«Главным ресурсом развивающегося
общества являются люди,
не столько подготовленные, сколько
развивающиеся непрерывно»
П.Г. Щедровицкий
ВВЕДЕНИЕ
Системное переустройство страны, ускорение темпа жизни, связанное с информационной революцией, масштабные экологические и демографические проблемы, нарастающая экономическая нестабильность в обществе требуют от работников производственной и социальной сферы, но особенно работников образования, готовящих будущую смену профессиональных работников, разносторонних знаний. Причем независимо от рода занятий: будь-то социально-педагогическая, управленческая или вспомогательная деятельность.
Традиционная установка, когда квалификационный диплом о получении той или иной специальности служил подтверждающим документом на всю жизнь, устарела. В современных условиях, ориентируясь на потребности конкурентного рынка образовательных, досуговых, информационных и других услуг, учиться и подтверждать собственную квалификацию надо непрерывно. Особенно это касается педагогических и управленческих категорий работников в системе дополнительного образования детей, которым принадлежит ключевая роль в подготовке подрастающего поколения к жизнедеятельности в динамично меняющихся условиях трансформированного общества.
В настоящее время делается акцент на долговременное развитие трудового потенциала работников и, именно поэтому управление человеческими ресурсами становится ныне одним из важнейших направлений в деятельности любого учреждения дополнительного образования детей, поставленных в такую ситуацию, когда их функционирование и развитие напрямую зависит от квалификации и профессиональной компетентности педагогов.
В период финансового кризиса, когда уровень доходов сотрудников учреждения оставляет желать лучшего, обучение на курсах повышения квалификации стало особенно проблематичным. В данных условиях возрастает роль повышения квалификации сотрудников внутри учреждения как очень важного звена в системе непрерывного образования, совершенствования профессиональной культуры педагогических кадров, подготовки их к работе в новой образовательной ситуации, в создании условий для их развития и самореализации.
Вопросы оптимизации методической работы в образовательном учреждении раскрываются в работах Ю.К. Бабанского, М.М. Поташника; важные аспекты деятельности руководителя образовательного учреждения, рассматриваются в трудах В.И. Зверевой, практические рекомендации по вопросам мотивации и стимулирования профессионального развития педагогов можно найти в работах Н.В. Немовой, Ю.А. Долженко и др.
Материалы для обеспечения повышения квалификации кадров внутри учреждения мы получаем, изучая специальную и научно-методическую литературу, статьи периодических изданий («Дополнительное образование и воспитание», «Внешкольник», «Народное образование», «Педагогика», «Школьные технологии», «Директор школы», «Завуч» и др.)
В МОУДОД «Дом детства и юношества» сложилась достаточно эффективная система повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, позволяющая создать условия для самореализации, саморазвития и самосовершенствования педагогов, быстрого внедрения в практику инновационного опыта воспитания, обучения и творческого развития подрастающего поколения.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ РОСТОМ ПЕДАГОГОВ В МОУДОД «ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА»
Современная образовательная ситуация требует от педагогов-практиков постоянного совершенствования их знаний и умений.
Профессия предоставляет педагогу возможность реализовать себя в труде, познании, общественной жизни, деятельности, в отношениях, общении, связанных с выполнением должностных обязанностей. Не менее важно, что при этом происходит проверяемая практикой самооценка психологической и содержательно-технологической подготовленности к данной работе, сложившаяся в процессе профессионального образования и предшествующего опыта. Такая оценка стимулирует (должна стимулировать) самообразование и самосовершенствование специалиста, его карьерные и статусные намерения и ожидания, овладение смежными областями знаний.
C годами ценностный смысл образования для личности меняется, и на первый план выдвигается потребность в развитии своей культуры и миропонимания. Познавательные интересы взрослых людей концентрируются вокруг потребности в научном понимании многообразных явлений жизни и осмыслении собственного опыта; в формировании своей позиции по отношению к происходящему вокруг и использовании полученных знаний в практической деятельности.
Поэтому столь актуальны в деятельности руководителя учреждения вопросы дальнейшего профессионального роста сотрудников, развития положительных личностных качеств, выстраивания индивидуальной траектории их карьеры в системе дополнительного образования детей.
Важным направлением управленческой деятельности руководителя является повышение профессионального мастерства педагогических кадров и их мотивации на получение более высоких результатов деятельности через использование передовых педагогических технологий, нестандартных форм и методов организации взаимодействия участников образовательного процесса.
Главная цель управления педагогическим коллективом: создать профессионально – личностную зону успеха каждому сотруднику, повысить его заинтересованность в совершенствовании своего педагогического мастерства, проявлении творческой активности и духовного единения с участниками образовательного процесса через овладение ключевыми и профессиональными компетентностями.
Целенаправленная работа администрации по достижению этой цели должна способствовать формированию многоуровневой культуры самоорганизации всех членов коллектива, росту их педагогического мастерства.
Схема 1. Основные элементы педагогического мастерства
Чтобы быть успешным, достичь вершин профессионального мастерства, иметь высокий рейтинг у учащихся, коллег, родителей современный педагог системы дополнительного образования детей должен постоянно стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, повышать уровень своего профессионального роста.
Схема 2. Основные уровни профессионального роста педагога
Доказано, что профессиональное самосовершенствование успешно протекает лишь при наличии у педагога внутреннего побуждения, искреннего стремления добиться высоких результатов в работе. В свою очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества возможна, если педагогический коллектив в целом проводит систематический анализ достоинств и недостатков своей деятельности на основе показателей уровней воспитанности и обученности учащихся.
Самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-психологической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей педагогического коллектива, позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое содружество мастеров педагогического труда – вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство педагога.
Важнейшими элементами кадровой политики администрации МОУДОД «Дом детства и юношества» являются:
- создание в учреждении неформального, основанного на взаимном уважении, доверии и эмпатии, социально-психологического климата совместной работы, позволяющего раскрыть творческий потенциал педагогов;
- формирование собственной инфракультуры учреждения, существующей в виде выработанных в коллективе ценностей, стиля общения сотрудников, системы личностных качеств, позволяющих изменить мотивационную и операционную сферы деятельности;
- повышение профессионального мастерства педагогических кадров и их мотивации на получение более высоких результатов деятельности.
Деятельность администрации по кадровому обеспечению и повышению профессионального мастерства осуществляется по следующим направлениям:
- подбор и эффективная расстановка кадров с учетом социального заказа и потребностей детского и взрослого населения в дополнительных образовательных услугах;
- профессиональное и функционально-ориентированное повышение квалификации сотрудников учреждения;
- психологическое просвещение педагогов;
- адресная помощь сотрудникам по личным затруднениям на основе диагностических исследований;
- стимулирование и поддержка творчески работающих педагогов.
МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ МОУДОД «ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА»
Данная модель повышения квалификации позволяет научить педагога использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему целостной педагогической деятельности.
Педагогическая практика доказала, что развитие личности человека стимулирует преобразование профессиональной деятельности, качественно новый уровень которой, в свою очередь, приводит к дальнейшему развитию личности.
СПЕЦКУРС «ПУТЬ К УСПЕХУ»
Эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогов являются спецкурсы, направленные на решение конкретных проблем коллектива, выявленных в ходе наблюдений, диагностических исследований и анализа деятельности учреждения.
Актуальность выбора именно этой формы продиктована следующими моментами.
Основу педагогического коллектива Дома детства и юношества составляют штатные работники, большинство – женщины (более 85%). 44% сотрудников работают в учреждении до 5 лет, 34 % – от 5 до 15 лет, 22% – свыше 15 лет. Половина педагогов имеют высшее образование, 88% – аттестованы. Высшая квалификационная категория присвоена 25% педагогов, первая – так же 25%, вторая – 38% педагогов.
В связи с ротацией кадров, увеличением числа вновь прибывших молодых специалистов, преобладанием в коллективе женщин, формированием ряда микрогрупп по возрастному принципу в учреждении сложились сугубо деловые, основанные лишь на производственной необходимости, взаимоотношения работников, несколько снизился уровень взаимного доверия и эмпатии, что в конечном итоге отрицательно сказалось на разработке и реализации совместных проектов, выполнении намеченных планов, эмоциональном состоянии и снижении работоспособности отдельных сотрудников.
Кроме того, методическая учеба, направленная на повышение профессиональной компетентности кадров, зачастую рассматривается педагогами не как средство обучения и развития их мастерства, а как формальная обязанность, сохраняющаяся традиционно, но не приносящая ощутимой пользы.
На основе диагностических исследований личных затруднений педагогов, наблюдений администрации и анализа сложившейся ситуации для решения вышеперечисленных проблем был разработан и успешно реализован в ходе активного взаимодействия участников спецкурс «Путь к успеху».
Спецкурс «Путь к успеху» рассчитан на 2 года и воплощен в жизнь администрацией МОУДОД «Дом детства и юношества» совместно с методической службой учреждения, направлен на оптимизацию социально-психологического климата в коллективе, сплочение его членов, повышение уровня взаимного доверия и взаимопомощи педагогов-стажистов и вновь принятых сотрудников.
Цель спецкурса: формировать стабильный, эффективно работающий коллектив единомышленников в процессе совместной творческой деятельности.
Задачи:
- создание комфортных условий для результативной работы всех участников образовательного процесса;
- дальнейший профессиональный рост сотрудников, выстраивание личностной траектории их карьеры;
- апробирование на практике современных педагогических технологий, форм и методов организации деятельности;
- выявление творчески работающих сотрудников, обобщение и распространение ценного педагогического опыта;
- развитие интеллекта, общекультурного уровня педагогов, их позитивной мотивации на саморазвитие и самосовершенствование.
Программа
№ п/п |
Содержание и формы работы |
Сроки проведения |
Ответственные |
1 |
Семинар-практикум «Команда, без которой мне не жить» | Сентябрь 2007 |
Трунова Л.К. |
2 |
Тренинг «Мудрость повседневных контактов» | Ноябрь 2007 |
Дементьева О. |
3 |
Педагогическая гостиная «Правила твоего успеха» | Февраль 2008 |
Трунова Л.К. |
4 |
Фестиваль-конкурс педагогического мастерства «От сердца к сердцу» | Апрель 2008 |
Трунова Л.К. |
5 |
Информационный вестник «Портфолио как инновационная форма оценивания деятельности педагога» | Сентябрь 2008 |
Полозова Л.Л. |
6 |
Консилиум «Как помочь детям захотеть учиться?» | Декабрь 2008 |
Трунова Л.К. |
7 |
Творческая мастерская «Педагогическая копилка» | Февраль 2009 |
Кузьменко Л. |
8 |
Фестиваль-конкурс творческих идей «Шаги к успеху» | Апрель 2009 |
Трунова Л.К. |
В ходе реализации данного спецкурса предполагалось достижение следующих результатов:
- создание условий социально-психологического комфорта и защищенности членов педагогического коллектива;
- формирование профессионально-компетентной личности педагога, владеющей когнитивными, креативными, методологическими и рефлексивными качествами;
- понимание сотрудниками причин успехов и неудач, осознание необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования;
- обогащение педагогической практики учреждения собственными творческими разработками;
- внедрение в процесс образования взрослых гуманистических идей развития (учение без принуждения, успех как мотив обучения, вера в потенциальные возможности каждого обучающегося, целостное развитие личности и т.д.);
- реализация педагогами своих возможностей, признание собственной компетентности, достижение высоких результатов деятельности;
- рост самоуважения сотрудников и их рейтинга среди участников образовательного процесса.
Достижению поставленных целей и задач в полной мере способствовали интерактивные формы работы с педагогическими кадрами:
- организационно-деятельностные, сюжетно-ролевые и деловые игры;
- предметно-содержательные, методические, психологические практикумы;
- консультационные ассоциации;
- творческие лаборатории по освоению новых педагогических технологий;
- круглые столы, педагогические консилиумы, дискуссии;
- методические смотры, конкурсы, выставки и др.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦКУРСА «ПУТЬ К УСПЕХУ»
В процессе совместной деятельности администрации и педагогического коллектива:
- созданы комфортные условия для выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей, проявления инициативы и творческих способностей (реализация проектов «Досуг – дело серьезное» (оборудование малого зала досуговых мероприятий в 2007 г.); «Рождественская звезда» (изготовление оборудования для проведения окружного этапа одноименного краевого конкурса в 2008 году); «Учение с увлечением» (ремонт и оборудование кабинета школы раннего развития детей в 2009 году);
- сформировалось работоспособное ядра коллектива, состоящее из опытных педагогов и только начинающих свою педагогическую карьеру молодых коллег, включающее и бывших выпускников учреждения (методисты Дементьева О.С., Кривошеина Т.С.);
- 50% педагогов имеют высшее образование (3 человека закончили ВУЗы в течение 2-х последних лет);
- 84% членов педагогического коллектива аттестованы, из них 58% имеют высшую и 1 квалификационные категории;
- наблюдается устойчивый рост числа участников и победителей конкурсов профессионального мастерства педагогов Дома детства и юношества:
Год |
Число участн |
Наименование фестивалей-конкурсов профессионального мастерства |
Кол-во номинаций |
Кол-во победителей |
2006 |
56 |
«Радуга творчества» | 3 |
10 |
2007 |
68 |
«Как наше слово отзовется» | 3 |
12 |
2008 |
68 |
«От сердца к сердцу» | 4 |
13 |
2009 |
79 |
«Шаги к успеху» | 3 |
12 |
- положительная динамика уровня профессионализма педагогов:
Уровни профессионализма педагогов |
|||||||
Педагогическая умелость |
Педагогическое мастерство |
Педагогическое творчество |
Педагогическое новаторство |
||||
2008 |
39% |
2008 |
44% |
2008 |
17% |
2008 |
– |
2009 |
33% |
2009 |
44% |
2009 |
23% |
2009 |
– |
- позитивные изменения профессионально-значимых качеств личности и индивидуально-психологических особенностей педагогов;
- достигнуты высокие результаты участия коллектива Дома детства и юношества в городских, краевых и республиканских конкурсных мероприятиях (2007 г. – лауреаты III Всероссийского смотра-конкурса «Каникулы», 2008 г. – лауреаты II краевого конкурса учреждений дополнительного образования детей в номинации «Дом»; 2008 г. – I место в конкурсе учреждений дополнительного образования Сибирского федерального округа).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике государства, изменения концептуальных ориентиров побуждают педагогов системы дополнительного образования детей к поиску новых подходов к самосовершенствованию, мотивирующих развитие креативных способностей сотрудников, их познавательно – ценностных интересов и повышение уровня профессионального мастерства.
Самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-психологической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога, позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое содружество педагогов-стажистов и молодых специалистов – вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство педагога.
Для совершенствования профессиональной культуры педагогов, повышения уровня их мотивации на саморазвитие и творчество администрация МОУДОД «Дом детства и юношества» г. Рубцовска успешно использует следующие факторы:
- учет результатов диагностики профессиональных и индивидуально-психологических особенностей педагогов;
- индивидуализация взаимоотношений с сотрудниками;
- дифференциация взаимодействия разных групп педагогического коллектива;
- ориентация на позитивные возможности личности педагога;
- личный пример руководителя.
Это позволяет максимально мобилизовать интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы для эффективного функционирования учреждения, добиться роста профессиональной компетентности сотрудников, обогащения их педагогического опыта и мастерства. Что в свою очередь привело к созданию привлекательного имиджа учреждения как образовательного и культурно – досугового центра микрорайона, места сотрудничества и общения детей и взрослых.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. Практико-ориентированное пособие для руководителей образовательных учреждений. – Барнаул: АКИПКРО, 2001.
- Долженко Ю.А. Слагаемые эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Практико-ориентированное пособие для заместителя директора школы. – Барнаул: АКИПКРО, 1998.
- Козлов Н. Мудрость в повседневных контактах. // Воспитание школьников № 4-6, 1997; № 1, 1998.
- Лазарев В.С., Афанасьева Т.П. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. – М., 1995.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. – М., 2002.
- Педагогика профессионального образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Сластёнина В.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Педагогика. Учебное пособие /под ред. Пидкасистого П.И. – М.: «Высшее образование», 2007.
- Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. – М.: «Генезис», 1999.
- Шемшурина А. Этическая грамматика // Воспитание школьников № 1-2, 1996.