Цели урока:
воспитывающая: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников;
развивающая: создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся в групповой работе по разрешению проблемной ситуации;
обучающая: организовать деятельность учащихся на усвоение:
знаний:
- понятие о скорости химических реакций;
- понятие о факторах, влияющих на скорость химической реакции;
- понятия “катализатор”, “ингибитор”;
умений:
- обращения с лабораторным оборудованием и веществами;
- делать выводы;
- наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать;
- слышать партнера, уважать чужое мнение.
Тип урока (по дидактической цели): урок изучения нового материала (новых знаний и способов действия).
Форма организации деятельности учащихся: групповая.
Средства обучения: лабораторное оборудование, вещества, инструкционная карта, ТСО.
В связи с поставленными целями выбираются методы обучения.
Общий метод
(частично-поисковый)
Частный метод
(словесно-наглядно-практический)
Конкретный метод
(объяснение с элементами беседы)
Методические приёмы
(лабораторные опыты, катехизисный диалог,
создание проблемной ситуации)
Этапы урока | Основные дидактические задачи | Формы организации деятельности учащихся | Методы обучения и приемы обучения | Средства обучения | Примерное время |
1. Орг-й | Психологический настрой учащихся на урок | Фронтальная | Словесный | 1 мин. | |
2. Актуализация | Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке | Фронтальная | Словесно-наглядный | (ТСО) Видеофрагмент |
5 мин. |
3. Целеполагание | Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся | Фронтальная | Словесно-наглядный | Школьная доска | 2 мин. |
4. Изучение нового материала | Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности | Групповая | Частично-поисковый (словесно-наглядно-практический) | Инструкционная карта, реактивы и лабораторное оборудование, тетрадь. | 25 мин. |
5. Самоконтроль и взаимоконтроль | Выявление качества знаний, установление причин недостатков, обеспечение способностей к оценочным действиям | Групповая (работа в парах) | Словесно-наглядно-практический | Карточки с заданиями; карточки с ответами | 7 мин. |
6. Подведение итогов | Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении | Фронтальная | Словесно-наглядный; поощрение лучших учеников | Школьная доска | 3 мин. |
7. Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий | Фронтальная | Словесно-наглядный | Учебник, школьная доска | 2 мин. |
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний.
- Что изучает химия? Что такое химическая реакция?
Химическая реакция – вот подлинная душа химии. Ежесекундно во всем мире их протекает бесчисленное множество. Я говорю, вы думаете – и в вашем мозгу (голове) совершаются миллионы химических реакций. В стакан крепкого чая вы кладете кусочек лимона, и цвет напитка бледнеет, т.к. произошла химическая реакция. Первобытный человек, который научился разжигать костер, провел первую химическую реакцию – реакцию горения. Что такое взрыв? Самая обыкновенная химическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества энергии и различных газов. Это пример моментально протекающего химического процесса (взрыв динамита). Эта реакция – “молния”. Есть и реакции “черепахи”, требующие для своего протекания несколько лет, десятилетий и ещё более длительных отрезков времени (ржавление железа).
Просмотр видеофрагмента.
II. Изучение нового материала.
Что же такое скорость химической реакции и как она определяется?
Как измерить скорость химической реакции?
Учащиеся выдвигают различные гипотезы и в итоге с помощью учителя приходят к выводу, что:
Реакции происходят при столкновении молекул реагирующих веществ. Ее скорость определяется количеством столкновений и вероятностью того, что они приведут к превращению. Число столкновений определяется концентрациями реагирующих веществ, а вероятность реакции - энергией сталкивающихся молекул.
Учитель совместно с учащимися формулирует определение скорости химической реакции и записывает на доске её формулу.
Скорость реакции определяется изменением молярной концентрации одного из реагирующих веществ в единицу времени:
где С1 и С2 - молярные концентрации веществ в моменты времени t1 и t2 соответственно (знак (+) – если скорость определяется по продукту реакции, знак (–) – по исходному веществу).
Почему разные реакции протекают с различными скоростями?
Почему одна и та же реакция протекает с разными скоростями? Отчего это зависит?
Учащиеся выдвигают различные гипотезы, предлагают факторы, которые могут ускорить процесс столкновения и взаимодействия молекул (например, при более высокой температуре молекулы начинают двигаться быстрее, а значит и скорость должна быть быстрее).
Класс делится на группы.
Каждая группа получает задание и набор реактивов для проверки каждой гипотезы.
I группа
Инструкционная карта. Природа реагирующих веществ.
Налейте в 2 стакана воды. В один стакан поместите стружку железа. Во второй стакан – кусочек натрия.
- Что вы наблюдаете? Найдите элементы Na и Fe в периодической системе, сравните их по активности в вытеснительном ряду. Сделайте выводы.
II группа
Инструкционная карта. Концентрация реагирующих веществ.
Поместите в ложечку для сжигания веществ немного серы. Расплавьте серу на пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? Внесите горящую серу в пробирку с кислородом (опыт проводится под вытяжкой). Сделайте выводы. Где сера сгорит быстрее? Почему?
III группа
Инструкционная карта. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.
Возьмите два одинаковых кусочка мела, один измельчите, положите на руку порошок и кусочек. В каком случае контакт с рукой больше? Почему? Поместите мел в две чашки. Прилейте кислоты. Где процесс закончился раньше? Объясните.
IV группа
Инструкционная карта. Температура.
В две пробирки с Zn прилейте разбавленную серную кислоту. Одну пробирку осторожно подогрейте. Что наблюдаете? Объясните.
V группа
Инструкционная карта. Добавление специальных веществ.
В две пробирки налейте перекись водорода H2О2. В одну добавьте MnO2. Что наблюдаете? Изменился ли оксид марганца после проведения реакции? Какова его роль? Сделайте вывод.
После обсуждения в группах, сделав выводы, учащиеся сообщают о своем решении всему классу. Учитель добавляет сведения о каждом факторе (энергия активации, образование промежуточного соединения с катализатором, имеющим меньшую энергию активации, ингибиторах).
III. Самоконтроль и взаимоконтроль. Тренировочные упражнения.
Как увеличить скорость химических реакций:
СаСО3 ===СаО + СO2
Zn + 2HCl === ZnCl2 + H2
Выполняется в парах. После выполнения задания учащиеся сверяют свой ответ с правильным, записанным на доске.
IV. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание (дифференцированное).
Параграф 14, № 1, 2, 3 стр.42 (учебник Г.Е. Рудзитис).