Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности.
Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, так как такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.
Применение технологии развития критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке. Развивается умение анализировать и обобщать полученный материал и, логически рассуждая, делать правильные выводы. Развивается мышление, кругозор, воображение, умение формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Предлагается разработка урока по истории в 5 классе с использованием технологии критического мышления, метод «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, даёт возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически.
Цели:
- Формирование умений анализировать и оценивать информацию.
- Развитие навыков работы в группе.
Стадия Вызова
Прогнозирование по названию. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какие ассоциации у вас возникают со словом Финикия?
Стадия Содержания
Используя приём «Шесть шляп мышления», будем работать в группах с учебником, параграфом 15. Но мы с вами используем только четыре шляпы.
Каждая группа получает свою шляпу и своё задание.
Белая шляпа. Выделить в параграфе только факты
о Финикии.
Красная шляпа. Выразить свои эмоции по поводу
жизни в Финикии.
Жёлтая шляпа. Выделить позитивное,
положительное, хорошее в Финикии. Объяснить,
почему считаете, что это хорошо. Аргументируйте
своё мнение.
Чёрная шляпа. Нужно определить, негативное,
отрицательное, плохое в Финикии. Объяснить,
почему вы так считаете.
Стадия размышления
Написать синквейн:
- 1 вариант со словом Финикия.
- 2 вариант: финикийские мореплаватели
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово,
определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных,
характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих
действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в
котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно
существительное, через которое человек выражает
свои чувства, ассоциации, связанные с данным
понятием.