Под системой художественно-эстетического воспитания мы понимаем совокупность образовательно-педагогических технологий и методического обеспечения по реализации творческого потенциала участников образовательного процесса.
Цель – создание условий для формирования и развития творческих умений и навыков учащихся с нарушениями интеллекта, обеспечивающих в дальнейшем их успешную социальную адаптацию.
(Слайд 2) Презентация
Задачи.
- Способствовать коррекции дефектов физического и психического развития школьников.
- Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни.
- Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу школьников, вызывать у них эстетические чувства и переживания.
- Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных школьниками с нарушением интеллекта художественных навыков.
(Слайд 3)
Недостатки познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы воспитанников обусловили использование в школе-интернате:
- более элементарный, чем в обычной школе уровень содержания эстетического воспитания;
- рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения;
- коррекционно-развивающий характер всех учебно-воспитательных мероприятий.
Реализуя систему художественно-эстетического воспитания мы применяем три формы организации этой работы:
- массовая (общешкольные праздники, утренники, вечера, творческие отчеты, соревнования и т.п.);
- групповая (занятия кружков, студий, секций и т.п.);
- иивидуальная (обучение отдельных учащихся игре на музыкальных инструментах, рисованию, пению, плетению, вышивке, танцам).
(Слайд 4)
Средства художественно-эстетического воспитания:
- предметно-развивающая среда;
- эстетическая направленность учебно-воспитательного процесса;
- дополнительное образование.
(Слайд 5)
Эффективность работы по эстетическому воспитанию в коррекционных образовательных учреждениях зависит от следующих условий:
- методического обеспечения;
- педагогического мастерства;
- взаимодействия с семьей;
- координацией с внешкольными учреждениями.
(Слайд 6)
Поговорим подробнее о средствах художественно-эстетического воспитания.
Предметно-развивающая среда
В отечественной педагогике и психологии термин “среда” появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия “педагогика среды” (С.Т. Шацкий), “общественная среда ребенка” (П.П. Блонский), “окружающая среда” (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
В самом широком контексте предметно-развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого осуществляется процесс развития личности.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в коррекционном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Так как в школах интернатного типа дети не только учатся, но и живут, отдыхают, проводят большую часть времени, мы тщательно продумываем оформление рекреаций, коридоров, классных комнат, мастерских, столовой и спален. Особые требования предъявляем к обустройству умывальных комнат, туалетов, виду школьного двора, спортивной площадки, т.е. всего того, куда ступает нога школьника.
Главное условие эстетического воздействия – чистота, простор, свет.
Эстетическое воздействие на детей с нарушением интеллекта оказывает вся предметно - развивающая среда.
Все помещения школы-интерната оформлены в определенном стиле:
- продумана их цветовая отделка, декоративное оформление, освещение. Уют и красоту вестибюлю (Слайд 7) и школьным помещениям придают картины из природных материалов (Слайд 8), комнатные цветы (Слайд 9) и светлые шелковые шторы на окнах (Слайд 10);
- заказаны специальные комплекты мебели;
- проведено озеленение школы и участка, оформлены уголки живой природы (Слайд 11). Всюду в художественном оформлении интерната присутствуют комнатные цветы (Слайд 12). Их очень много и в классах, и в коридорах, и в столовой. Дети сами их выращивают и заботливо ухаживают за ними. На наш взгляд, цветы – важный фактор эстетического воздействия на учащихся.
Для занятий музыкой имеется эстетически оформленный малый актовый зал (Слайд 13), приобретены костюмы и театральный реквизит.
Три года назад были созданы кабинеты декоративно-прикладного творчества (Слайд 14), изобразительной деятельности (Слайд 15). В этом году оформлен кабинет цветоводства (Слайд 16). Эффективно используются рекреация и коридоры: в них размещаются фотографии, выставки рисунков и поделок детей.
Что касается внешнего вида учащихся, то необходимо отметить, что в этом году мы ввели обязательную форму для ребят. Право выбрать ее предоставлено каждому классу (Слайд 17). В своем большинстве это белый верх, темный низ, трикотажные жилеты разных цветов (Слайд 18). Форма является фактором, организующим поведение детей, формирующим чувство гордости за свой интернат и, одновременно, является средством отличия от учащихся других образовательных учреждений.
Тема имиджа педагога также является актуальной в нашем коллективе.
Эстетическая направленность
учебно-воспитательного процесса
Единство учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы предполагает эстетическое воздействие на учащихся в процессе преподавания всех учебных дисциплин. Значение имеет все – содержание учебного материала, пути и способы преподнесения его детям, красочная образная речь учителя, эстетично оформленная наглядность, современные технические средства, четкость, ритмичность урока.
(Слайд 19)
Работа по эстетическому воспитанию должна пронизывать каждый элемент урока. Знания, полученные на уроках литературы, музыки, ИЗО, СБО отражаются в учебной и внеклассной деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают кукольные спектакли, танцуют, пересказывают сказки, декламируют.
С целью развития творческих способностей учащихся с нарушенным интеллектом в школе-интернате реализуется проект “Креативная реабилитация школьников с ограниченными возможностями здоровья – одно из средств социализации и интеграции их в общество”.
Серьезную роль в художественно-эстетическом воспитании учащимся мы отводим внеклассным занятиям, на которых стремимся научить детей воспринимать и ценить природу, искусство, прививать им навыки культурного поведения (эстетика поведения).
Базовой основой внеклассных занятий является программа А.Д.Шишковой (Кольчугинская специальная коррекционная школа-интернат).
Дополнительное образование
Неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания является дополнительное образование. Его основная цель – создание условий для развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
(Слайд 20)
Дополнительное образование в ГСОУ школе-интернате обеспечено работой 11 кружков, трех секций, двух клубов. В кружках занимаются 72 учащихся.
(Слайд 21)
В системе кружковой работы заняты 10 педагогов школы-интерната № 15 и два специалиста – работники других образовательных учреждений.
Художественно-эстетическое направление дополнительного образования представлено следующими кружками:
- “Рукодельницы”,
- “Цветовод-декоратор”,
- Кружок выразительного чтения,
- Вокальные группы “Непоседы”, “Солнышко”,
- Шумовой оркестр,
- Танцевальный кружок “Ритм”,
- Кружок ИЗО,
- Кружок декоративно-прикладного творчества “Фантазер”,
- “Макраме”,
- Кукольный театр “Светлячок”.
(Слайд 22)
Для эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию в школе создана методическая база:
- программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
- тематическое планирование работы кружков, клубов, секций;
- конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
- дидактические музыкальные игры;
- библиотека познавательной литературы по искусству для педагогов.
(Слайд 23)
Весь материал систематизирован и представлен в картотеке.
Должная постановка художественно-эстетического воспитания предполагает хорошую подготовленность учителей и воспитателей. Реализация системы художественно-эстетического воспитания требует от учителей и воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
Оно осуществляется в нескольких направлениях:
- повышение квалификации педагогов через педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, открытые занятия, мастер-классы. Каждый год один из педсоветов посвящен вопросам творческого развития воспитанников, на методических совещаниях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые мероприятия учебно-воспитательной и культурно-досуговой деятельности, проводятся недели творчества, дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества;
- ежегодное проведение в школе методических объединений по вопросам художественно– эстетического развития детей, представление своего опыта на городских и территориальных семинарах;
- повышение квалификации на курсах в ККИДППО, г. Краснодар.
(Слайд 24)
Для осуществления полноценного развития и воспитания обучающегося необходимо согласование усилий образовательного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
- вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный образовательным учреждением. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
- повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и консультации.
(Слайд 25)
Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию учащихся зависит от координации работы с другими учреждениями. Коллектив школы-интерната тесно сотрудничает с детской библиотекой им. А.М. Горького, Историко-краеведческим и художественным музеями, центром детского творчества, краевым эколого-биологическим центром, другими учреждениями города Краснодара. Проводятся взаимопосещения спектаклей, организуются в библиотеке занятия с детьми по знакомству с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, посещение гастрольных спектаклей, выставок, экспозиций. Дети ежегодно принимают участие в смотрах художественной самодеятельности.
(Слайд 26)
Заключение
Работа всего коллектива по художественно-эстетическому воспитанию в течение многих лет дает свои результаты. К концу обучения повышается уровень воспитанности учащихся, снижается количество правонарушений, появляются положительные привычки, формируются трудовые и творческие навыки, развиваются способности общаться и жить среди людей.
(Слайд 27)