На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний. Необходимо пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей.
Крайне важно на самых ранних стадиях обучения зажигать в каждом ученике интерес к учебе. Давно замечено, что у человека остается в памяти, а соответственно и в навыках, гораздо больше, когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со стороны.
Применение нетрадиционных, нестандартных форм обучения благотворно сказывается на учебном процессе.
Одна из форм таких уроков является игра.
Урок-игра – это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации.
Основная цель игры – поднять интерес учащихся к учебе, и тем самым повысить эффективность обучения.
Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует у ребенка отдачи максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Нередко педагог предпочитает проводить с детьми занятия в привычной для них и для него урочной форме только потому, что боится шума, беспорядка, которые нередко сопровождают игру. Для учащихся урок-игра – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Для учителя урок-игра, с одной стороны – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также игра способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.
Играть можно целый урок или использовать
игровые фрагменты на уроках, нельзя забывать об
эффективности использования данной технологии
во внеурочное время.
Конечно, игра не должна являться самоцелью, не
должна проводиться только ради развлечения
детей. Она обязательно должна быть
дидактической, т.е. подчиненной тем конкретным
учебно-воспитательным задачам, которые решаются
на уроке, в структуру которого она включается. В
силу этого игру заранее планируют, продумывают
ее место в структуре урока, определяют форму ее
проведения, подготавливают материал,
необходимый для проведения игры.
В данной статье рассмотрен пример дидактической игры «Кто хочет стать отличником», созданной мною, иллюстрирующий специфику подготовки и проведения игр на уроках информатики.
Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников. На фоне остальных уроков, уроки, имеющие игровую окраску, воспринимаются учащимися с заметной радостью, что является очень существенной предпосылкой к расположению учащихся лично к преподавателю и, самое главное, учебному предмету информатика. Немаловажным представляется и то, что каждый учащийся получает возможность сравнения своего уровня подготовки по предмету с соответствующим уровнем одноклассников, причем сделать это в мягкой, неконфликтной форме. Наряду с решением обучающих задач, игра способствует решению и ряда воспитательных, как, например: формирование сотрудничества между участниками игры, преломление индивидуальных качеств каждого из участников к виду необходимому для деятельности в коллективе, что способствует формированию учащегося как члена общества, личности и т.д. При включении дидактических игр в урок, у преподавателя появляются более широкие возможности для установления межпредметных связей. Очевидно, что это способствует восприятию изучаемого вопроса в курсе информатики как одной из составляющих стройной системы знания во всем многообразии дисциплин.
Подготовка и проведение дидактической игры состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведение и анализ. Рассмотрим каждый из этих этапов на примере дидактической игры «Кто хочет стать отличником», которая, кстати заметить, может быть использована не только на уроках информатики, но и на любом другом уроке или при проведении внеклассного мероприятия.
Конечно вариантов данной игры уже рассмотрено множество. Но все они либо существуют в безкомпьютерном варианте, либо локальные, т. е. используются на одном компьютере. Оба варианта проведения игры сложны в плане организации работы всего класса и поддержанием тишины для рабочей обстановки в классе. Вариант, предложенный мною, основан на использовании множества компьютеров объединенных в компьютерную сеть в компьютерном классе. Каждый ученик может участвовать в игровом процессе, автоматизирован отборочный тур и использование подсказок предусмотренных в игре.
Первый, самый сложный и ответственный этап дидактической игры – замысел, включающий в себя следующие составляющие:
- выбор класса;
- определение темы урока;
- определение типа урока;
- определение временных рамок;
- выбор форм и видов игры.
Выбор класса, в котором будет проведена игра, определяется его особенностями (профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др). При этом следует учитывать не только проблему поднятия у учащихся интереса к предмету, но и решение основных учебных и воспитательных задач.
Неограниченным выбором обладает учитель при определении темы урока, на котором будет проводиться игра. Это может быть как введение в новую тему, так и обзорная, второстепенная по значимости или одна из основных тем курса.
Конечно же, дидактические игры применимы ко всем типам уроков. Интересно влияние типа урока на выбор конкретной игры. Для успешной реализации игры учителю необходимо иметь определенный опыт работы с разными дидактическими играми.
Рассматриваемая дидактическая игра может быть проведена на уроке повторения, обобщения полученных знаний, закрепления навыков решения задач и в качестве подготовки к контрольной работе, в качестве подготовки к ЕГЭ.
На этапе определения временных рамок следует проанализировать, как продолжительность времени непосредственно проведения дидактической игры, так и затраты времени на её подготовку. Во-первых, будет ли игра на весь урок, или, для нее будут отведена часть урока, или, возможно, она будет проводиться на нескольких уроках в течение нескольких дней (например, серия игр). Во-вторых, время подготовки, может занимать от нескольких дней, до нескольких недель. Это зависит от: выбора вида игры, целей игры, распределения обязанностей между учителем и учащимися.
Выбор форм дидактической игры зависит от нескольких факторов, основными из которых являются: характеристика класса (в том числе какие и как часто применялись формы учебной работы в данном классе); возрастные особенности учащихся; характеристика темы урока. Для данной дидактической игры выбраны коллективная и индивидуальная формы обучения.
Следующий этап – организация дидактической игры, в свою очередь делится на подэтапы:
- распределение обязанностей между учителем и учащимися;
- подбор заданий.
В разработке и подготовке дидактической игры
может принимать участие только учитель (группа
учителей), который пишет сценарий игры, подбирает
задания, критерии их оценки, распределяет роли
между учащимися и т. д., а могут и совместно
работать учитель с группой учащихся или всем
классом, для другого класса из параллели. В
случае работы со всем классом, не должно
происходить разделения значимости учащихся в
деле подготовки, каждому следует предоставить,
по возможности, равные условия для
самореализации.
Подбор заданий для дидактической игры может
производить учитель самостоятельно или
совместно с учащимися (например, когда они
готовят задания друг для друга). Необходимо четко
установить требования к задачам, практическим и
творческим заданиям и упражнениям:
- задания должны отличаться уровнем сложности;
- задания следует подбирать интересные, имеющие практическую значимость, а так же такие, в которых возможна реализация межпредметных связей;
- решения задач, по возможности, должны быть просты, доступны и осуществимы основной массой учащихся.
И как заключительный этап – непосредственно проведение самой игры. В данной игре в качестве участников может выступать как отдельный ученик, так и группа учащихся (в зависимости от количества компьютеров объединенных в сеть в компьютерном классе). Каждый ответ желательно должен сопровождаться подробными объяснениями своего выбора ответа и по возможности выкладками решения того или иного задания на доске (если требуется). Производить оценку работы на уроке стоит не только для учащихся отвечающих у экрана но и активно работающих с мест (во время подсказки зала). При умелом использовании данной программы урок может превратиться в настоящую телевизионную версию игры.