Владимир Соколов. "Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши…"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая система “Перспективная начальная школа”.

Оборудование: учебник литературного чтения, 4 класс, ч.2; “Литературное чтение”, авторы Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская.

Цель и дидактическая задача урока:

  • Продолжить обращать внимание школьников на знакомые им по 1-3-м классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.
  • Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя многократное чтение стихотворного текста.
  • При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения вслух и про себя, а также в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
  • Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создаётся впечатление, что мир природы так прекрасен, что его красоту невозможно до конца описать даже самому талантливому поэту.
  • Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.

Оборудование урока: учебник “Литературное чтение”, 4 класс.

Условные обозначения: У – учитель, Д – дети.

Ход урока

1.  Организационный момент.

2.  Тема и цель урока.

У: Давайте определим тему сегодняшнего урока.  Как это сделать?

Д: Нужно  открыть  “Содержание”.

У: Откройте  “Содержание”. Прочитайте тему сегодняшнего урока и название раздела, в котором он находится.

Д: Раздел “Пытаемся понять, как на нас воздействует красота”, урок: Владимир Соколов “Все чернила вышли…”.

У: Как вы догадались, что это тема именно сегодняшнего урока?

Д: Раз тема прошлого урока: Борис Пастернак. “Опять весна”, значит следующая тема – это сегодняшний урок.

У: Тогда откройте страницу 41. Этот урок рассчитан на 1 час.

Скажите, какие цели вы поставите перед собой? А что вам поможет?

Д: Мы познакомимся с новым стихотворением.

Попытаемся понять его содержание, тему, главную мысль.

Выяснить, как произведение связано с названием раздела о красоте.

3. Работа с текстом стихотворения В. Соколова “Все чернила вышли…”.

Учитель читает стихотворение. Приложение 1.

У: О какой птице говорится в цитате, которая предваряет стихотворение? Вы знаете?

Д: “Птица малая лесная” – это, наверное, соловей. В рассказе Сергея Козлова “Не улетай, пой, птица!” тоже был соловей.

Д: Страница 31, 4-й абзац (читает цитату): “Птица пела, а Поросёнок лежал ничком на упавшей сосне, и ему казалось, что он сам – вольная птица, летит высоко над землёй и машет лёгкими крыльями”.

У: (читает интригу): “Как вы понимаете начало и конец стихотворения? – продолжала Евдокия Васильевна. – Зачем нам знать, что у поэта закончились чернила и израсходована вся бумага? И при чём здесь карандаши? Какое отношение всё это имеет к тем впечатлениям, которыми поэт делится? Попробуйте ответить на эти вопросы. И только потом прочитайте, как это объясняют Миша и Костя”.

Д: (читают две первые и две последние строчки стихотворения):

“Все чернила вышли, вся бумага,

Все карандаши”

Д: (высказывают предположения):

  • Помните, Миша прочитал нам строчки из стихотворения Б. Пастернака

“Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд…”.

Евдокия Васильевна объяснила так (с. 38, внизу): “Выразить свои желания он (поэт) может только в творчестве, пользуясь ручкой и чернилами. Поэтому слёзы поэта и его чернила – единое целое: “достать чернил и плакать”.

  • Художник пишет красками, писатель (поэт) – ручкой.
  • Поэт Владимир Соколов, как и Б. Пастернак, с помощью ручки хочет описать на бумаге красоту природы. Когда в ручке “все чернила вышли”, т.е. закончились, пишет карандашом.

Д (читают интригу):

  • С. 42, 3-й абзац снизу: “Поэт хотел передать, как поёт соловей, – предположил Миша. – Но у него никак не получалось. Всё было не то – только зря бумагу и чернила потратил. Когда чернила закончились, карандашами писал. Тоже напрасно!”
  • С. 42, 2-й абзац снизу: “Бумага, чернила и карандаши – это инструменты поэта, – сказал Костя. – Поэт их упоминает, чтобы сказать: пение соловья невозможно передать никакими средствами! Поэт не про себя говорит! Он говорит от имени всех поэтов! Все бессильны перед этой красотой!”

У: Чья точка зрения вам ближе: Миши или Кости? А может, они говорят об одном и том же?

Д: Миша и Костя говорят об одном и том же: красоту соловьиной песни невозможно передать словами. Только Миша младше. Он представляет себе поэта, который может описать пение соловья словами на бумаге. Костя старше. Он более развит, поэтому он делает обобщение: “Он говорит от имени всех поэтов! Все бессильны перед этой красотой!”.

У: Почему про пение соловья поэт говорит:

“И покуда тишь не раскололась

Льдиною на льду”?

Д: Наверное, поэту звуки пения соловья напоминают звук расколовшегося льда.

У: Действительно, поэт хочет передать, насколько звонкие, хрустальные, пронзительно красивые звуки издаёт эта маленькая птичка.

У: Почему самого соловья называют “сколок с пенья льдин”? Разве льдины поют? А если поют, то как?

Д: Может быть, поэт хотел сказать, что эта маленькая птичка – осколок, часть всей природы, а её голос – это голос природы.

У: Соглашаюсь с вами: в маленьком тельце крошечной птички живёт красота всего мира природы, её необыкновенная сила.

Д (читают интригу): “Я знаю, как читать это стихотворение, – сказала Таня. – Сначала почти шёпотом, замедленно, как бы ожидая чего-то, а потом – громко и радостно! И ещё радостней! После этого опять очень тихо, как бы прислушиваясь. Но так, чтобы было понятно: скоро опять можно будет вскрикнуть от радости!”

У: Проверьте, соответствует ли Танино прочтение тому, что заложено в тексте. Действительно ли в тексте есть это чередование тишины и ярких проявлений жизни?

Д: В начале стихотворения герой (поэт) замер в ожидании соловьиной песни:

“На краю бузинного оврага

Стой и не дыши”.

Д: Затем слышатся радостные восклицания: “Вот!”, “Вот ещё один.”, “Вот опять!”. Герой услышал наконец звуки соловьиной песни.

Д: Потом соловей перелетает на другую веточку и снова готовится петь:

“Тишь…
В листах куста
Происходит перемена места –
Веточка не та”.

Д: Весь мир замер в ожидании новых прекрасных звуков:

“Есть во всём
Извечный жаркий голос:
Что же ты, я жду”.

У: Попробуйте прочитать стихотворение вслух.

Дети читают стихотворение вслух.

4. Итоги пятой главы “Пытаемся понять, как на нас воздействует красота”.

У: Миша считает, что это стихотворение чем-то похоже на сказку С. Козлова “Пой, птица!” Вы также думаете?

Д: Они очень похожи. В сказке С. Козлова поросёнок так же поглощён пением соловья и так же с замиранием сердца следит за передвижением птички с ветки на ветку и ждёт новых звуков, как и герой стихотворения В. Соколова.

Д: с. 30, посередине. “Она была совсем крошечная, серый такой комочек, а пела так, что у поросёнка защемило в груди”.

С. 42, вверху:

“Замиранье целого оврага,

Листьев и души”.

У: Героев объединяет не только тема, но и общее переживание, а именно: пение соловья действует на них завораживающе, очень сильно.

У (читает интригу): “Как же воздействует на людей красота? – спросила Евдокия Васильевна. – Какие впечатления порождает? Какие чувства и переживания вызывает? Делает ли красота людей лучше: более чуткими, более восприимчивыми? Как вы ответите на эти вопросы?”

Д: Умение замечать и ценить красоту – это ещё и умение радоваться проявлению чужих талантов и способностей (“Как провожают пароходы”, “Бумажная победа”).

Д: Иногда красота может вызывать чувство зависти (“Как провожают пароходы”).

Д: Тех, кто способен бескорыстно ценить красоту, она делает более восприимчивыми (“Бумажная победа”), более смелыми (“Давно бы так, заяц!”), придаёт им уверенность в собственных силах (“Не улетай, пой, птица!”) и создаёт ощущение чуда (“Не улетай, пой, птица!”, “Все чернила вышли,,,”).

5. Поход в “Музейный дом”. Работа с репродукцией двух картин Ван Гога: “Огороженное поле. Восход солнца” и “Звёздная ночь”

У: Вы ведь знаете уже этого художника? Помните его “комнату”, “ботинки”, “подсолнухи”, “церковь”? Правда ли, что Ван Гог изображает всё как живое?

Д: Да, особенно запомнились старые “ботинки”, у которых продырявились носки, и кажется, что это рот человека.

Д: И “подсолнухи”, напоминают фигуры людей, поворачивающихся за солнцем.

У (читает интригу): “Чувствует ли художник красоту мира? – спросила Евдокия Васильевна. Рассмотри пейзажи и постарайся ответить на этот вопрос”. <Рисунок 1> http://gallerix.ru/pics/Vincent-Van-Gogh/image/glrx-138986746.JPG

Дети высказывают своё мнение, затем читают интригу:

“– Видно, как ослепительно сияет солнце – сказала Таня.

– Это ещё что! Видно, как лучи солнца бегут по полю прямо на нас! Солнце зажигает всё новые и новые участки поля! – добавил Костя”.

У: Вам нравятся наблюдения Тани и Кости? Какой приём Ван Гога вам знаком по другим картинам?

Д: Художник использует прерывистые мозаичные мазки лимонно-жёлтой краски.

У (читают интригу): “А в “Звёздной ночи” небо просто сказочное! – продолжала Таня. – Сияние звёзд закручено в цветные спирали. Просто дух захватывает!” <Рисунок 2>. http://impressionnisme.narod.ru/VAN_GOG/van_gog60_big.htm

У (организует работу с рамкой): А вам нравится, как художник передаёт своё впечатление от звёздной ночи? Найди и выдели рамкой самые красивые фрагменты (горизонтальный и вертикальный) со звёздными спиралями. А затем выдели два фрагмента (горизонтальный и вертикальный) с церковкой. Какая композиция тебе кажется самой выразительной?

Дети работают с рамкой, затем читают интригу:

“ – Что это за тёмный костёр слева? – спросил Миша.

– Это кипарис! – ответила Таня. – У художницы Татьяны Мавриной тоже есть ночной пейзаж, в котором дерево на костёр похоже”.

У: А вы помните “Костёр” Татьяны Мавриной?

Д (читают интригу):

“ – Этот кипарис как будто небо зажигает, – заметил Миша.

– А мне эти звёзды праздничный фейерверк напоминают, – сказал Миша.

– А я будто музыку слышу! – смущённо произнёс Костя”.

У: А вы поделитесь своими впечатлениями от этой картины Ван Гога!

6. Итоги урока.

7. Домашнее задание: учебник ч. 2, с. 41 – 43, выразительное чтение стихотворения; ответить на вопросы.

Литература:

  1. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект “Перспективная начальная школа”/ Р.Г. Чуракова,  М.Л. Каленчук и другие.  – Издание 3-е, испр. – М: Академкнига/Учебник, 2006. – 195 с.
  2. Чуракова. Литературное чтение [Текст]: 4 кл. : Учебник. : В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2009. – Ч.2: 192с., 16 с. репрод.: ил.
  3. Чуракова Н.А. и др. Литературное чтение [Текст]: 4 класс: Методическое пособие/Н.А.Чуракова, О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская – М.: Академкнига/Учебник,2007. – 249 с.

img2.jpg (34668 bytes)

Приложение