ЧАСТЬ VIII. ВОДОРОД
Изложение темы «Водород» ведется по алгоритму, предложенному учащимся в предыдущей теме «Кислород», а именно:
- Характеристика элемента.
- Характеристика вещества
- Способы получения вещества в лаборатории и промышленности
- Химические свойства вещества
- Применение вещества.
Удобнее излагать тему в виде заранне подготовленной таблицы, где анализируются элемент и вещество водород. Благодаря такой компоновке материала, ученики еще раз повторяют понятия «химический элемент» и «химическое вещество».
1 2
N | Химический элемент водород | N | Вещество водород |
1 | Химический символ – Н; латинское название – Hydrogenium | 1 | Химическая формула H2, молярная масса – 2 г/моль (легче воздуха) |
2 | Положение в ПСХЭ: I период, VII группа, главная подгруппа | 2 | Агрегатное состояние (н.у.) – газ |
3 | Наличие изотопов: 11H 12D, 13 T |
3 | Температуры фазовых переходов: Токип. = – 252,8оС, Топл. = – 257,3оС |
4 | Состав атома превалирующего Изотопа 11H: р+ = 1; е– = 1; n0 = 0 |
4 | Органолептические свойства: без цвета, без запаха, без вкуса, ρ = 0,09 г/л |
5 | Относительная атомная масса, принимаемая при расчетах (Аr) 1 | 5 | Отношение к воде: практически не растворим (0,0185 объема водорода на 1 объем воды 18оС) |
6 | Валентность I | 6 | Как все газы: неэлектропроводен, нетеплопроводен |
3. Вещество водород получают:
А) В лаборатории путем взаимодействия металлов с некоторыми кислотами, например:
Б) В промышленности водород получают либо электролитическим разложением воды (под воздействием постоянного тока):
либо из природного газа (термическое разложение углеводородов)
4. Химические свойства водорода
Молекулы водорода очень прочны: для разрушения 1 моль молекул водорода необходимо затратить 432 кДж энергии. Поэтому большинство реакций с водородом происходят при повышенной температуре или при ином воздействии (облучение). При обычных температурах он вступает в реакцию только с очень активными металлами или фтором.
Каждая предлагаемая реакция иллюстрируется видеофрагментом; затем реакции прописываются учителем на доске совместно с учениками. При таком постепенном заполнении таблицы материал урока легче усваивается и запоминается.
Задание: §§ 25, 26, 27, упр.1, 2, 3, 5, 7, 9 с.76-77. [1]. Выполнить Приложение 1.
ЧАСТЬ IX. ВОДА
Данная тема является первой темой в курсе химии 8-9 классов, где рассматриваются свойства сложного вещества. Поэтому характеристика элемента в алгоритме заменяется на анализ состава молекулы, подчеркивая при этом, что новое сочетание известных элементов приводит к новым свойствам. Возможно упомянуть в общем виде (без конкретики) положения теории строения химических соединений А.М.Бутлерова: свойства веществ зависят от того, какие атомы входят в состав молекулы.
Опыт работы показывает, что часть темы
«Химические свойства воды» лучше излагать в 2
этапа. Первый – рассмотрение химических свойств
воды при взаимодействии с простыми веществами. В
данном случае подчеркивается, что металлы
разбиваются на 3 группы в соответствии с их
активностью. Вводится понятие Ряда активности
металлов.
Второй этап – взаимодействие воды с оксидами –
лучше излагать при рассмотрении темы «Оксиды»,
после рассмотрения классификации сложных
веществ, их номенклатуры.
При изучении свойств данных веществ необходимо
использовать готовые таблицы либо в виде
раздаточного материала либо в виде демонстрации
текста на экране, демонстрационных опытов -
видеофрагментов.
Характеристика молекулы:
Химическая формула Н2О, в состав
входят 2 атома водорода и 1 атом кислорода.
Молярная масса – М = 18 г/моль
Физические свойства
1 | Агрегатное состояние (н.у.) – жидкость |
2 | Температуры фазовых переходов: Токонд.= 0оС, Токип.=100оС |
3 | Органолептические свойства: без цвета, прозрачная, без вкуса, без запаха, ρ = 1г/см3 (при 4оС) |
4 | Особые свойства: неэлектропроводна; при кристаллизации увеличивается в объеме. |
Химические свойства
Опыт работы показывает, что данную часть темы лучше излагать в 2 этапа. Первый –рассмотрение химическмх свойств воды при взаимодействии с простыми веществами. В данном случае подчеркивается, что металлы разбиваются на 3 группы в соответствии с их активностью. Вводится понятие Ряда активности металлов.
Второй этап – взаимодействие воды с оксидами – лучше излагать при рассмотрении темы «Оксиды», после рассмотрения классификации сложных веществ, их номенклатуры.
Вода – химически неактивное вещество, поэтому возможность взаимодействия с другими веществами определяется химической активностью этих веществ и условиями реакции (температурой взаимодействия).
Задание: §29, упр. 4, 5, с.87 [1].
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ РАСТВОРЕННОГО ВЕЩЕСТВА
Для лучшего понимания данной темы, необходимо напомнить учащимся, что вода является и эталоном плотности (ρ ~ 1 г/см3) и универсальным растворителем, а также обратить внимание учащихся на математическую аналогию понятий «массовая доля элемента» и «массовая доля растворенного вещества».
Массовой долей элемента в веществе называется отношение массы данного элемента ко всей массе молекулы. Массовая доля может быть выражена либо в долях от единицы, либо в процентах. Но тогда при формулировке вопроса указывается не «массовая доля элемента», а «процентное содержание элемента в веществе».
Массовой долей растворенного вещества называется отношение массы растворенного вещества ко всей массе раствора. Массовая доля может быть выражена либо в долях от единицы, либо в процентах. Но тогда при формулировке вопроса указывается не «массовая доля вещества в растворе», а «процентное содержание вещества в растворе» или ПРОЦЕНТНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ.
ПРИМЕР.
Определить массовую долю хлорида калия в растворе, если для его приготовления взяли 3 грамма соли и 47 грамм воды.
Задание: §28, упр. 3, 5, зад. 2, 3, 4 с. 81; зад. 1, с. 88 [1]. Выполнить Приложение 2.
Завершить прохождение тем «Кислород», «Водород» и «Вода» необходимо контрольной работой «Химия веществ» [4].
Источники информации:
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: неорганическая химия: учеб. для 8 класса общеобразоват.учреждений/12-е изд., испр. – М.:Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. – 176 с.:ил
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 8 класс/Л.С.Гузей и др. – М.: «Интеллект-Центр», 2000. – 40с.
- Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя/ 8-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 80 с.
- Богданова Н.Н., Мещерякова Л.Н. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 8-9 класс. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 128с.