Решение проблемы функционального физического состояния школьников в результате физических и эмоциональных нагрузок в образовательном процессе

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Воспитание здорового и физически полноценного подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей. Взаимоотношения окружающей среды (школа, общество, природа) и детского организма своеобразные, среда испытывает организм на прочность, на надежность функционирования всех органов и систем. Сохранение здоровья в столь разнообразных, в большинстве неблагоприятных условиях, зависит от способности к самосохранению через приспособление и сопротивление этим вредным воздействиям.

Индивидуальную адаптацию организма человека, а в нашем случае ребенка, можно определить как развивающийся в ходе жизни процесс, в результате которого приобретается устойчивость к определенным воздействиям, в том числе к интенсивным физическим и ителектуальным нагрузкам. В свете повседневных возрастающих интеллектуальных и физических нагрузок в образе жизни общества, а особенно школьников. Мы всё чаще сталкиваемся с фактами непереносимости физических и ителектуальных нагрузок, а зачастую и с серьёзными анатомо-физиологическими расстройствами здоровья детей. Вследствие чего мы можем говорить не только о нарушениях процесса индивидуальной адаптации, но и о состоянии дезадаптации. Данная тема далеко не новая, исследования адаптации и дезадаптации в определённых условиях образа жизни проводились профессорами В.П. Казначеевым, Л.Г. Харитоновой, и т.д..

При двигательном дефиците у детей происходит отчётливое снижение общей адаптации к воздействиям окружающей среды, общей работоспособности организма, возникновение вегетативно-сосудистой дистонии, повышенной восприимчивости организма к простудным заболеваниям и патогенным микроорганизмам, ухудшение экологических и социально-экономических условий современной жизни и недостаточно эффективная система воспитания стали главными причинами всё возрастающей физической слабости детей.

Мне очень повезло, когда три года назад принимая новых учеников в 1 класс, среди родителей оказался энергичный, активный и инициативный отец. Им оказался врач вертебролог, кандидат медицинских наук Шемердяк Александр Всеволодович. На самом первом собрании был поднят вопрос о здоровье детей, а Александр Всеволодович – в первую очередь как родитель, заинтересованный в том, чтобы его сын закончил школу здоровым человеком, уже как специалист стал вносить свои реальные и простые предложения по данной теме, предложил свою помощь в решении данного вопроса. И у нас началась плодотворная совместная деятельность.

Совместно и под руководством Шемердяка А.В. в начале учебного года было проведено исследование функционально-физиологического состояния детей первого класса (6–7 лет). В результате проведённой работы были получены следующие результаты:

  • коэффициент выносливости, определяющий функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, не соответствует возрастной норме;
  • двойное произведение – индекс Робинсона – косвенно отражающий работу левого желудочка сердца или коронарной креветок, так же не соответствует возрастной норме;
  • преобладает симпатический отдел вегетативной нервной системы, как и соответствует возрасту;
  • сердечно-сосудистая система находится в состоянии напряжения даже в состоянии покоя, что косвенно отражает не состоятельность ССС;
  • при выполнении тестов на удержание статического положения, полностью с тестом никто из детей не справился, причём 75% детей не смогли зафиксировать тело в положении лёжа на спине, т.е. тест даже не выполнялся;
  • у 76 % детей срыв адаптивных возможностей организма (это состояние, которое снижает работоспособность детей, приводит к быстрому утомлению основных вегетативных систем организма, что в дальнейшем может привести к развитию различных заболеваний).

Основной причиной данного состояния, по нашему мнению, является сколиотическая осанка, которая присутствует у 70 % обследованных детей.

Для решения этой проблемы нами был разработан комплекс здоровьесберегающих мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, а как результат повышение работоспособности, более успешная работа, учёба.

Данная информация по исследованию и комплекс здоровьесберегающих мероприятий были представлены на рассмотрение методического объединения учителей начальных классов. Коллеги одобрили данную систему работы. Им были даны рекомендации, которые успешно используются в практической деятельности и по сей день.

С этой же информацией мы вышли и на общешкольное родительское собрание “Здоровый образ жизни”, на которое был приглашён ещё и главный ортопед Омской области Плаксина Людмила Константиновна, которая помогла взглянуть на данную проблему шире, дала конкретные советы по сохранению и укреплению здоровья детей. Родители также одобрили наш комплекс здоровьесберегающих мероприятий.

В лицее решено было организовать дополнительные занятия Адаптивной физической культурой. Было определено место проведения занятий (малый спортивный зал), приглашён инструктор ЛФК, составлено расписание, а желающие дети были распределены на небольшие группы. На занятия были привлечены родители, что бы полученные знания имели подкрепление и дома.

 При построении уроков использую в работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберающей технологией. Использование таких приемов на каждом уроке приносит свои плоды. Показателем эффективности проведенного занятия считаю состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Как пример можно привести разработку внеклассного мероприятия в 1-м классе по теме: “Путешествие в Страну Хорошей осанки” (профилактика нарушения осанки), которое было составлено и проведено совместно с А.В.Шемердяком.

Цель: создать условия для формирования позитивного отношения детей к сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

  1. Cформировать представления о значении правильной осанки для здоровья человека.
  2. Актуализировать имеющийся опыт детей.
  3. Научить приёмам контроля своей осанки.
  4. Развивать мышцы удерживающие позвоночник в правильном положении.
  5. Воспитывать ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Оборудование:

  • Макет скелета человека (макет позвонков).
  • Мультимедийный проектор.
  • Большой цветик-семицветик – памятка (маленькие инд.).
  • Таблица “Скелет человека”.
  • Инд. карточки-задания “Осанка”.
  • Толковый словарь.
  • Презентация “Осанка”.
  • Музыкальное сопровождение “В мире животных”.
  • Карточки со словами описания здорового человека.
  • Тетрадки для практической работы 5 шт.
  • 2 портфеля.

1. Организационный момент.

Все мы помним сказку Валентина Катаева “Цветик-семицветик”. В ней рассказывалось о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные слова, как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков. И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка пожелала, чтобы ее знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога, выздоровел. Витя стал здоровым. Но на этом сказка не заканчивается. Витя не просто выздоровел. Он так долго болел и ему так хотелось остаться здоровым и никогда не болеть, что он решил вырастить свой цветок, цветок здоровья и подарить его всем детям на планете. Сегодня на уроке мы поможем мальчику, создадим модель цветка-здоровья.

2. Сообщение темы и целей занятия.

– Благодаря чему человек может прямо держаться и передвигать свое тело в пространстве? Пощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей? Под кожей и мышцами у человека находятся твердые кости – скелет (работа по таблице “Скелет человека”).

– Ребята, вы знаете, какое значение имеют скелет и мышцы? Значение скелета очень велико: он является опорой тела, защищает наши внутренние органы от повреждений. Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц. Наши кости скреплены друг с другом мышцами. Мышцы приводят в движение кости, значит, наше тело. Это происходит по команде мозга. Сегодня мы с вами поговорим о том, как хорошо быть стройными, ловкими, сильными и о том, что нужно делать, чтобы быть такими. От скелета и мышц зависит осанка человека. Презентация. Слайд 1. “Осанка”.

3. Работа над темой.

Осанка.

– Что такое осанка? Практическое задание. Инд. карточки-задания “Осанка”. 4 ученика показывают мимикой и походкой: а) ученика получившего двойку, б) трусливого, в) уверенного, г) весёлого. (Ответы детей на вопрос учителя. Один зачитывает определение из толкового словаря.) Слайд 2. “Толковый словарь”.

Осанка – это сформировавшаяся в процессе жизнедеятельности привычная поза человека в покое и при движении. Человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку.

Осанка – свойство, присущее только человеку

Осанка – внешность, манера держать свою фигуру.

– Можем ли мы представить и описать человека по характеристике его осанки?

Грозен осанкой и пышен нарядом. Некрасов. Рядом с ним выступал его приказчик, малый молодой и безо всякой представительности в осанке. Тургенев.

– Как понимаете “грозен осанкой” (“без всякой представительности в осанке”)? “Осанка выражает состояние души”, – любил повторять генерал русской армии Густав Маннергейм. Как понимаете? (На доске появляется стебелёк со словом “осанка”.)

Физкультминутка. (Звучит музыка “В мире животных”.) Мы в “Королевстве птиц и зверей”. Упражнение “Филин”.

Правильная осанка.

– Что такое правильная осанка? Определите, на какой схеме, по вашему мнению, изображена правильная осанка? Слайд 3. “Нормальная осанка”. – Что дает человеку правильная осанка? Люди с хорошей осанкой стройны, голова их держится прямо или слегка откинута назад, грудь несколько выступает над животом. Мышцы таких людей упруги, движения собранные, четкие. Правильная осанка наиболее благоприятна для функционирования системы органов движения и внутренних органов человека, что в конечном результате способствует повышению работоспособности. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Таким образом, хорошая осанка имеет не только эстетическое значение. Но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов.

– Приятно смотреть на стройного человека? Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. Осанка вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому взрослые все время говорят: “Не горби спину. Сиди прямо!”.

– Какие профессии человека невозможны без красивой осанки? Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

– Есть такое понятие – "королевская осанка". Как понимаете? Очевидцы рассказывали в своих мемуарах, что, даже когда королеву Марию Антуанетту в позорной телеге везли на казнь, она высоко держала голову, сохраняла гордую осанку. Екатерина II при своем невысоком росте казалась величественной благодаря своей осанке, которую сохранила и в преклонном возрасте. Кстати, в подростковом возрасте, она несколько лет носила корсет из-за болезни позвоночника.

– А рождаемся мы уже с правильной осанкой? Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им.

Физкультминутка. Звучит музыка “В мире животных”. Упражнение “Аист”.

 Неправильная осанка.

А.В.Шемердяк – врач вертебролог, к.м.н.

– Почему возникает неправильная осанка? Отчего портится осанка? Искривился позвоночник.
– Почему искривляется позвоночник у детей? Можете ли вы сами испортить свою осанку?

Кости детей мягкие, эластичные. Когда вы были совсем маленькими, ваши кости были мягкими, А мышцы такими слабыми, что невозможно было удержаться на ногах. Потребовалось около года, чтобы ребенок встал на ноги и пошел. Но и потом до 18–20 лет кости и мышцы развиваются и крепнут. За это время со скелетом могут произойти неприятные вещи.

– Как вы думаете, какие? Как вы сидите за партой?

После детского сада ваш режим дня изменился и вы стали меньше двигаться и все чаще находиться в сидячем положении – за партой в школе, за столом дома, когда делаете уроки, за компьютером и т.д. Это все плохо сказывается на вашей осанке. При неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость. Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

– Кто из мальчиков сидит правильно?

Слайд 4. “Правильная посадка”. Сутулая осанка, в положении сидя (справа для примера изображена хорошая осанка). (На доске появляется первый лепесток “сиди прямо, красиво…”.)

– Как вы носите свой портфель? Практическое задание. Двое у доски с портфелями.

– Как можно нести портфель? А как лучше? Удобнее? (На доске появляется второй лепесток “носить тяжести…”.)

– А на чём вы спите? Какая у вас кровать? На каком рисунке человек спит на правильной кровати? Слайд 5. “Влияние жёсткости кровати на состояние позвоночника”. (На доске появляется третий лепесток “спать на ровной постели…”.)

– А что кушаете? (На доске появляется четвёртый лепесток “здоровое питание”.)

– А много ли времени вы проводите на свежем воздухе? (На доске появляется пятый лепесток “прогулка”.)

И возникают страшные болезни.

Остеохондрозболезнь, связанная с деформацией и смещением межпозвоночных хрящевых дисков и защемлением нерва. Человеку трудно ходить, нагибаться, его мучают боли. Причина остеохондроза кроется в неправильной позе, которая приводит к неравномерному распределению нагрузки на позвонки. Слайд 6. “Сколиоз”.

Сколиозбоковое искривление позвоночника. Возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет. При сколиозе все отделы позвоночника претерпевают патологические изменения. Страдает скелетная мускулатура. Развивается деформация грудной клетки. Искривление не только уродует фигуру, но и вредит здоровью. (Позвоночник защищает спинной мозг, от которого отходят нервы. Если есть искривление, то позвонок смещается и пережимает нерв – возникают болезни). Человек может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким. А раз проблемы в позвоночнике, значит проблемы и во всём организме. Слайд 7. “Зависимость заболеваний внутренних органов при остеохондрозе или искривлении шейного отдела позвоночника”.

Видите, ребята, как важно, беречь свой позвоночник, как все у нас в организме взаимосвязано. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

Физкудьтминутка. Звучит музыка “В мире животных”. Упражнение “Ласточка”.

Практическая работа по выявлению нарушений осанки.

– Как проверить свою осанку? Практическая работа: “Выявление нарушений осанки”.

– Посмотрите на себя в зеркало. (На доске появляется шестой лепесток “смотреть в зеркало…”.)

  • Правильная ли у вас осанка можно определить и визуально (на примере ученика): плечи развернуты, голова держится прямо, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, живот подобран, все изгибы позвоночника сохранены шейный, грудной, поясничный, крестцовый. Давайте посмотрим их на макете скелета человека (показывает и называет изгибы).

Признаки нормальной осанки:
– прямое положение головы и позвоночника;
– симметричные надплечия, лопатки;
– практически горизонтальная линия ключиц;
– одинаковые треугольники талии (те "окошки", что образованы контуром талии и опущенных рук);
– симметричное положение ягодиц;
– ровные линии крыльев таза;
– вертикальное направление линии остистых отростков позвоночника;
– одинаковая длина нижних конечностей и правильное положение стоп (внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до кончиков пальцев).

  • А можно определить, выполнив простое упражнение – наклон вперёд. Достали до пола пальчиками – всё ОК.

Физкультминутка. Звучит музыка “В мире животных”. Упражнение “Чайки”.

Практическая работа для поддержания и выработки правильной осанки.

– Можно ли исправить осанку? Можете ли вы сами сформировать правильную осанку? А можно ли научить правильной осанке?

Конечно. Когда-то в институте благородных девиц практиковали специальные упражнения. Воспитанницы должны были несколько раз в день по полчаса ходить, держа палку за спиной, вдоль позвоночника. В этом случае плечи расслаблялись и привычная поза закрепляла красивую горделивую осанку. Девочек учили "держать спину". Институтки выходили из стен этого почтенного заведения стройными.

– А какими упражнениями?

  • Встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками, подбородок слегка приподнять. Постараться зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении. Улыбнитесь себе и три раза повторите “волшебные” слова: “Я стою, сижу и хожу прямо”. Естественно, ходить в таком положении человек не сможет, но если в течение дня он 3–4 раза будет осуществлять самоконтроль, стараясь удерживать такую позу, это благоприятно отразится на его осанке.
  • Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет. Слайд 8, 9. “Подготовка к олимпиаде в Пекине”. (На доске появляется седьмой лепесток “зарядка, спорт…”.)

Практическая работа.

Пять человек у доски пробуют держать тетрадь на голове.

– Что необходимо делать для того, чтобы не возникла опасность искривления позвоночника, чтобы осанка была хорошей? Какие правила можно назвать? (Переворачиваются лепестки цветка на другую сторону, где есть рисунки-памятки после названного детьми правила.)

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете. Чтобы не возникла опасность искривления позвоночника детям младшего школьного возраста портфель необходимо заменить ранцем. В старшем школьном возрасте при ношении портфеля чаще менять руки. Надо правильно сидеть за партой. Туловище держать прямо. А голову лишь немного наклоняя вперед. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3–4 см, предплечья должны свободно лежать на столе. Ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны упереться в пол.

– Как понимаете пословицы? “Работай сидя – отдыхай стоя”, “Средство к исцелению – это движение”

На уроке и при приготовлении домашнего задания через 20 мин необходимо устраивать физкультпаузу. Чтобы иметь красивую и правильную осанку нужно заниматься спортом, плаванием, танцами.

Правила для поддержания правильной осанки.

  1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища. Зарядка.
  2. Заниматься спортом, плаванием, танцами.
  3. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  4. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  6. Правильно питаться.
  7. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

– А можно ли человека с неправильной осанкой назвать здоровым?

Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Закончите фразу:
Быть здоровым, значит… Здоровье – это…
– Давайте подумаем, каким мы представляем здорового человека?
(На доске написаны прилагательные.) Выберите слова для описания здорового человека: стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный. (Ответы детей.)(На доске появляется листок с надписью “здоровье”.)

Привычки.

Древнее китайское изречение гласит: “Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их”. Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека. А характер складывается из привычек.

– Вспомним определение слова “осанка”.

Осанкаэто привычная поза человека в покое и при движении.

– Что значит привычная? Скажите, что вы делаете по привычке? А какие бывают привычки? Какие из них укрепляют здоровье, а какие наоборот приводят к разрушению организма? Как обозначить одним словом привычки, которые вы назвали?

Полезные привычки. Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье. Но есть привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит название опасные, вредные привычки.

4. Заключительная часть.

– Мы сегодня познакомились с правилами. Какими? При каких условиях эти правила будут для нас полезными? (Привычка.) А после нашего занятия у вас появятся новые полезные привычки? Какие?

Ребята все вместе мы создали цветок здоровья. Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к одному лепестку. Цветок красив только тогда, когда все лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать вам ребята что в жизни нам поможет сберечь здоровье, а что разрушит его. Когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые любят нас и видят каждый день. Рецепты здоровья, а в частности рецепты сохранения правильной осанки очень просты и не требуют денежных вложений, они требуют лишь вашего желания. Вывод: Чтобы выработать правильную осанку, лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения. Чтобы ощущать себя здоровыми и весёлыми, вспомним заветные слова: Слайд 10.

А цветик-семицветик пусть висит у вас в комнате на стене и помогает вам. Лепестки цветика будете раскрашивать по мере того, как у вас выработается привычка. (Каждому ребёнку вручается цветик-семицветик).

В конце нашего занятия на доске были только улыбающиеся лица. Это занятие дети запомнят навсегда. Больше всех рад и горд за отца Тихон. У него точно никогда не будет проблем с осанкой. Отца то он подвести не может.

Внедрение составленных вместе с Шемердяком А.В. методов и приемов ведет к положительной динамике по снижению отклонений состояния здоровья наших детей. Пусть это небольшая динамика, но это уже наша большая победа, т.к. маленьких побед, по-моему, не бывает.

И на этом наша совместная деятельность не остановилась, она продолжается и будет продолжаться дальше, т.к. планы на будущее продуманны, программа дальнейшей работы намечена.

Приложение 1. Ч.б. рисунок.

Приложение 2. Цв. рисунок.