Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


“Сиди и не вертись!” Кому не знакома эта фраза, услышанная много лет назад в детстве и монополизированная до известной степени родителями и школьными учителями. Между тем сорокалетние наблюдения американского физиолога из Калифорнийского университета Лоуренса Морхауса навели его на мысль, что во время сидения не только можно, но и необходимо ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. По убеждению ученого все это обеспечивает лучшее кровообращение, питание мозга кислородом, что в свою очередь позволяет избежать быстрого утомления.

Калифорнийские ученые из университета в Сан-Диего пришли к выводу: процесс мышления ускоряется, когда человек стоит или неторопливо ходит. Эти специалисты утверждают, что стоящий человек усваивает информацию в 4 раза быстрее, чем сидящий. (Газета “Труд”, 02.04.1988).

Снижение двигательной активности современного человека является фактором, способствующим росту заболеваемости. Гиподинамия приводит к нарушениям всех физиологических систем организма, поэтому поиск новых технологий, современных методов здоровьесбережения сегодня – одно из актуальных направлений Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Что дает нам использование подвижного способа обучения? Позволяет предотвратить развитие искривлений позвоночника, возникновения плоскостопия, варикозного расширения вен; проводить профилактику близорукости во время учебного процесса; повысить общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; обеспечить оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма и др; стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что способствует значительному ускорению восприятия школьниками учебного материала.

Учитывая все эти факторы, можно начать обучение за партой нового типа – “Конторкой”. Что необходимо знать учителю, обучая учащихся в новых условиях, по новой технологии?

1.Прежде чем начать урок, надо убедиться, что каждый ученик стоит на своей индивидуальной подставке.

2.Учителю надо систематически перемещаться по классу, чтобы ученик делал больше движений, чаще поворачивался в разные стороны.

3. Для восстановления связи между зрением и общим мышечным чувством надо весь урок строить в режиме “динамических поз” (не только во время учебного процесса, но и при проведении физкультминуток, где имеется широкая возможность разнообразия физических упражнений с учетом возраста и индивидуальных способностей учащихся).

4.Во время урока динамика поз достигается тем, что ученики 10-15 минут пишут стоя, а затем такое же время читают, сидя на скамеечке. Желательно, чтобы в течение всего урока используемые учителем схемы, картины, слайды, кинофрагменты, таблицы размещались поочередно на всех классных стенах, что также приводит к динамике поз.

5.При проведении опроса учитель должен стремиться к тому, чтобы все дети смотрели на отвечающего ученика со своего места. В этом случае возникает организационный динамический компонент урока, изменяется расстояние от глаза до рассматриваемого предмета. Кроме того, дети привыкают к тому, что, когда они говорят, их внимательно слушают, а в дальнейшем излагают свои мысли свободно, без стеснения.

6.Большое значение в успехе использования прямостояния в школе имеет личное отношение учителя к новой системе обучения. Невозможно представить учителя с авторитарным подходом к учебному процессу в классе, где внедряется подвижный способ обучения.

7. Необходимо знать упражнения, физкультминутки, которые проводятся в течение 2-3 минут на 20-30 минутах урока. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы с танцевальными движениями, которые проводятся на 2-3 уроках. С целью снятия нагрузки с глаз в классе устанавливаются офтальмотренажеры и проводятся микропаузы при утомлении глаз.

8.Обучение школьников в положении “стоя” проводится с одновременным раздражением рефлексогенных зон стопы (на физкультурных ковриках).

Учитывая тот факт, что трудности в учебе в начальных классах могут быть вызваны недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, мыслительной деятельности, учителю важно обратить серьезное внимание на развитие психических процессов у младших школьников. В решении этой проблемы помогает работа учащихся в режиме “динамических поз”. Важно также не забывать и о возрастных особенностях младших школьников и об особенностях подвижного способа обучения. Работу следует проводить в комплексе (на всех уроках, в системе, регулярно), обязательно учитывать, что развиваем, на каком уроке, в каком положении должен находиться ученик, выполняя задания, на каком этапе урока включены развивающие упражнения.

Все задания (упражнения) в условиях подвижного способа обучения условно делятся на три группы:

1. Задания, направленные на развитие памяти, внимания, мышления. Такие как:

  • Игра “Муха”. Квадрат 3x3 или 4x4. Это домик, где живет муха, дворик, улица. Нельзя выходить из домика, если выйдет – хлопок. Чертеж потом можно убрать и воспроизводить его только в уме. Учитель говорит: “Вверх, вправо, вверх…”
  • Игра “Собирала бабушка в дорогу чемодан…” Положила туда что-то смешное…
  • Игра “Что заметил нового?” Идя утром (звуки, краски в разное время).
  • Задание “Воспоминание назад”. Предлагается вспомнить, что делали до данного момента как можно подробнее. Память “разматывается как клубок ниток” и другие игры.

2. Задания для развития творческого воображения

Уже сегодня многие из нас могут сказать о себе словами Антуана де Сент-Экзюпери: “Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, или астронома, который, может, жил когда-то в тебе”. В этих словах – призыв и предупреждение – надо “лепить человека, пока ум ребенка гибок, и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира”.

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выразить свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научить видеть в каждом предмете разные его стороны, умению строить образ, свободно фантазировать, направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач. В этом учителю помогают различные игры, творческие задания, творческие уроки. Покажем это на примерах:

  • Игра “Камушки на берегу”. Пошел волшебник по берегу, увидев камушки, превратил их… На что это похоже?
  • Игра. “Кто без кого не может быть”. Водитель-?, учитель – ?, врач-?, и т.д.
  • Игра. “Чем похожи”. Сухость и сырость, блеск и тень, дерево у дороги и цветок и т.д.
  • Игра – конкурс переводчиков. С обычного человеческого языка на уличный. С уличного на человеческий. Рассказчиком может быть кошка, собака.
  • Игра “Маленькие человечки”. Игра позволяет объяснить и смоделировать внутреннее строение предметов и веществ – вещество в твердом состоянии, в жидком, газообразном. Учим моделировать вещество и описывать его.
  • Игра “Придумай свой секрет”
  • и др.

3. Физкультминутки на уроке

Их можно также разделить на группы:

*На регуляцию психического состояния – “Успокоение”, “Не боюсь”, “Очень хочется трудиться”, “Поза кучера на дрожках”, “Полный физический покой”, “Продолжительная пауза”, “Саморегуляция тонуса мимических мышц”, “”Выход из состояния самоуспокоения”, “Психологическая установка на работу”:

Под тихую мелодичную музыку дети повторяют за учителем слова:

– Я в школе на уроке.

– Сейчас я начну учиться.

– Я радуюсь этому (пауза).

– Внимание мое растет.

– Я как разведчик все замечу.

– Память моя крепка.

– Голова мыслит ясно (пауза).

– Я хочу учиться.

– Я очень хочу учиться.

– Я готов к работе.

– Я работаю!

*Творческие физминутки на координацию движений и психологическую разгрузку.

Сидя, взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.

*Физминутки на общее развитие организма детей (конечностей, туловища)

(“Петрушка”, “Потягивание кошечки” и др.)

*Микропаузы при утомлении глаз

Изучение процесса развития учащихся в системе подвижного способа обучения можно проводить двумя способами:

– периодические (один раз в год), диагностические срезы

– систематическое целенаправленное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся.

В изучении процесса личностного развития учащихся принимают участие все учителя, работающие в классе, где используется подвижный способ обучения, парта нового вида. На каждого ученика заводится психолого-педагогическая карта процесса личностного развития. Изучение процесса развития ребенка должно быть всесторонним, охватывающим все сферы его развития. Такие как физическая, нравственная, умственная, эстетическая, эмоциональная, общекультурная, социальная.

Исследование личностного развития учащихся проводят в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Целью диагностики является выявление актуального развития той или иной индивидуальной особенности школьника и установление “ зоны ближайшего развития”, то есть перспективы развития ученика, которую он может достичь при сотрудничестве с учителями и другими взрослыми. Оценку результатов диагностики проводить путем сопоставления с предыдущими диагностическими срезами с целью выявления динамики развития. После получения диагностического среза его результаты обсудить на педагогическом консилиуме. Затем разрабатываются меры и план проведения коррекционной работы с классом или отдельными учениками.

Учитывая особенности подвижного способа обучения и системы обучения, по которой работает учитель (Д.Б.Элькрнина – В.В.Давыдова, Л.Занкова и др.), провести диагностику умственной деятельности учащихся и сформированности универсальных учебных действий.

Усвоение программного материала фиксировать в графическом табеле (для 1-х классов).