Цели урока:
- Стимулировать интерес школьников к изучению темы.
- Стимулировать творческую познавательную активность.
- Актуализировать имеющиеся математические знания в умножении и делении.
Научить:
– комментировать учебное действие, используя разные варианты представления
арифметического выражения;
– формулировать высказывания, используя математические термины;
– использовать приобретенные знания в практической деятельности;
– выполнять учебные задания в соответствии с заданной целью;
– работать сообща;
– предъявлять и адекватно оценивать результат самостоятельной деятельности.
Оборудование:
- Презентация,
- Путевой лист,
- Конверты с заданиями (по1 на парту, 3 варианта).
Структура урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы (ситуативное задание), цели.
- Актуализация имеющихся знаний.
Устный счет (арифметический диктант). - Основная часть.
А) Работа в парах (самостоятельно).
Б) Устная работа (комментирование деятельности). - Организационный конец урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами снова встретимся с Лукоморьем и его жителями. В нашем путешествии нам помогут Аня и Ваня.
Для урока нам понадобятся наши знания и умения.
На столах у вас лежит Путевой лист, он будет нам помогать продвигаться дальше. (Слайд 1)
2. Сообщение темы (ситуативное задание), цели.
В Лукоморье пришла зима. (Слайд 2)
Уж Новый год скоро, а как его встречать Баба-Яга не знает.
Вспомнила она про Ваню, что с наукой ее познакомил, и отправила за ним своих гусей-лебедей и полетели они стаей по 4 в 3 ряда. Сколько гусей-лебедей полетело за Ваней?
(4*3=12 (гусей-лебедей)
по 4 взять 3 раза)
Выслушал их Ваня и решил взять с собой в Лукоморье – Аню, сказку показать.
Разделились гуси-лебеди на две стаи поровну. Сколько птиц было в каждой стае?
(12:2=6 (гусей-лебедей)
Почему выбрали это действие?
3. Устный счет.
Прилетели Аня с Ваней к Бабе-Яге и помогли ей и ёлку нарядить и гостей
встретить и подарки им подарить. (Слайд 3)
Как? Свой рассказ они в задачах составили, зашифровали в числах.
Чтобы узнать, как это было, нужно нам прочитать сказку в задачах.
Чтобы дело шло быстрее, каждый ряд будет заниматься своей частью сказки. А вот
что это будет за часть вы узнаете, выполнив первое задание из Путевого листа.
Перед вами 2 таблицы. (Приложение 2)
Сначала заполним первую. Ответы записывать нужно в пустые клеточки под буквами, по порядку. (Слайд 4)
Д | Е | У | А | Л | Г | О | К | Ш | И | П | Р |
Арифметический диктант:
4*3 = 12
5*2 = 10
12:2 = 6
4*5 = 20
0*10 = 0
18:2 = 9
16:4 = 4
1*5 = 5
3*7 = 21
4*4 = 16
5*5 = 25
7*1 = 7
Заполните, пожалуйста, вторую таблицу, записав буквы под соответствующими цифрами.
10 | 0 | 5 | 20 |
16 | 9 | 7 | 6 | 21 | 5 | 16 |
25 | 4 | 12 | 20 | 7 | 5 | 16 |
Какое слово получилось?
(1-й ряд – ёлка
2-й ряд – игрушки
3-й ряд – подарки.)
4. Основная часть.
А) Работа в парах (самостоятельно).
Вот вы и узнали свою часть сказки.
(Ряд получает конверты. В конвертах задания, выполнять нужно в парах, но записывать на своем Путевом листе. Та пара, что пройдет весь путь и расшифрует часть сказки, показывает свою готовность, построив домик.)
Б) Устная работа (комментирование деятельности).
1-й ряд. Читает и комментирует ученик.
Решили ребята начать с Новогодней ёлки. (Слайд 5)
Баба Яга рассказала им, что есть в Волшебном лесу Сказочная поляна и растут
на ней ели.
5 рядов по 6 елей в каждом. Сколько елей растёт на Сказочной поляне?
Как решали задачу?
6*5 = 30 елей.
Почему?
Среди этих деревьев была ель, которую Чародей посадил для Бабы Яги. Как её
найти?
Для этого нужно решить еще одну задачу.
Высота волшебной ели 18 метров. Узнайте, сколько дней росла Волшебная ель, если
каждый день она вырастала на 3 метра.
Как решали задачу?
18:3 = 6 дней.
Почему?
2-й ряд. Читает и комментирует ученик.
Принесли ель в избу. Но чтобы она стала Новогодней, нужно её нарядить.
(Слайд 6)
Баба Яга пригласила на Новый год Кощея Бессмертного, Кота и Змея Горыныча.
Каждый гость принёс с собой по 5 ёлочных игрушек. Сколько ёлочных игрушек
принесли гости?
Как решали задачу?
5*3 = 15 ёлочных игрушек.
Почему?
Нужно игрушками ёлку украшать. Достала Баба Яга свои игрушки, соединила с
теми, что гости принесли, и стали они ёлку наряжать. Каждый гость и
Баба Яга повесили на ёлку одинаковое количество игрушек.
По сколько игрушек повесил каждый, если всего на ёлке оказалось 28 игрушек.
Как решали задачу?
28:4 = 7 ёлочных игрушек
Почему?
3-й ряд. Читает и комментирует ученик.
Баба Яга пригласила на Новый год Кощея Бессмертного, Кота и Змея Горыныча.
И приготовила для всех гостей подарки. (Слайд 7)
Для этого она принесла в Избу:
- 21 яблоко,
- 30 конфет,
- 24 мандаринки,
- 3 мягкие игрушки,
- 6 шоколадок.
Какой подарок получит каждый гость? Что в нём будет (и сколько)?
В каждом подарке будет
21:3 = 7 яблок
30:3 = 10 конфет
24:3 = 8 мандарин
3:3 = 1 мягкая игрушка
6:3 = 2 шоколадки
Почему?
5. Организационный конец урока.
Вот и подошли мы к концу сказки. (Слайд 8)
Поблагодарила Баба Яга Аню и Ваню, подарила им 2 волшебных предмета, об этом
рассказ на другом уроке, и отпустила домой.
Прилетели ребята домой, рассказали всё Профессору Самоварову. А он спросил их,
какие умения им понадобились чтобы помочь Бабе Яге.
Вы выполнили те же задания, значит и умения использовали те же.
Давайте попробуем рассказать какие умения вам потребовались, чтобы выполнить
задания этого урока.
Итог:
Чему учились сегодня на уроке?
Чему научились?
Что сделали?
Что будем делать?
(Слайд 8)
Молодцы! Урок окончен.
Результат деятельности (УУД):
Личностные умения:
Проявлять:
– интерес к изучению темы;
– позитивное отношение к творческой деятельности (составление сказки с помощью
выполненных заданий).
Познавательные умения:
– использовать действие умножение (деление) при решении простой задачи и
объяснять его конкретный смысл;
– использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Предметные умения:
– вычислять арифметические выражения в пределах 20, используя действие
умножение
– вычислять арифметическое выражение, используя таблицу деления в пределах 20.
– решать простые задачи на умножение, на деление по содержанию и деление на
равные части.
Регулятивные умения:
– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
– проверять задание и вносить корректировку.
– оценивать достигнутый результат.
Коммуникативные умения:
– комментировать учебное действие, используя разные варианты представления
арифметического выражения;
– формулировать высказывания, используя математические термины;
– формулировать корректные высказывания в рамках учебного диалога;
– адекватно использовать речь для представления результата.
Литература:
- Комплект “Перспектива”. Программы для начальной школы, М.:Просвещение, 2007.
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика, 2 класс (1 часть), М.:Просвещение, 2008.
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Рабочая тетрадь по математике, 2 класс (1 часть), М.:Просвещение, 2008.
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Уроки математики, 2 класс, М.:Просвещение, 2008.
- Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли. Под ред. Асмолова А.Г., М.:Просвещение, 2008.
- Ивашова О.А., Полникова М.Ю. Математика. Литературные задачи, СПб, СМИО Пресс, 1999 г.
- Марк Беденко Разноцветные задачи, Учебное пособие, Ярославль, Академия развития, 2004 г.