Урок "Безударные гласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Класс: 3

Цели урока:

  • усвоить  особенности проверочных и проверяемых слов, овладеть способами  проверки;
  • развивать устную связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать трудолюбие, дружбу

Наглядность и оборудование: карточки, учебники, демонстрационная таблица.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

III. Чистописание

Д д дд

Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.

IV. Работа по теме урока

1. Повторение материала об однокоренных словах

– Из каждой строчки выпишите однокоренные слова. Выделите корень, поставьте ударение.

Вода, водитель, подводный.
Лесник, перелесок, лестница.
Морс, море, моряк.

– Почему эти слова, которые вы выписали, однокоренные? Какое правило вы знаете о правописании корней в однокоренных словах?

Запомни!

Правописание корней. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.

 2. Работа по учебнику, стр. 86 упр. 230

– Только ли в корне могут быть безударные гласные? Прочитайте сведения на стр. 86-87.

3. Работа над правилом, стр. 88

– Как найти проверочное слово?

Работа над правилом проводится по частям, учитывая способ проверки (проверка путем изменения формы слова: м…чей – мяч, а также путем подбора однокоренного слова: д…лекий – даль)

4. Упражнение в проверке безударных гласных в корне (упр. 231)

V. Физкультминутка

VI. Работа с учебником

1. Упр. 232-233, стр.88

Отрабатывается порядок действий при проверке гласной буквы в корне слова.
1)         Найти в слове ударный  слог.
2)         Выделить корень.
3)         Подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.
4)         Написать в корне проверяемого слова ту же букву, что и в проверочном (уд…вилась – диво – удивилась)

При выполнении упражнений ученик пишет сначала проверочное слово, потом проверяемое (почта – почтовый)

2. Рифмованные упражнения

Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья –
Вызывает он сомненья.

Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп!
Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело.

VII. Домашнее задание

Упр.234, правило.

VIII. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?