Доклад по теме "Технология разработки условий реализации профессионального модуля"

Разделы: Общепедагогические технологии


Образование - это индустрия, направленная в будущее. (С.П.Капица)

Развитие научно - технического прогресса и переход экономики страны на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники образовательных учреждений, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда.

Становится очевидно, что назрела необходимость коренных преобразований системы подготовки кадров, что объясняется рядом причин:

- высокий уровень квалификации и профессионализм стали важным фактором социальной защищённости работников, их профессионального самосохранения;

- профессиональное образование стало фактором повышения конкурентоспособности работника на рынке труда, что обеспечивается постоянным профессиональным ростом и профессиональным самосовершенствованием;

- динамизм современных производственных технологий, новые виды занятости, сокращение времени трудовых контактов, вероятность безработицы обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий;

- нечёткий рынок труда, колебание спроса и предложения на профессии, профессиональная миграция требует большей универсализации профессиональных функций специалистов. Востребованными становятся профессионально - мобильные работники.

Профессионализм и компетентность - это те качества, от которых сегодня зависят трудовые и жизненные успехи.

Именно поэтому, профессиональное образование должно в большей степени ориентироваться на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросах работодателей, привлекая их к разработке стандартов профессионального образования (ПО). Причем помощь работодателей заключается в разработке основных видов деятельности (функций), компетенций будущего специалиста, то есть требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), а инженерно - педагогический коллектив разрабатывает требования к структуре и требования к условиям реализации ОПОП.

Новое поколение стандартов разрабатывается на модульно-компетентностной основе, которая является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода применительно к системе профессионального образования, т.е. формой его реализации, максимально удобной для использования в системе НПО и СПО.

Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда.

При разработке ФГОС в первую очередь проводят функциональный анализ - описание трудовой деятельности через ее функции и результаты, что позволяет оперативно учитывать изменения в технологии и организации труда на региональных рынках труда, куда попадут выпускники образовательного учреждения.

Функциональный анализ начинается с установления требований работодателей к стандартам деятельности в рамках конкретной профессиональной области (профессии) с целью выявления реальных и перспективных требований отрасли к различным категориям работников.

Анализ потребностей в умениях является начальным этапом длительного цикла разработки и реализации профессиональных стандартов, затем образовательных стандартов, затем модульных программ, основанных на компетенциях, который завершается оценкой преподавания модулей.

После выявления функций, т.е. реальных действий, выполняемых работником определенной профессии различных уровней квалификации, и тех компетенций, которые необходимы для выполнения этой профессиональной деятельности, составляется функциональная карта, которая является основой разработки как стандартов третьего поколения, так и, в конечном счете, - программ обучения.

Основа каждого модуля - это блок профессиональных дисциплин. По каждому модулю предусмотрена практика и оценивание, а в перспективе и сертификация.

Такой подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их.

Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода также обладает своими особенностями. Во-первых, оценка производится независимо по каждому модулю. Во-вторых, базируется на критериях, которые заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности модуля.

ФГОС по своей структуре регламентирует:

- требования к результатам освоения ОПОП, которые включают в себя общие и профессиональные компетенции;

- требования к структуре ОПОП на основе модульно - компетентностного подхода при освоении профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности;

- требования к условиям реализации ОПОП.

Остановимся на последних требованиях более подробно.

Итак, требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) включают в себя:

1. Общие требования к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ;

2. Требования к организации учебной и производственной практик;

3. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса;

4. Требования к учебно - методическому и информационному обеспечению образовательного процесса;

5. Требования к финансовому обеспечению образовательного процесса;

6. Требования к материально - техническому обеспечению образовательного процесса;

7. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских.

В рамках подготовки к реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в нашем учреждении была проведена реорганизация, заключающаяся в преобразовании "Профессионального лицея №66" в "Нижнекамский индустриальный техникум" с интеграцией базисных учебных планов НПО - СПО и переходом в автономное учреждение, а также создание экспериментальной площадки под руководством директора ГАОУ СПО "НИТ" Шаихова Р.Р. по разработке ФГОС по профессиям 240123.05 Оператор в производстве шин и 240123.06 Оператор процессов вулканизации.

Как показал проведённый анализ, переход к компетентностной модели предусматривает участие работодателей как в разработке образовательной программы, так и в контроле её качества. Поэтому творческой группой, которую возглавила преподаватель обществознания кандидат исторических наук Владимирова Л.М., были установлены партнёрские отношения с цехами ОАО "Нижнекамскшина". Представителям базового предприятия было предложено принять участие в сборе материала, отражающего необходимые требования к профессии, должностным обязанностям, профессиональным компетенциям. Были получены сведения по современному оборудованию, технологическим процессам производства, которые были включены в содержание междисциплинарных курсов.

Сегодня в нашем техникуме создаются все условия для обучающихся с учётом их способностей, склонностей, потребностей и возможностей.

Практико - ориентированная подготовка обучающихся, включающая в себя учебную и производственную практику, зависит от особенностей рабочих профессий. Для эффективной адаптации обучающихся к условиям производства, материально - техническая база, соответствующая санитарным и противопожарным нормам, обеспечивает проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, в том числе с использованием ПК.

Реализация ОПОП способствует улучшению материально - технической базы образовательного учреждения: были осуществлены модернизация и ремонт учебных кабинетов и мастерских, проведено обновление учебно - лабораторного и учебно - производственного оборудования: а именно, закуплены ноутбуки для организации мобильного компьютерного класса, интерактивные доски, лицензионное программное и методическое обеспечение. На безвозмездной основе предприятиями ОАО "Нижнекамский механический завод" и ОАО "Нижнекамскшина" переданы и установлены в мастерских техникума несколько станков. Для обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения приобретается необходимая учебная и справочная литература. Идёт постоянное пополнение методической литературой медиатеки техникума. Каждый обучающийся обеспечен доступом к сети Интернет, техникум имеет свой сайт.

Количественный и качественный состав инженерно-педагогического коллектива техникума даёт возможность обеспечения реализации образовательных программ профессионального образования. Это педагогические кадры, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, первую или высшую квалификационную категорию.

В рамках реализации образовательных программ профессионального образования преподаватели и мастера производственного обучения прошли курсы повышения квалификации.

В настоящий момент коллектив техникума работает над решением следующих задач:

- обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе совершенствования его содержания и структуры;

- развитие кадрового потенциала через повышение квалификации, переподготовки и участия в многообразных формах научно-методической работы;

- организация инновационной, проектной деятельности как способа реализации творческого потенциала инженерно-педагогических работников и обучающихся;

- изучение и внедрение наиболее эффективных технологий обучения и воспитания в целях повышения качества профподготовки;

- повышение статуса воспитания в процессе образования, совершенствование духовно-нравственного, патриотического, гражданского и физического воспитания;

- комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Работа в режиме экспериментальной площадки показала, что одним из наиболее важных аспектов является разработка алгоритма деятельности инженерно-педагогического коллектива в условиях эксперимента, нацеленного на востребованности, в конечном итоге, подготавливаемых нами кадров на рынке труда.

Опыт, полученный ГАОУ СПО "НИТ" при разработке ФГОС - это не только исследовательская и научно-методическая работа коллектива, но и подготовка к работе по новому поколению стандартов, что явно облегчит работу по их внедрению в учебный процесс.

Ведь гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет образовательному учреждению:

- оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, учитывая социально - экономические тенденции развития республики, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне;

- чётко формулировать требования к результатам освоения профессиональных модулей, а именно, к компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

- обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

- обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

- предусматривать широкое использование интерактивных форм, таких как дискуссии, деловые и ролевые игры, семинары в диалоговом режиме, тренинги, творческие проекты, компьютерные симуляции (причём удельный вес таких занятий также определяется новым стандартом);

- создавать условия для всестороннего развития личности;

- предусматривать встречи с представителями работодателей, государственных и общественных организаций;

- привлекать специалистов для проведения различных мероприятий профессиональной направленности;

- обеспечить стабильный спрос на выпускников образовательного учреждения.

Подводя итог, можно сказать, что девизом к стандартам ФГОС могут служить слова Герберта Спенсера "Великая цель образования - это не знания, а действия".