Тип урока: Комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательная
– познакомить учащихся с основными
химическими свойствами белков на основе
проведения опытов и компьютерной презентации;
– выявить взаимосвязь химии и биологии.
Развивающая
– развивать мышление учащихся и их умение прогнозировать свойства белков на основе самостоятельного проведения опытов, решения задач.
Воспитательная
– формировать научное мировоззрение
учащихся на примере интеграции естественных
наук, лежащих в основе строения организма;
– воспитывать самостоятельность,
познавательный интерес, аккуратность и
дисциплинированность;
– способствовать сотрудничеству учащихся друг с
другом;
– способствовать сотрудничеству учителя с
учащимися.
Задачи урока: (Слайд №2)
– раскрыть ведущую роль белков в
строении и жизнедеятельности клетки;
– объяснить строение молекул белка;
– изучить химические свойства белков;
Предполагаемые результаты обучения:
– учащиеся должны знать: состав белков, уровни организации белковой молекулы, свойства и функции белков;
– учащиеся должны уметь: проводить реакции подтверждающие свойства белков, качественные реакции на белки, объяснять функции белков в организме.
Методы обучения:
По характеру познавательной деятельности: исследовательский.
По виду источников знаний: словесно-наглядно-практический.
По форме совместной деятельности учителя и учащихся : беседа.
По стимулированию контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
– контроль за проведением
практического эксперимента;
– фронтальный (устный) контроль;
– тестовый контроль.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, спички, инструкция к работе, пипетка, компьютер, видеопроектор, видео-презентация, карты-инструкции к выполнению лабораторных работ.
Реактивы: Хлорид натрия (раствор), соляная кислота (раствор), гидроксид натрия (20% раствор), этиловый спирт, дистиллированная вода, сульфат меди (II) (2%), азотная кислота (концентрированная), нитрат серебра, яичный белок.
План урока: (Слайд №3)
– Организационный момент;
– проверка домашнего задания;
– изучение нового материала;
– лабораторная работа №1;
– лабораторная работа №2;
– обобщение темы;
– рефлексия;
– домашнее задание;
– итоги урока.
Ход урока
Организационный момент:
Проверка домашнего задания.
Контрольные вопросы:
- Какие соединения называют амфотерными?
- Обладают ли амфотерными свойствами аминокислоты?
- Какие аминокислоты называются незаменимыми? Приведите примеры?
- Какие реакции называются реакциями поликонденсации? Характерны ли реакции поликонденсации для аминокислот?
- Какие соединения называют пептидами?
- Какая группа атомов называется пептидной?
- Напишите уравнения реакции позволяющие осуществить следующие превращения?
Этан —> А —>Уксусный альдегид —> Б —> В Аминоуксусная кислота
Назовите вещества: А, Б, В.
Изучение нового материала:
Вступительное слово учителя:
(Слайд №4)
Образовательные программы разделяют окружающие нас природные явления на отдельные предметы: физику, химию, биологию и другие. Природа представляет собой единое целое. На этом уроке мы установим на примере изучения свойств белков связь между различными предметами.
“С полным основанием можно считать, что белки – самые важные из всех веществ, входящие в состав организма животных и растений” (Л Полинг).
1. История открытия белков(Слайды №5,6)
1888 г. – русский ученый биохимик А.Я.Данилевский на основании своих опытов впервые высказал гипотезу о пептидной связи между остатками аминокислот в белковой молекуле.
1899 г. – немецкие химики Эмиль Фишер и Франц Гофмейстер высказали предположение: в белках аминокислоты связаны за счет аминогруппы одной кислоты и карбоксила другой. Эта гипотеза в 1907г. получила название “полипептидной теории”.
2. Состав белков(Слайды №7-10)
В состав белковых веществ входят элементы: C,H,O,N,P,S. Определить химический состав молекулы белка, помогло изучение продуктов гидролиза. Как установил Фишер, в результате гидролиза получается смесь различных аминокислот. Наиболее часто в составе белков встречаются 20 аминокислот, имеющих различное строение углеродного скелета. Например:
Учитель формулирует определение белков как природных полимеров, молекулы которых построены из остатков аминокислот, соединенных пептидной связью.
3. Физические свойства белков (Слайды №11,12)
Одни белки растворяются в воде с образованием коллоидных растворов (яичный белок), другие нерастворимы (белки покровных тканей – кератин, коллаген, эластин), отдельные белки растворимы в разбавленных растворах солей.
4. Строение белков (Слайд №13)
5. Функции белков(Слайды №14-19)
Значение белков для жизни очень велико и функции их разнообразны.
Строительная – клеточные мембраны, покровные
ткани, шерсть, перья, рога, хрящи, волосы.
Транспортная – накопление и транспортировка по
организму важнейших веществ.
Энергетическая – запас аминокислот для развития
организма.
Двигательная – сократительные белки – основа
мышечных тканей.
Защитная – белки-антитела и антитоксины
распознают и уничтожают бактерии и
“чужеродные” вещества.
Каталитическая – белки– природные катализаторы
(ферменты).
Лабораторная работа №1 (Слайд №20)
“Каталитическая активность ферментов в живых тканях”.
Цели: ознакомить с ролью ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и научить объяснять результаты работы.
Оборудование и реактивы: предметные и покровные стекла, пинцеты, лупы, микроскопы, стеклянные палочки, стаканы с водой, свежеприготовленный 3%-й раствор пероксида водорода, кусочки сырого и вареного картофеля, листья элодеи.
Ход работы
На предметное стекло положите кусочек сырого и вареного картофеля и капните раствор пероксида водорода. Рассмотрите с помощью лупы и сравните активность фермента в живой и мертвой тканях картофеля.
Приготовьте препарат элодеи, рассмотрите его под микроскопом – зарисуйте несколько клеток листа. Капните на препарат элодеи раствор пероксида водорода и снова наблюдайте за состоянием клеток.
Результаты исследований занесите в таблицу (Слайд №21)
Ответьте на вопросы: (Слайд №22)
Какой газ выделяется из клеток листа?
Почему происходит его выделение?
Как проявляется активность фермента в живой и
мертвой тканях растений?
Как вы считаете: все ли живые организмы содержат фермент каталазу, обеспечивающий разложение пероксида водорода?
6. Основные химические свойства белков
Задача учащимся: Исходя из строения белков, как многофункциональных веществ, предположите их химические свойства. Известные нам белки обладают различными свойствами. Некоторые из них, например, белки, содержащиеся в волосах, ногтях, перьях птиц, нерастворимы в воде, тогда как другие растворяются. Гидролиз – разрушение первичной структуры белка. В лабораторных условиях этот процесс проводится в присутствии кислот и щелочей. В организме он происходит под действием ферментов, что приводит к образованию аминокислот, из которых в клетках организма образуются белки, характерные для данного организма. (Слайд №23)
Исследуем свойства белков: (Слайд №24)
Опыт №1 Высаливание. Под действием раствора хлорида натрия яичный белок высаливается. Данный процесс обратимый, так как при попадании в чистую воду белок снова растворяется.
Опыт №2 Свертывание белков. В каждую из четырех пробирок приливаем по 2 мл яичного белка. Затем добавляем в первую пробирку – соляную кислоту, во вторую – гидроксид натрия, в третью – этиловый спирт, а четвертую пробирку нагреем на огне. Затем добавляем дистиллированную воду и встряхнем пробирки.
Опыт №3 Наличие белка в различных продуктах определяют с помощью реакции идентификации. Одна из них горение.
Вопросы к проведенным опытам: (Слайд №25)
– какие изменения происходят в структуре белка?
– меняется ли первичная структура?
– почему свернувшийся белок не растворяется в воде?
Вывод:
Белки коагулируют под действием всех этих веществ. При этом структура белка необратимо разрушается. Произошла денатурация. Ученные полагают, что процессы старения связаны с медленно протекающей денатурацией, так как денатурация приводит к нарушению антигенной чувствительности белка, а иногда к полному блокированию ряда иммунологических реакций, нарушению обмена веществ.
Лабораторная работа №2
(Слайд №26)“Качественные реакции на белки”.
Ксантопротеиновая реакция (обнаружение бензольных ядер в аминокислотных остатках). В пробирку поместите 10 капель раствора яичного белка и 2 капли концентрированной 1:3 азотной кислоты. Смесь осторожно нагрейте до появления желтого осадка и охладите. Добавьте по каплям концентрированный раствор аммиака до появления оранжевой окраски.
Белок + HNO3(Конц.) —> желтое окрашивание.
Вопросы: (Слайд №27)
Какие аминокислоты можно обнаружить с помощью
данной реакции?
Можно ли считать данную реакцию – качественной
на белок?
Биуретовая реакция (распознавание пептидных связей). (Слайд №28)
Белок + NaOH + CuSO4 —> фиолетовое окрашивание.
Вопросы: (Слайд №29)
Наличие какого структурного фрагмента в молекуле необходимо для положительной биуретовой реакции?
Можно ли считать эту реакцию качественной на белок?
Осаждение белка солями тяжелых металлов. (Слайд №30)
В две пробирки поместите по 10 капель раствора яичного белка. В одну пробирку добавьте каплю 2%-ого раствора сульфата меди (II), в другую – раствор нитрата серебра
В обеих пробирках выпадает осадок.
Данное свойство белка связывать тяжелые металлы используется в медицине. Например, при отравлениях принимают внутрь сырой яичный белок.
Вопрос: (Слайд №31)
Наличие каких функциональных групп обуславливают взаимодействие белка с солями тяжелых металлов?
Выводы: (Слайд №32)
– белки могут быть как растворимы, так и не
растворимы в воде, это зависит от их состава и
структуры;
– при обработке хлоридом натрия белки
высаливаются из раствора – это обратимый
процесс;
– кислоты, щелочи, высокая температура разрушают
структуру белков что приводит к денатурации –
это необратимый процесс;
– распознать белки можно при помощи цветных
реакций: при обработке концентрированной HNO3
белки подвергаются денатурации и желтеют, а при
обработке раствором NaOH и насыщенным раствором
сульфата меди (II) белок становится фиолетовым.
Обобщение темы.
(Слайд №33)Итак, чтобы ответить на вопрос “Что такое жизнь?”, нужно знать что такое белок. Чем больше мы узнаем о белках, тем глубже проникаем в понятие “жизнь”. Насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика жизнь.
Проверь себя.
(Слайд №34)1. Для всех белков характерны свойства:
а) Растворимость и свертывание; б) Амфотерность и
денатурация; в) Гидролиз и растворимость в
солях; г) Летучесть и горение.
2. При гидролизе белков образуются:
а) Углеводороды; б) Углеводы; в) Жирные кислоты; г)
Аминокислоты.
3. Денатурация белков:
а) Осуществляется при действии ферментов или
путем нагревания; б) Приводит к нарушению
вторичной структуры белка; в) Приводит к
нарушению третичной структуры белка; г)
Используется для получения углеводов.
4. При действии концентрированной
азотной кислоты на белки появляется окрашивание:
а) Фиолетовое; б) Желтое; в) Зеленое; г) Синее
5. Белки являются продуктом
поликонденсации:
а) Углеводородов; б) Жирных кислот; в) Аминокислот;
г) Сахаров
Ответы. (Слайд №35)
1.Б) 2.Г) 3.А) 4.Б) 5.В)
Рефлексия.
(Слайд №36)Допишите предложения:
Самым интересным на уроке для меня
было…
Самым сложным на уроке для меня было…
Сегодня на уроке я узнал…
Итог урока.
Учитель объявляет оценки, комментирует полученные результаты и задает домашнее задание.
Домашнее задание:
§17, Упр. № 8-10. (Слайд №37)
Список литературы:
- Габриелян О.С. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. Дрофа 2009г.
- Новошинский И.И. Новошинская Н.С. Органическая химия 11 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. ООО ТИД “Русское слово” 2008г.
- Новошинский И.И. Новошинская Н.С. Органическая химия. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М. “Оникс 21 век” “Мир и Образование” 2006г.
- Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 10 класс: учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. – М. “Блик и КО” 2005г.
- Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. Учебное пособие. – М. “Аквариум” 2002г.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону. “Феникс” 1998г.
- Егоров А.С. Пособие – репетитор для поступающих в вузы. Ростов-на-Дону. “Феникс” 2008г.
- Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. – М ACADEMA. 1999г.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. Санкт-Петербург. “Полиус” 1998г.
- Барковский Е.В. Тесты по химии для школьников и абитуриентов. Минск. ООО “Юнипресс” 2002г.
- Образовательный интернет-ресурс: http//school-collection.edu.ru/collection/