Урок по истории с использованием технологии критического мышления

Разделы: История и обществознание


Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности.

Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, так как такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности. 

Применение технологии развития  критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке. Развивается умение анализировать и обобщать полученный материал и, логически рассуждая, делать правильные выводы. Развивается  мышление, кругозор, воображение, умение формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Предлагается разработка урока по истории в 5 классе с использованием технологии критического мышления, метод «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, даёт возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически.

Цели:

  • Формирование умений анализировать и оценивать информацию.
  • Развитие навыков работы в группе.

Стадия Вызова

Прогнозирование по названию. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какие ассоциации у вас возникают со словом Финикия?

Стадия Содержания

Используя приём «Шесть шляп мышления», будем работать в группах с учебником, параграфом 15. Но мы с вами используем только четыре шляпы.

Каждая группа получает свою шляпу и своё задание.

Белая шляпа. Выделить в параграфе только факты о Финикии.
Красная шляпа. Выразить свои эмоции по поводу жизни в Финикии.
Жёлтая шляпа. Выделить позитивное, положительное, хорошее в Финикии. Объяснить, почему считаете, что это хорошо. Аргументируйте своё мнение.
Чёрная шляпа. Нужно определить, негативное, отрицательное, плохое в Финикии. Объяснить, почему вы так считаете.

Стадия размышления

Написать синквейн:

  • 1 вариант со словом Финикия.
  • 2 вариант: финикийские мореплаватели

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.