Первая помощь на дороге

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа


Цель: воспитание законопослушных участников дорожного движения, способных оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.

Задачи:

- повторить основные правила безопасного дорожного движения для пешехода;

- выработать умения и навыки в оказании первой медицинской помощи в экстремальной ситуации;

- содействовать формированию умений анализировать свои поступки, прогнозировать их последствия;

- способствовать воспитанию командного духа, толерантности.

Оборудование: тренажер “Максим”; шины; жгуты; медицинская аптечка с обезболивающими препаратами, гипотермическими пакетами, стерильными салфетками и бинтами; блокнотные листы и карандаши; инструктивные карточки с заданиями; маршрутные листы командам, телефон, магнитофон, грамоты или дипломы для награждения.

Участники внеклассного мероприятия: учащиеся 8-11 классов, статисты члены жюри, приглашенные.

1. Организационный этап

Приветствие. Создание благоприятной психо-эмоциональной обстановки.

Ведущий: Нас постоянно окружают экстремальные условия жизни, различные рискованные зоны, что требует от нас умелых действий, необходимость быстрого осмысления происходящего, осознания личной безопасности.

Смертность при дорожно-транспортных происшествиях практически в 15 раз превышает аналогичные показатели развитых стран. Своевременная медицинская помощь на месте происшествия не оказывается. На дорогах страны ежегодно гибнут свыше 40 тысяч человек молодого и среднего возраста, детей (16%). Гибнут люди наиболее продуктивного и воспроизводительного возраста,- то есть, ежегодно без войны страна безвозвратно теряет четыре полнокровные ценнейшие дивизии.

Для того чтобы оказывать помощь людям, спасать их, человеку необходимо, прежде всего, быть добрым. Ведь доброта – это стремление человека сделать счастливее других людей, облегчить их участь, помочь в любой экстремальной ситуации.

Сегодня мы увидим, на сколько каждая из команд-участниц обладает такими достоинствами как доброта, находчивость и умение оказать помощь пострадавшим при авариях на дороге.

2 этап. Актуализация первичного опыта учащихся

А) Воспитание командного духа, толерантности.

1 конкурс. Алфавит

Построиться по именам в алфавитном порядке.

2 конкурс. Презентация команды

Рассказать о команде в трех словах. Причем это понимается в буквальном смысле – дать характеристику только тремя словами (не больше не меньше, а только 3).

3 конкурс. Узелки

Участники образуют круг, беря друг друга за руки. Причем обе руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук распутать узел и вновь образовать круг.

Б) Повторение основных правил БДД для пешеходов, формирование умений анализировать свои поступки, прогнозировать их последствия.

4 конкурс. Минутки безопасности (викторина)

О чем надо думать пешеходу, выходящему из автобуса? Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку. Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт. Поэтому выбегать из-за него нельзя – ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или (если его нет) дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу
В чем опасность, когда вы идете по улице с маленькими детьми? Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на дороге и могут вырваться из рук, побежать в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать младших за запястье руки не выпускать их. Особенно внимательными надо быть, когда вы подъезжаете к своему дому и выходите из автобуса. Маленькие дети, заметив кого-то из знакомых на другой стороне улицы, могут вырваться и побежать к ним.
Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую? Некоторое время первый автомобиль закрывает второй. Пешеход может видеть только одну машину и не заметит обгоняющую.
Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины? Одна машина выезжает из-за другой. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга.
Можно ли отвлекаться при переходе дороги? Конечно нельзя. За 1 секунду автомобиль проезжает более 10-12 метров. Мы часто оглядываемся на шум, окрик. Это очень опасная привычка.
Что делать, если при переходе дороги уронил сумку, портфель или какой-либо другой предмет? Если мы что-то уронили, первая реакция – быстро поднять. При переходе дороги эта привычка может сослужить плохую службу. Если сразу наклониться и поднять предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На дороге этого делать нельзя. Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убедиться в безопасности, а потом подбирать упавшую вещь. Лучше, конечно, при переходе быть собранным и ничего не ронять.
Подросток спешит на секцию. К переходу приближается грузовик, но подросток видит, что он вполне успеет перейти. В чем опасность такой ситуации? Опасности две. Во-первых, за грузовиком может идти другая машина, скрытая пока от глаз подростка. Во вторых, переходя. Подросток будет наблюдать только за приближающимся грузовиком и может посмотреть в другую сторону.
На нерегулируемом перекрестке пешеход пропустил автомобиль, больше машин ему не видно. Можно ли переходить? Сразу, пропустив машину, переходить нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней может быть встречная. Пропустив машину, надо подождать, пока она отъедет подальше и будет мешать осмотру улицы.
Пешеход начал переходить улицу при смене сигналов светофора с зеленого на красный. Пешеход решил: “Пока машины стоят – успею: ведь водители видят меня и не станут наезжать”. В чем ошибка пешехода? Не все машины в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку, и при включении зеленого сигнала они выедут на перекресток с ходу. Перебегающего пешехода такой водитель может не заметить из-за стоящих машин. И пешеход эту машину не видит тоже из-за стоящего транспорта.

3 этап. Оказание первой доврачебной помощи

Выработка умений и навыков в оказании первой медицинской помощи в экстремальной ситуации.

5 конкурс

Вводная: При несоблюдении правила выхода из автобуса пешеход получил ранение бедренной артерии. Вы оказались рядом.

Задание: окажите первую медицинскую помощь.

Условия: выполняется на тренажере “Максим”.

Алгоритм выполнения задачи:

  1. Прижать кулаком бедренную артерию в точке ее пережатия.
  2. Попросить помощника принести бинт и жгут.
  3. Наложить жгут через опорный предмет (скатку бинта).
  4. Вложить записку о времени наложения жгута.
  5. Вызвать скорую помощь

6 конкурс

Вводная: Во время игры на проезжей части школьник попал в ДТП и получил открытое ранение шеи. Вы оказались рядом.

Задание: Окажите первую медицинскую помощь.

Условия: выполняется на статисте.

Алгоритм выполнения задачи:

  1. Прижать рану пальцем через воротник одежды и усадить пострадавшего.
  2. Попросить помощника принести жгут и бинт.
  3. Наложить жгут через подмышку или поднятую руку.
  4. Вызвать скорую помощь.

7 конкурс.

Вводная: Во время ДТП школьница ударилась головой и потеряла сознание. Вы оказались рядом.

Задание: окажите первую медицинскую помощь.

Условия: выполняется на тренажере “Максим”.

Алгоритм выполнения задачи:

  1. Определить пульс на сонной артерии.
  2. После определения пульса на сонной артерии (состояние комы) его необходимо немедленно повернуть его на бок или живот с подстраховкой шейного отдела позвоночника.
  3. Очистить полость рта.
  4. Приложить холод к голове.
  5. Вызвать скорую помощь.

8 конкурс

Вводная: Во время гололеда школьница подвернула правую ногу. Она не может на нее встать и опереться из-за сильных болей. Голеностопный сустав отекает и синеет. Вы оказались рядом.

Задание: окажите первую медицинскую помощь.

Условия: выполняется на статисте.

Алгоритм выполнения задачи:

  1. Задать вопрос о возможной аллергии на лекарства.
  2. Предложить таблетку анальгина
  3. Наложить шину.
  4. Приложить холод.
  5. Вызвать скорую помощь.

9 конкурс

Вводная: Пешеход, поскользнувшись, упал на тротуаре, получив при этом открытый перелом предплечья. Вы оказались рядом.

Задание: окажите первую медицинскую помощь.

Условия: выполняется на статисте.

Алгоритм выполнения задачи:

  1. Усадить пострадавшего.
  2. Наложить жгут на плечевую артерию и убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии.
  3. Наложить стерильную повязку.
  4. Вложить записку о времени наложения жгута.
  5. Зафиксировать поврежденное предплечье.
  6. Вызвать скорую помощь.

4 этап. Рефлексия

Командам сформулировать свои выводы в результате данного мероприятия. Что помогало преодолевать трудности при выполнении поставленных задач?

Ведущий: Мы все должны научиться анализировать свои поступки, прогнозировать их последствия. Правила БДД помогут нам сохранить жизнь и здоровье. А умения оказывать первую медицинскую помочь пострадавшим помогут вовремя спасти кому-то жизнь. Это и есть проявление доброты, сострадания к людям.

5 этап. Подведение итогов

Вручение грамот или дипломов.

Литература

  1. Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах ЧС. Справочник. Серия “Спаси, сохрани жизнь”. СПб., 2005.
  2. Добрая дорога детства. Всероссийская газета для педагогов, детей, родителей. ООО Стоп - газета – безопасность на дорогах, 2003, 2004 гг.