межпредметные связи;
- развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, работать в коллективе, воспитывать культуру поведения и общения учащихся.
Предлагаемая разработка была использована при проведении урока в 8-х классах.
Все ученики случайным образом были сгруппированы в 4 команды, на столах разложены папки с дополнительными заданиями: ребусы, загадки, домино [1,3,4].
Используются компьютеры, проектор, презентация "Своя игра" (Приложение 1), тестовые вопросы (Приложение 2, Приложение 3).
Ход мероприятия
1. Организационная часть (3 мин)
- знакомство с правилами проведения мероприятия;
- сообщение критериев оценивания ответов;
2. Основная часть (35 мин)
Отборочный тур проходил с использованием компьютерных тестов (Приложение 2, Приложение 3).
Далее учащимся были предложены по 5 вопросов из следующих тем (Приложение 1):
- Основные устройства ПК:
- какое устройство компьютера моделирует мышление человека
- от чего зависит производительность работы компьютера
- назовите свойства внутренней памяти компьютера
- что такое трекбол
- как называется электронная схема, управляющая работой внешнего устройства
- Графические редакторы:
- как называется набор цветов, которые отображаются на экране монитора и которые можно выбрать в графических редакторах
- минимальные участок изображения, которому независимым образом можно задать цвет
- как называется этот инструмент , его назначение
- суть какого представления графической информации характеризуют слова детской песенки:
Точка, точка, запятая -
Вышла рожица кривая.
Палка, палка, огуречик -
Получился человечек.
В цветовой модели RGB установлены следующие параметры 0, 255, 0.
Какой цвет будет соответствовать этим параметрам?
- Измерение информации:
- сколько бит информации несет сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза
В корзине лежат 16 шаров разного цвета.
Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар?
- в каких единицах измеряют скорость передачи информации
- чему равен 1 Килобайт
- 1 Тбайт = 1024 Гбайта
- ??? = 1024 Тбайта
- Глобальная компьютерная сеть:
- расшифруйте TCP/IP
- в разговорном языке этот символ называют улиткой (Италия, Корея, Испания, Турция), мышкой (Тайвань), кошкой (Финляндия), а в России -:
- браузер
- что такое ТЕГ (от англ. tag)?
- Web-страницы имеют расширение :
- История развития информатики:
- кто изображен на фото (Августа Ада Лавлейс)
- как называлась первая ЭВМ
- как называется семейство микропроцессоров фирмы Intel
- в компьютерах какого поколения использовались эти (на фото - транзисторы) элементы?
- как назывался "полудрагоценный" компьютер
- Калейдоскоп:
- какую клавишу называют "тильда"
- что обозначает слово Google
- устройство, машина или система, выполняющее действия по заданной программе без участия человека (игрушка, имитирующая стреляющее оружие)
- несколько транзисторов, объединенных в схему, осуществляющую элементарные операции по обработке информации (сантехническое устройство, предназначенное для регулирования подачи воды)
- что получится из исходного слова после нажатия клавиш (\-курсор)
\ИНФОРМАТИКА
Del Del > > > > > Del Del Del Del
В финале на выбор предложены вопросы по математике, биологии, географии, истории.
- Древнегреческий математик, заложивший основы геометрии как науки, автор алгоритма нахождения НОД двух натуральных чисел?
- Если "БИО" означает "живой", то что означает "ВИРУС"?
- Этот северный полуостров дал название химическому элементу
(Sc - атомный номер 21, легкий металл серебристого цвета, был предсказан Менделеевым и открыт швед.химиком Нильсоном в 1879г.)
- Как в Элладе называли раба, который должен был следить за успехами подопечного ребенка в учебе, учить его хорошим манерам, а также наказывать его прутьями?
3. Дополнительные задания (5 мин)
При выполнении дополнительных заданий учащиеся внутри команды разбивались на пары. Первая пара отгадывала загадки (Приложение 4) и из первых букв слов-ответов составляла слово, относящееся к информатике. Вторая пара расшифровывала ребусы (Приложение 5). Третья - по правилам домино (Приложение 6) составляла цепочку терминов, связанных с понятием "информация и информатика".
4. Подведение итогов (2 мин)
Используемая литература
1. Д.М.Златопольский. Занимательная информатика. М.:Бином. Лаборатория знаний, 2011
2. И.Г.Семакин. Информатика и ИКТ. М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009
3. Газета "Информатика" изд.дома "Первое сентября", 2010-2011 гг.
4. М.А.Гольцман, Н.Б.Дроздов, А.А.Дуванов, Я.Н.Зайдельман, Ю.А.Первин, А.А.Русс. ПМК "Роботландия", http://botik.ru/~robot