Цели:
- Закрепить способ отбеливания соломки с помощью гидроперита и научить новым способам осветления соломки
- Расширить знания учащихся (краткая информация об истории пудры).
- Продолжать развивать умения правильно обрабатывать и окрашивать соломку в нужный цвет.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость и настойчивость.
Оборудование, материалы и инструменты:
Для учителя:
- электрическая плита, удлинитель, 2 металлические емкости,
- карточки со словами на доске: гидроперит, уксус, персоль, белизна, лимонная кислота, перекись водорода (на доске),
- изображение солнышка, фотографии Венского бала,
- Материалы для опыта: лимонная кислота, таблетки гидроперита.
Для учащихся: скрепки для распарывания соломенных трубочек, клеенки, ножницы, бруски для разглаживания, коробки для мусора, коробки для соломенных лент.
Ход урока
Организационный момент.
Проверить готовность к уроку: оборудование рабочего места учащимися – удобно и рационально расположить на столе клеенку, ножницы, брусок для разглаживания, коробку для мусора, коробку для соломенных лент.
1. Повторение пройденного материала:
– “С помощью чего можно изобразить линии, складки одежды, мелкие детали в
аппликации соломкой (на примере детской работы) – с помощью выжигателя, ножниц и
канцелярского ножа.
– “Какой способ из тех, что назвали более легкий и подходит начинающим? (С
помощью выжигателя.)
– “На чем вырезают ножом внутренние элементы детали, на столе или на бруске?”
(На бруске.)
– “Покажите на детали, как надо правильно ножницами вырезать внутренние
элементы, поперек волокон или вдоль?” (Вдоль, чтобы разрез не был виден.)
Благодарю за ответы и дарю им эмблему с изображением солнышка для поддержания хорошего настроения.
2. Рассказ педагога:
“Ребята, поедем сегодня на бал? (<Рисунок 1>). А что делали барышни и кавалеры, когда собирались на бал? (Наряжались, делали прически.) А что делали только барышни? (Белили лица.)
В далекие времена по цвету кожи легко можно было определить сословие женщины: благородные дамы были белокожими, а крестьянки, да и другие женщины из народа, были, как правило, загорелыми и смуглокожими. Поэтому, барышни всячески старались подчеркнуть свою принадлежность к высшему свету и пользовались пудрой. Кроме того, на протяжении многих веков молочно-белый цвет кожи почитался как один из первейших атрибутов женственности и во все времена, белый цвет был олицетворением чистоты, невинности и целомудрия. Пудра – одна из самых “древних” косметических средств, ее история насчитывает несколько тысячелетий. Сначала появилась пудра на растительной основе – которая готовилась из муки, чаще рисовой или пшеничной. Модницы Древнего Рима и Древней Греции использовали пудру на минеральной основе – свинцовые белила (очень дорогие и достаточно вредные) и белую глину. На Руси же пудра появилась во времена правления Петра I. Русские дамы пудрились пшеничной и рисовой пудрой, которую принято было всячески облагораживать: подкрашивать, ароматизировать.
Барышни отбеливали лица, наша барышня Соломка тоже хочет стать белой и нарядной, чтобы побывать на балу. Но для этого ей надо превратиться в красивую картину, которая будет достойна украсить стену дворца. И оттуда сверху она сможет увидеть всю красоту бала. Ей так хочется стать нарядной и белой, как барышни, которые кружат в белоснежных платьях с кавалерами (<Рисунок 2>).
Конечно, наша соломка будет отбеливаться другими способами (сообщаю тему урока).
Какими, вы сейчас угадаете сами (на доске закреплены 6 закрытых карточек со словами: белизна, уксус, гидроперит, персоль, лимонная кислота, перекись водорода. (<Рисунки 3–10>). Прошу назвать любые 3 буквы, открываю имеющиеся в словах.
3. Объяснение нового материала: рассказываю о нескольких способах отбеливания (уксусом, персолью, лимонной кислотой, перекисью водорода) и провожу опыты в сравнении: в одной емкости отбеливание соломки гидроперитом, в другой – лимонной кислотой. В двух емкостях горячая вода (по 1 литру), поочередно растворяю 8 таблеток гидроперита в одну емкость; в другую – 1 столовую ложку лимонной кислоты. В каждую емкость опускаю пучок соломенных трубочек. Ставлю емкости на электрическую плиту и кипячу в течение 15 минут.
Во время осветления соломки провожу с учащимися игру “ Закончи пословицу о труде”:
кто не работает,…(тот не ест),
не тот хозяин земли, кто по ней бродит, … (а тот, кто по ней с плугом ходит),
дерево ценят по плодам, а….(человека по делам),
землю солнце красит,…(а человека– труд),
где труд,…(там и счастье),
без труда жить…(только небо коптить),
хочешь есть калачи…(не сиди на печи),
труд человека кормит,…(а лень портит),
скучен день до вечера …(коли делать нечего),
какова пряха…(такова на ней рубаха),
терпение и труд …(всё перетрут).
Предлагаю детям загадки:
Не море, а волнуется (нива),
вырос в поле дом, полон дом зерном, стены позолочены, ставни заколочены. Ходит
дом ходуном на столбе золотом (колос),
в поле тычинка – золотая вершинка (рожь),
как во поле на кургане стоит курица с серьгами (овёс),
два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы).
Затем достаю соломку, промываю в проточной воде и предлагаю сравнить результаты отбеливания (<Рисунок 11>). Делаем выводы: гидроперитом окрашивается быстрее и качественнее, чем лимонной кислотой. Почему? Лимонная кислота хоть и является концентратом-порошком, но менее химически агрессивное вещество, в отличие от гидроперита, у которого при взаимодействии с водой возникает более бурная реакция. В результате, более “активный” гидроперит соломку осветляет лучше, чем лимонная кислота.
4. Повторение правил безопасной работы с ножницами и утюгом. Самостоятельное выполнение работы: подготовка соломки к аппликации – разглаживание окрашенной соломки двумя способами: горячим (с помощью электрического утюга) и холодным (с помощью ножниц), чтобы получить соломенные ленты для аппликации. (<Рисунки 12, 13>).
5. Итог урока. Оценить работу учащихся (активность, интерес, аккуратность, умение оборудовать рабочее место, соблюдение техники безопасности с электрическим оборудованием и инструментами).