Прошедшее время глагола. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.
  2. Прививать орфоэпические нормы.
  3. Расширять кругозор и словарный запас учащихся.
  4. Развивать речь.
  5. Развивать познавательный интерес.

Оборудование:

  • сюжетные рисунки, карточки, свиток папируса;
  • таблица для систематизации знаний по теме «Глагол»;
  • магнитофон, магнитная доска;
  • индивидуальные сигнальные доски;
  • кроссворд по теме «Славянская письменность».

Ход урока

I. Организационный момент.

Введение сюжетной линии урока.

Раз-два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – можно сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.

Учитель: Ребята! Вы, конечно же, обратили внимание на это странное объявление!

Вы хотите участвовать в научном эксперименте? Тогда мы отправляемся в Институт Времени, Между прочим, вход туда – строго по пропускам!

II. Повторение. Систематизация знаний.

Учитель: Ребята! Я раздала вам билетики с вопросами. Тот, у кого №1, начинает наш «Блиц-опрос» по теме «Глагол».

  1. Что такое глагол?
  2. Какую роль в предложении выполняет глагол?
  3. Что такое неопределённая форма глагола?
  4. Назовите временные формы глагола.
  5. Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?
  6. Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол настоящего времени?
  7. Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол будущего времени?
  8. Какие формы будущего времени вы знаете?
  9. Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
  10. Какие формы лица глагола вы знаете?
  11. Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
  12. Сколько типов спряжения существует в русском языке?
  13. Какие гласные пишутся в безударных окончаниях глаголов 1 спряжения? 2 спряжения?
  14. Как чаще всего образуется форма прошедшего времени? Всегда ли используется суффикс -л-?
  15. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

III. Формулирование темы урока и постановка целей.

Чистописание.

Учитель: Молодцы, ребята, прекрасно ответили на вопросы. Я считаю, что мы с вами владеем достаточной информацией о глаголе, поэтому отправляемся в научную лабораторию к Профессору Зубрилкин и его ассистентке Елене Почемучкиной. А вот их «археологические находки».

- Какую информацию содержат эти фрагменты?

- Какие из них считаете «лишними»?

- Как вы думаете, какова тема урока? (Высказывания детей.)

Итак, тема исследования (а стало быть, и урока): «Прошедшее время глагола».

Цель нашей работы сегодня: систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.

Все свои научные наблюдения и выводы будем записывать в «Тетрадь исследовательских работ».

Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(Дети записывают в тетрадь число и элементы чистописания, комментируя свои записи.)

IV. Работа с фразеологическими оборотами речи.

Узнавание глаголов прошедшего времени. Разбор глаголов по составу.

- Как называются устойчивые выражения, используемые для яркости, образности речи?

- Объясните смысл данных фразеологизмов.

Зарубила2 на носу.     Прочно, надолго запомнили.
Взяли себя в руки.     Овладели собой, стали более собранными.
Сел в галошу.     Оказался в смешном положении.
Вылетело2 из головы.     Забылось.

- Найдите глаголы. Дайте им характеристику (время, показатель прошедшего времени, число, род).

- Что такое антонимы?

- Найдите фразеологизмы, противоположные по смыслу. Запишите их..

- Разберите по составу глаголы прошедшего времени. О чём нужно помнить, выделяя основу этих глаголов? (В основу глагола входят все части слова, кроме окончания и формообразующих суффиксов.)

Вывод: глаголы прошедшего времени имеют форму числа, а в единственном числе – форму рода.

V. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.

Орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени.

А) Проблемный вопрос/

- Формы числа и рода являются постоянными признаками или изменяемыми?

Учитель: Для дальнейшего исследования нам необходимо совершить путешествие во времени. На этой машине времени мы отправимся в прошлое. Перемещение будет проходить безболезненно, если вы опустите головки на парту, закроете глаза и расслабитесь.

Физкультурная пауза.

Включение фонограммы, релаксация под «Звуки тропического леса».

Б) Наблюдение.

Можете открыть глаза, т.к. мы уже прибыли к месту назначения – времена расцвета динозавров, гигантских насекомых и насекомых. Начинаем свои наблюдения за древними животными и, конечно же, за глаголами прошедшего времени.


В) Вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.

Таблица окончаний глаголов прошедшего времени.

Г) Закрепление знаний, использование их на практике.

- Изменить глагол по числам и родам.

- Обратите внимание на постановку ударения в этих глаголах. Какое свойство русского ударения вы наблюдаете? Запомните орфоэпические нормы произношения данных глаголов.

VI. Фонетический анализ глаголов прошедшего времени.

Орфограмма в родовых окончаниях глаголов.

А) Проблемный вопрос/

- Существует ли опасность в написании родовых окончаниях глаголов?

Б) Наблюдение.


В) Вывод: безударные окончания глаголов среднего рода являются орфограммой, так как при произношении слышим /а/, но пишем /о/.

Г) Закрепление.

- Работа с сигнальными досками. Объяснить написание выделенных букв. Показать, какое окончание необходимо вставить:

  • Роса сверкал..., колье сверкал..., пламя сиял..., улыбка сиял..., звезда светил..., солнце светил...

- Ребята, как называются слова, разные по написанию, но близкие по значению?

- Найдите синонимы среди данных слов.

Физкультурная пауза.

Учитель: Ребята! Оглянемся вокруг, полюбуемся красотой первозданной природы, которой ещё е коснулась цивилизация!

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это так птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем –
Крылья сложили назад.

(Дети выполняют движения в соответствии с содержанием каждой строчки под фонограмму «Звуки вечернего леса.)

VII. Роль окончаний глагола в установлении связи слов в предложении. Обогащение словарного запаса глаголами прошедшего времени.

А) Проблемный вопрос.

- Итак, мы знаем, что у глаголов прошедшего времени при изменении родовых форм и числа изменяются окончания. Так ли это необходимо в нашей речи?

Б) Наблюдение.

Учитель: Для решения этой проблемы отправляемся в каменный век к древним людям.

В) Работа по карточкам.

Упражнение «Корректоры».

В давние-предавние времена в знаменитой ныне пещере Шульган-Таш обитало древние люди. Художник каменного века оставила на стенах рисунки, по которым мы можем представить, как жил и чем занималась наши предки. Мужчина ходила на охоту, добывало пищу. Женщина поддерживали огонь в пещере, готовил еду, шило одежду из шкур. Дети же собирал съедобные коренья, ягоды.

- Нужно ли изменять окончания глаголов? Для чего?

Вывод: окончания глаголов необходимо изменять для установления связи слов в предложениях.

VIII. Словарная робота. Омонимы – части речи.

Разбор предложений по членам.

«Исторический кроссворд»

1) Как называется кора берёзы, на которой писали в Древней Руси, пока не изобрели бумагу?

2) Как называется письменный прибор в виде палочки с острым наконечником, которым в Древней Руси прилежные ученики выцарапывали на берёсте свои первые каракули?

3) Как называлась телячья кожа, высушенная особым образом и предназначенная для письма вместо бумаги?

4) Как назывался прибор, заменявший ручку, который люди заимствовали у гусей для письма?

5) Старинные книги раньше не имели страниц, а сворачивались в рулоны. Как они назывались?

- Какое из записанных слов обозначать разные части речи?

Это омонимы – слова, одинаковые по написанию, различные по значению.

- Назовите аналогичные слова-омонимы, обозначающие разные части речи.

  • Течь, печь, стекла (со стекла).

- Придумайте с этими словами предложения.

- А теперь я предлагаю проанализировать мои предложения.

1 уровень сложности.
Дождевея капля стекла со стекла.4

2 уровень сложности.
Крестьянка растопила печь и стала печь пироги.4

3 уровень сложности.
Мореплаватели быстро задраили течь, и вода перестала течь в трюм корабля.4

IX. Закрепление. Работа по учебнику.

  1. Работа с правилом на стр.55.
  2. Устный анализ упражнений: № 80 стр.54 и №95 стр.63.

X. Домашнее задание.

  1. Правило на стр.55 выучить.
  2. Упражнения: № 80 стр.54 и №95 стр.63

XI. Итог урока.

- В начале урока мы ставили перед собой цель: систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.

- Как вы думаете, мы выполнили свою цель?

- Как можете оценить свою работу на уроке? (Мысленно поставьте себе оценку.)

Молодцы, ребята! Сегодня вы очень старались, активно участвовали в нашем исследовании. ........... заслужили оценки «5», ........... получают оценку «4». А ........... нужно дополнительно поработать над этой темой.

Всем спасибо за плодотворную работу. Урок окончен.