Моделирование урока по теме "Растворы, растворение" с учетом универсальных учебных действий

Разделы: Химия


Мотивация. (для чего необходимо знать) (Момент УУД)

Всё, происходящие вокруг нас. Определим путь познания темы.

Начало урока:

Учитель:Мы с вами приступаем к изучению нового раздела химии. Чтобы догадаться, о чем сегодняшний урок, вы должны продолжить стихотворение.

Как-то утром я проспал.
в школу быстро собирался:
Чал холодный наливал,
Сахар всыпал, помешал,
Но не сладким он остался.
Я ещё досыпал ложку,
Стал послаще он немножко.
Чай допил я до остатка,
А в остатке стало сладко
Сахар ждал меня на дне!
Стал прикидывать в уме –
Отчего судьбы немилость?
Виновата – растворимость.

Ученики- слушают, делают для себя вывод: какое значение, смысл имеет для него учение. Ученики: сами формируют цель урока(изучить растворимость, растворы),что им известно, что не знают о растворах.

Целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что знают и чего не знают).(УУД)

Целеполагание:

Обучающие :1.Познакомить с растворением как физико-химическим процессом.

2.Дать классификацию растворов по признаку растворимости. Сформировать понятия: раствор, растворитель, кристаллогидрат.3.Научить вычислять массовую долю растворённого вещества.
Развивающие - развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; использовать межпредметные связи  математики, физики и химии при решении физико-химических задач с использованием понятий “масса вещества”, “плотность вещества”, “плотность раствора; развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю, систематизации материала, моделирование процесса, выделение главного;

Воспитательные:формирование мировоззренческих представлений о единстве физико-химических процессов, происходящих в природе и в организме человека; воспитание умения оценивать, выслушивать товарища;  тренировать коммуникативные способности.

Оценивание усвоенного содержания(УУД)

Актуализация знаний.

Актуализация изученных способов действий, фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении  задания.

Учитель. На прошлом уроке вы познакомились с классификацией химических реакций. По каким признакам классифицируют реакции?
Учитель. С реакциями каких типов вы познакомились?.
Учитель. Дайте определение реакции разложения.
Учитель. Какая реакция называется реакцией соединения? Замещения? Обмена?

Ученики отвечают на вопросы учителя, сравнивают типы реакций.

  Учитель даёт самостоятельную работу(на карточках)

Работают парно по группам: задания на карточках.

Группа № 1и 4

А) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu - реакция замещения, изменение цвета

Б) CoSO4 + 2 NaOH = Co(OH)2 + Na2SO4 - реакция обмена, выпадение осадка, изменение цвета.

В) 4 P + 5 O2 = 2 P2O5 - реакция соединения
Г)  Ni(OH)2 = NiO + H2O - реакция разложения

Группа № 2 и 5

А) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 - реакция замещения, выделение газа

Б) CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 - реакция обмена, выпадение синего осадка

В) 2 S + 3 O2 = 2 SO3 - реакция соединения
Г)  H2SO3 = SO2 + H2O - реакция разложения

Группа № 3 и7

А) Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2 NaCl - реакция обмена, выпадение белого осадка

Б) Fe + 2 HCl = FeCl2 + H2 - реакция замещения, выделение газа

В) 2 Al + 3 Br2 = 2 AlBr3 - реакция соединения
Г)CaCO3 = CaO + CO2 - реакция разложения.

Группа № 4 и 6

А) Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu - реакция замещения, изменение цвета

Б) CoCl2 + 2 NaOH = Co(OH)2 + 2 NaCl2 - реакция обмена, фиолетовый осадок

В) 2 N2 + 3 O2 = 2 N2O3 - реакция соединения
Г)Cu(OH)2 = CuO + H2O - реакция разложения

Далее оценивают результаты своей работы(результат сличения с заданным эталоном).(См.приложение).

Сравнение, классификация(УУД)

 Учитель: Сравните реакции соединения и разложения. Сравните реакции замещения и обмена.

Оценка(выделение и осознание учащимися того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.(УУД).

Учитель демонстрирует опыт растворения натрия в воде и задаёт вопрос- что произошло с металлом? Какие продукты получились? Какой тип реакции?

Ученик:

Металл растворился.

Ученик: образуется растворимое основание- щёлочь и выделяется водород. Реакция замещения.

Подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы.(УУД)

Изучение новой темы.

Учитель:

 С глубокой древности человек связан с использованием воды и водных растворов: изготовление красок, стекла, керамики. Производство глиняных изделий, выработка цветной глазури, покрывающей стены подземных гробниц фараонов, искусство бальзамирования в Древнем Египте основано на растворах. В ходе эволюции вода создала окружающую нас природу, живой мир, да и самого человека: именно водная среда (Мировой океан) могла обеспечить все требования к возникновению и развитию жизни. Она стала тем “питательным бульоном”, в котором 3,5 млрд. лет назад при специфических внешних условиях зародилась жизнь на Земле. Раствор, и почти все процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма, сводятся к химическим реакциям в водном растворе. Действительно ли Действительно ли это так? Всякую ли воду можно пить? Есть ли абсолютно нерастворимые вещества? Как можно выразить концентрацию вещества в растворе? На эти и многие другие вопросы вы должны ответить во время урока.

Формулирование познавательной цели.(УУД)

Учитель:Что такое раствор? Какие процессы происходят при растворении?

Ученики работают по вариантам:

1-сторонники физической теории

2-сторонники химической теории

3-сторонники физико-химической теории

Работают с текстом учебника.

Обсуждают, делают выводы.

Учитель демонстрирует доказательство химической точки зрения- растворяет щёлочь в воде и нитрат аммония, градусник показывает высокую и низкую температуру растворов. Можно пройтись по классу с пробирками и прикоснуться дном к руке(лучше к тыльной стороне) .

Учитель даёт понятие о кристаллогидратах, демонстрирует растворение безводного сульфата меди.(См. приложение)

Учитель: Все ли вещества растворяются в воде?

Ученики слушают, смотрят

Установление причинно-следственных связей, доказательство.(УУД)

Ученики работают в группах, проводят растворение веществ(в горячей и холодной воде, измельчённое вещество и в кристаллах),имеется инструкция проведения эксперимента на столах:

1гр-хлорида натрия

2гр-мел,

3гр.-нитрата калия

4гр.-карбоната магния

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(УУД) .

Учитель: какие различают вещества? Как влияет температура на процесс растворения?

Ученики: каждая группа даёт отчёт по своему эксперименту, проговаривают выводы.

Учитель: даёт первоначальное ознакомление с таблицей растворимости.(См.приложение*).

Ученики рассматривают её на форзаце учебника.

Учитель: Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки, минеральные воды, раствор щёлочи, который получили в результате реакции замещения.

Учитель даёт задание 2 учащимся найти какие растворы производят на ХФЗ ,другой расскажет  про Анненские  и  Мухенские минеральные воды в электронном пособии регионального компонента и пособии печатном .

Извлечение необходимой информации и осознанное построение речевого высказывания(УУД).

Ученики работают на компьютере, с электронным пособием,  другой с текстовым материалом по региональному компоненту

Выполнение действий по алгоритму, классификация(УУД)

Первичное закрепление

Учащиеся составляют схему классификации растворов по памятке:

1.Определить цель классификации;

2.Выявить признаки объектов, распределяемых в классы;

3.Сравнить эти объекты по общим существенным и особенным признакам;

4.Определите основания классификации в соответствии с целью классификации и выделенными существенными признаками предметов;

5.Объедините объекты с одинаковыми признаками в отдельные группы;

5.Определите признак классификации;

6.Назовите каждую группу, объект в соответствии с определённым содержанием;

Ученики строят логическую цепь рассуждений о типах растворов.

Учитель :Влияет ли количество растворённого вещества на его свойства?

 Первичное закрепление с проговариванием вслух.(УУД)

На данном этапе в форме коммуникативного взаимодействия в парах сравнивают правильность классификации.Коррекция(сличение способа действия с эталоном)

Извлечение из математических приёмов необходимой информации(УУД).

Учитель: даёт понятие о количественной стороне растворённого вещества в растворах.(понятие массовой доли).

Учитель :Какой соли больше всего в крови?

 Ответ учеников: NaCl.

Учитель : Правильно. Раствор этой соли определенной концентрации используется для приготовления физиологических растворов для вливания его при потерях крови.

Учитель: Какую концентрацию должен иметь этот раствор вы сейчас узнаете, решив задачу, предложенную вам.

Учитель : Итак, физиологический раствор равен 0,9% раствору NaCl, что близко по концентрации солей плазмы крови.

Ученики решают задачу по определению массовой доли (W) NaCl на доске и в тетрадях.

Учитель : Насколько важно соблюдать эту концентрацию

Запись в тетрадях: физиологический раствор - это 0,9-процентный раствор NaCl

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(УУД)

Учитель: Сейчас послушаем небольшие сообщения о минеральных растворах Хабаровского края, о заводе Хабаровска, который выпускает и использует растворы.

Ученики кратко излагают выбранную информацию по региональному компоненту

Способность к мобилизации сил и волевого усилия для выполнения задания(УУД). Включение в систему знаний и повторение.

Учитель даёт задания группам, напоминает из курса физики о плотности, как найти массу, если известна плотность и объём вещества.

Компетентностно-ориентированное задание(УУД)
Компетентность разрешения проблем(
Включение в систему знаний и повторение).

Учитель даёт задания группам напоминает из курса физики о плотности, как найти массу, если известна плотность и объём вещества .

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(См.приложение*)

Текст контрольного задания. Аспект – Целеполагание и планирование деятельности.

Вариант 1.На ХФЗпроизводят раствор глюкозы. Глюкоза применяется в медицине как средство усиленного углеводного питания, как компонент различных кровезамещающих и противошоковых жидкостей, при отравлениях угарным газом и анилином. Определите массу глюкозы, которую получит пациент при инъекции одной ампулы 40%-ного раствора объёмом 10 мл.(Плотность раствора равна 1,54 г/мл). Вариант 2. Сульфат магния широко применяется в медицине при гипертонической болезни, при отравлениях солями ртути и мышьяка. Определите массу магнезии, которую получит пациент при инъекции одной ампулы 25%-ного раствора объёмом 5 мл.(Плотность раствора равна 1,98 г/мл.).

Вариант 3. Хлорид кальция применяется в медицине в хирургии для повышения свёртываемости крови, а также при аллергических заболеваниях. Определите массу хлорида кальция, которую получит пациент при инъекции одной ампулы 10%-ного раствора объёмом 10 мл. (Плотность раствора равна 2,51 г/мл).

Вариант 4. Анальгин применяется в медицине как болеутоляющее, жаропонижающее и противовоспалительное средство при головных болях, радикулите, гриппе, ревматизме.Определите массу анальгина, которую получит пациент при инъекции одной ампулы 50%-ного раствора объёмом 2 мл. (Плотность раствора 1,47г/мл) .

Учитель контролирует выполнение и самопроверку, учащиеся самостоятельно решают и создают свой алгоритм решения.

Контроль,коррекция,оценка(УУД).

 На экране мультитмедиапроектора высвечиваются правильные ответы(См. приложение).

Нравственно-этическое усвоение оценивание усваиваемого содержания(УУД).

Учащиеся самооценивают  результаты своей работы.

Рефлексия учебной деятельности. (УУД)

Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности, намечаются дальнейшие цели деятельности.

Рефлексия(соотношение цели и её результатов, степень их соответствия).

Учитель: Как, по вашему мнению, вы уяснили тему? “ Как мы поработали сегодня, что понято сразу, а над чем ещё предстоит работать на следующих уроках.

Ученики адекватно понимают причины успеха или неуспеха усвоения.

Компетентностно-ориентированное задание.(УУД)
Коммуникативная компетентность.

Домашнее задание.

Учитель комментирует домашнее задание. (даёт сообщения, параграфы, на что необходимо обратить внимание.

Аспект – Публичное выступление. Вода в нашей жизни.

Растворы в организме человека.
Определить жанр своего выступления. Подготовить план, уделив особое внимание логическим связям между отдельными частями выступления. Отобрать наглядные материалы, которыми будете пользоваться. Выступить перед классом и ответить на вопросы своих одноклассников.
Остальным учащимся задание по учебнику О. С. Габриеляна «Химия-8».

*Приложение можно получить у автора работы.