Интегрированное внеклассное мероприятие (математика + история) "Россия в бронзе. Памятник "Тысячелетие России" и его герои"

Разделы: Внеклассная работа


Введение.

Изучение истории родного края – одна из главных задач учебно-воспитательного процесса.

Временные рамки не позволяют учителю математики уделить достаточно времени этому вопросу на уроке. Решение этой проблемы мы видим в организации интегрированных внеклассных мероприятий по математике и краеведению. В ходе игры учащиеся:

- знакомятся с главной достопримечательностью нашего древнего города – памятником “Тысячелетие России”,

-закрепляют вычислительные навыки и развивают логическое мышление при решении задач по темам “Дроби”, “Уравнения”,

-прививая интерес к математике, воспитывают чувства гордости и любви к родному краю.

Игра “Россия в бронзе. Памятник “Тысячелетие России” и его герои” - это игра, посвященная истории древнейшего города Руси – Великого Новгорода, праздновавшего свой 1150- летний юбилей летом 2009 года.

“Он стоит в центре Новгородского кремля, словно громадный безмолвный колокол, навсегда вросший в эту древнюю землю. Другого такого памятника в мире нет, ибо он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии, и посвящен не одному человеку, а целому народу”. (В.Смирнов “Россия в бронзе”)

Как легенды уживаются на страницах древних летописей с историческими фактами, так эпохи сосуществуют на кремлёвской земле. Любовь к старине и знание богатого новгородского наследия придут не сразу, но останутся в памяти и сердце на всю жизнь. И мы, учителя, должны постараться привить эту любовь к родному городу, стране, в том числе и с помощью математических игр. Такие игры позволяют учащимся не только показать свои знания по математике, но и ещё раз узнать что-то новое о своей малой Родине.

Игра представлена в двух вариантах: для учащихся 5-6 классов; для учащихся 7-8 классов.

Для проведения данной игры необходимы следующее оборудование и материалы:

- ноутбук, проектор и экран для наглядной демонстрации задач и наилучшего эмоционального их восприятия;

- подборка задач с решениями и ответами;

- презентация с текстами задач и ответов;

- учебный кабинет с подготовленными для работы команд местами;

- листочки для записи ответов каждой команды;

- жетоны для фиксации правильных ответов;

- таблица для отражения результатов каждой команды на протяжении всей игры;

- грамоты для награждения победителей.

Правила игры:

  • Соревнуются сборные команды учащихся 5,6,7,8 классов разных школ.
  • В каждой команде выбираются заранее капитан, писарь, гонец.
  • Время на выполнение задания объявляется ведущим перед каждым заданием (1 – 2 минуты, в зависимости от сложности вопроса).
  • Задания, проецируемые на экран, решаются всей командой. Писарь пишет ответ на листочке, гонец относит его в жюри.
  • За правильный ответ жюри помещает жетон в специальную таблицу на доске.
  • Последним проводится конкурс капитанов.

Выявляются победители. 1-3 места присуждаются командам, набравшим наибольшее количество жетонов. Дополнительно, по решению жюри, победителями могут быть объявлены команды, показавшие себя лучшими в определённых номинациях.

Перед игрой детям было предложено домашнее задание по теме игры: составить свои задачи по материалу , оформить их презентацией и дать для решения соперникам. За это командам присуждались дополнительные баллы.

Игру подготовили и провели учителя, члены клуба интеллектуалов “Пеликан” Великого Новгорода:

  • Прилуцких С.М. – учитель математики, гимназия “Исток”,
  • Бороздина С.Н. – учитель математики, гимназия “Исток”,
  • Мухина С.Н. – учитель математики, гимназия “Исток”,
  • Смирнова Л.Т. – учитель математики, гимназия “Исток”,
  • Степанова Т.А. – учитель математики, гимназия “Исток”,
  • Чечина В.И. – учитель математики, гимназия “Исток”,
  • Фотина Е.Б. – учитель математики, МАОУ СОШ №25,
  • Лиманцева В.В. – учитель математики, МАОУ СОШ №13,
  • Начарова Т.В. – учитель математики, МАОУ СОШ №22,
  • Ермилова С.Н. – учитель математики, МАОУ СОШ “Комплекс “Гармония”.

Сценарий.

Нам с вами посчастливилось жить в Великом Новгороде, одном из древнейших русских городов. Новгородцы по праву гордятся замечательной историей и культурой своего города. Приглашаем Вас принять участие в игре “Россия в бронзе”

Новгород Древний! Великий в веках!
Сплотил ты народы и племена!
Здесь зародилась в древности Русь,
Здесь встала Россия на все времена!

“Он стоит в центре Новгородского кремля, словно громадный безмолвный колокол, навсегда вросший в эту древнюю землю. Другого такого памятника в мире нет, ибо он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии, и посвящен не одному человеку, а целому народу.” (В. Смирнов “Россия в бронзе”)

В 1857 году, в преддверии памятной даты 1000-летия призвания Рюрика на княжение, по пожеланию министра внутренних дел и Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда, согласно легенде, варяг и был призван.Государство объявило о начале повсеместного сбора денег от всех сословий населения. Планировалось, что памятник встанет в полмиллиона рублей, но народ пожертвовал только около 150 тыс. рублей; и основная сумма в 400 тыс. руб. была добавлена государством.

В апреле 1859 года в печати объявили о начале конкурса между скульпторами на осуществление этого проекта, а также озвучили программу, которой должен был соответствовать памятник (шесть периодов истории России). На проекты отводилось полгода (до 1 ноября 1859 года). Шесть периодов должны были быть осуществлены в скульптурных группах, высота памятника должна была быть не больше 18 метров.

Задание №1. Из чисел, записанных в верхней строке таблицы, выпишите пары взаимно обратных и, расположив все эти числа порядке возрастания, расшифруйте слово, состоящее из 7 букв и вы узнаете имя победителя.

“В конце ноября 1859 года в стенах Санкт – Петербургской Академии художеств разнеслась ошеломительная новость. Совет академии, подводивший итоги конкурса на проект памятника “Тысячелетие России”, назвал победителем не академика, не профессора не скульптора даже, а никому неведомого живописца МИХАИЛА МИКЕШИНА”.

Задание №2: Чтобы узнать возраст Микешина, найдите значение выражения:

62 – 13 – 52 + 42 – 3

Ответ: 23 года

Закладка памятника состоялась 28 мая 1861 года на кремлевской площади, между Софийским собором и зданием присутственных мест. В возведенный к тому времени фундамент памятника, был заложен гранитный камень. В вырубленную выемку которого, был вставлен бронзовый ящик с надписью, указывающей время закладки памятника и его назначение. В этот ящик были вложены медали времен Александра II, а также золотые и серебряные монеты, выпущенные в 1861 году. Фундамент памятника, заложенный на глубину 10 метров, выполнен в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, имея внутри пустоту около четырех метров в диаметре.

Задание №3: Чтобы узнать, сколько шестиметровых дубовых свай ушло под фундамент памятника, найдите значение выражения: 20,5х – 3,27х - 261,5 при х = 50 Ответ: 600

Задание №4: В Новгороде был открыт памятник, посвященный 1000-летию России. Изначально предполагалось торжества проводить и памятник открывать в день знаменитой Бородинской битвы и коронации Александра II. 

Но позднее решили переиграть и произвести сие действо в не менее значимую для России дату, которая являла собой день победы в Куликовской Битве. Определите дату открытия памятника "Тысячелетию России”, выполнив действия:

Ответ: проверяем: 08. 09. 1862

Открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года.

Памятник по замыслу автора проекта Михаила Микешина должен напоминать “шапку Мономаха”, знаменующую величие России, а также колокол, возвещающий о русской старине, о великих мужах первого и второго тысячелетий.

Задание №5: Какой колокол, по замыслу Микешина, должен был представлять памятник?

А вечевой

В вестовой

С благовестный

Д перечастный

Ответ: благовестный.

Задание №6: Длина окружности гранитного постамента памятника “Тысячелетие России” около 27 метров. Чему равен диаметр гранитного постамента? (=3,14)?

C = D

D = C :

D = 9 метров

Задание №7: Вычислите общий вес памятника “Тысячелетие России”, если известно, что вес использованного для памятника металла составляет 0,01 общего веса и равен 100 тоннам.

Ответ: 100: 0, 01 = 10000 т

На вершине монумента высокий крест, поддерживаемый ангелом и коленопреклоненной женщиной, символом России. Верхняя часть колокола превратилась в шар – державу, символ русской государственности. По общим очертаниям памятник напоминает колокол. Верхняя его часть представляет собою шар, символизирующий державу - эмблему царской власти.

Коленопреклоненная женщина, стоящая на нем, олицетворяет Россию, а осеняющий ее ангел с крестом - православную церковь.

Задание №8: Чтобы определить количество фигур на памятнике, найдите неизвестный член пропорции:

Ответ: 129

Сам монумент хотели воздвигнуть в честь князя  — летописного основателя Руси и основателя царской династии, но затем решили максимально отобразить историю своего отечества и вместить как можно больше портретов событий и личностей, которые сыграли роль в формировании государства.

Задание №9: Число 18 32 18 10 12 получается, если в имени князя, о котором шла речь, заменить буквы на их номера в алфавите. Назовите имя князя.

Ответ: Рюрик

На грандиозном постаменте покоится большой шар — царская держава, символ власти Рюриковичей и Романовых. Держава покрыта затейливым рельефным орнаментом из крестов, символизирующих единение церкви и самодержавия, и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: "Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета ????".

 На державе стоит ангел с крестом, а у его ног изображена коленопреклоненная женщина — олицетворение России.

Задание №10: Найдите корни уравнений и вы узнаете год празднования 1000-летия России.

(x-1) =0

(x-8)(4,567-3,56)=0

3(x-6)=2(x-5)-2

0,9(4x-2)=0,5(3x-4)+4,4

Ответ: 1862 год.

Все рельефы памятника и 129 фигур горельефов были изготовлены в литейных мастерских Петербурга и переправлены по реке в Новгород, а затем собраны в единую композицию на Софийской площади в Новгородском кремле. На памятнике Тысячелетию России изображено несколько колоссальных фигур. Чтобы узнать их количество, решите уравнение:

12х + 100 = 15х + 43

Ответ: 19

Вокруг шара разместилось шесть скульптурных групп, олицетворяющих шесть периодов русской истории. Нижний ярус – народ, основа государственного бытия. Группа “Основание Русского государства”. Рюрик с языческим богом Перуном. Согласно легенде, возникшей в XI веке, в 862 году в Новгород для княжения был приглашен глава варяжских дружин Рюрик.  Русские князья и цари считали его основателем государства.

Группа “Освобождение Руси от татарского ига”. Князь Дмитрий Донской попирает ногой побежденного татарина. Татарский воин жив, он поднимается, хоть в движениях его нет ни силы, ни страсти. Но Дмитрий уже не обращает внимания на побежденного врага - он смотрит за пыльный горизонт, куда бежит разбитая армия Мамая. Сражения еще предстоят, и князь готов к ним. Группа эта являет собой чрезвычайно выразительный символ победоносного выступления Руси против ненавистного чужеземного ига.

Группа “Основание самодержавия”. Одетый в парадную одежду великий князь Иван III принимает от побежденного татарина бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в ???? году.  Рядом лежат поверженные литовец в латах и немецкий рыцарь со сломанным мечом. На заднем плане - фигура сибиряка, символизирующая присоединение Сибири.

Задание №11: Ответьте на вопросы и полученные числа составят год победы над Золотой Ордой.

- Сколько яиц можно съесть натощак?

- Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней?

- Индийцы называли его “сунья”, арабские математики “сифр”. Как мы называем его сейчас?

Ответ: 1480

Группа “Начало династии Романовых”. Слева от царя Михаила - Козьма Минин, справа - князь Пожарский. Именно их усилиями родилось всенародное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов, а уж затем в столице был в 1613 году избран на царство молодой Михаил Романов. Князь Пожарский обороняет родоначальника династии Михаила Романова мечом, а Козьма Минин преподносит ему шапку Мономаха и скипетр.

Группа “Основание Русской империи”. На север, в сторону Невы, в сторону новой столицы Российской империи обращена фигура Петра I в порфире, увенчанного лавровым венком со скипетром в правой руке. Над Петром с левой стороны возвышается фигура ангела - символ великих побед преобразователя России и великого значения осуществленных им реформ. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя. Эта группа отображает самую выдающуюся эпоху в истории Русского государства до середины XIX века. Она знаменует блестящую победу русского оружия в Северной войне (1700-1721 гг.) и образование Российской империи.

В нижней части памятника расположен фриз с горельефами 109 исторических деятелей. Делится он на четыре раздела: “Просветители”, “Государственные люди”, “Военные люди и герои”, “Писатели и художники”.Вот имена некоторых из них:

Кирилл и Мефодий, Жуковский Василий Андреевич, Невский Александр Ярославич, Ртищев Фёдор Михайлович, Кутузов Михаил Илларионович, Патриарх Никон, Ломоносов Михаил Васильевич, Суворов Александр Васильевич, Мудрый Ярослав Владимирович, Багратион Пётр Иванович, Брюллов Карл Павлович, Донской Дмитрий Иванович, Нахимов Павел Степанович, Княгиня Ольга, Пётр I Алексеевич, Лермонтов Михаил Юрьевич.

Задание №12 К какой из перечисленных групп отнесли авторы памятника каждого из этих знаменитых людей?

Ответ: Просветители: Кирилл и Мефодий братья из города Солуни (Салоники) — просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Патриа?рх Никон— шестой Патриарх Московский и всея России, имевший также титул Великого Государя.

Просветители: Княгиня Ольга - княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича до 960 года.Первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси. Первая русская святая.

Ртищев Фёдор Михайлович русский государственный деятель, глава разных приказов, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен.

Государственные люди: Мудрый Ярослав Владимирович - сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) , отец, дед и дядя многих правителей Европы, Пётр I Алексеевич - один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивший направление развития России в XVIII веке.

Военные люди и герои: Невский Александр Ярославич — князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский. Своё прозвище “Невский” Александр получил после битвы со шведами на реке Неве. Дмитрий Иванович Донской - прозванный Дмитрий Донско?й за победу в Куликовской битве — великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1363).

Военные люди и герои:

Кутузов Михаил Илларионович - русский полководец, генерал-фельдмаршал, дипломат. Багратион Пётр Иванович  — российский генерал, князь, герой Отечественной войны 1812 года.

Военные люди и герои: Суворов Александр Васильевич - великий русский полководец,

не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере Нахимов Павел Степанович - российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны и просто человек, который силен духом, человек-легенда.

Писатели и художники:

Ломоносов Михаил Васильевич - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, изобретатель, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк.

Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт. Автор романтической драмы "Маскарад", знаменитых стихотворений "Бородино", "Смерть поэта", романа "Герой нашего времени" ...

Писатели и художники:

Жуковский Василий Андреевич - русский поэт, переводчик, критик.

Брюллов Карл Павлович - выдающийся живописец. Этот человек изображен в самом небольшом разделе горельефа “Писатели и художники”. Он изобрёл снегоочиститель – машину, двигавшуюся перед паровозом. Но знаменит на весь мир совсем не этим. Кто он?

Ответить на этот вопрос вы сможете, выполнив следующее

Задание №13:

6х – х + 34 = 69

17 (х - 3) = 1734

8у + 2у – 1 = 399

7х – х + 143 = 257

16 ( х + 7х) = 256

6 ( 3х + 6) = 2322

Ответ: Александр Сергеевич Пушкин

Задание №14: Скульптура какого известного правителя Руси отсутствует на памятнике "Тысячелетию России”? Почему?

Ответ: Ивана Грозного. Его не стали увековечивать в скульптуре за то, какие кровавые расправы он устраивал над людьми.

Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление. 15 августа1941 года в Новгород вошли фашисты. Нацистский генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник “Тысячелетие России” и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине (эти элементы ныне утрачены). Зимой 1943/44 года начались работы по демонтажу памятника. Железной дорогой успели увезти бронзовую решетку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые художественной работы фонари, стоявшие вокруг памятника. Но 20 января 1944 года город был освобождён советскими войсками

Последующие реставрации. В 1954 году была произведена доделка прежних работ по восстановлению (сварка швов, укрепление отдельных плит литья, все бронзовые части были патинизированы). Вторая половина 1970-х годов — специалисты Ленинградского научно-производственного объединения “Реставратор” восстановили вокруг памятника фонари и решетку (вместо увезённых в Германию). Апрель-июнь 1982 года — тщательный осмотр и чистка.

Наконец, в 1994 году детальный осмотр памятника выявил его угрожающее состояние по причине частичного разрушения и значительной коррозии деталей стальной несущей конструкции верхней части памятника. Отсутствовали некоторые элементы декора (не восстановленные в 1982 году). АО “Ампир” (Санкт-Петербург) в период с февраля по октябрь 1995 года провёл очередной цикл восстановительных работ. При реставрациях случались неожиданные находки:

В 90-х годах в маленьком помещении внутри монумента специалисты отыскали своеобразные сталактиты, сталагмиты и остатки лестницы, забытой в середине XIX века.

Новгород Древний! Великий в веках!
Сплотил ты народы и племена!
Здесь зародилась в древности Русь,
Здесь встала Россия на все времена!

Презентация.

Награждение команд.