Цели урока:
- Знакомство учащихся с инфраструктурой города (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
- Развивать умение ориентироваться в городской обстановке (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
- Воспитывать уважение к людям разных профессий (2-я линия развития – уметь объяснять свое отношение к миру)
Ход урока
1. Организация класса.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
2. Актуализация знаний.
– На свете много разных городов,
Красивых и изысканных домов,
Соборы, церкви, галереи,
Кинотеатры и музеи.
Нас привлекает заграница
И златоглавая столица.
Но сердце учащенно бьется,
Когда домой оно вернется.
– Я прочитала отрывок из стихотворения , которое написал ученик 4 класса “А”
Спиридонов Алеша.
– А что для вас является домом? (Высказывания детей.)
3. Определение темы урока и постановка проблемного вопроса.
а) – Для многих из вас домом является наш город, то место где вы родились.
– Так попробуйте определить тему сегодняшнего урока? (Наш город.)
– Правильно, тема нашего урока “ Город, в котором мы живем” (показать
фотографии своего города).
– А каком городе мы живем?
б) Работа по учебнику с.4
– Рассмотрите рисунки. Определите , чем город отличается от села?
(Высказывания детей.)
– А для чего нужны улицы, дома, здания?
– А как вы думаете, может ли человек прожить один, без помощи других людей?
(Нет.)
– Так вот сегодня мы должны определить, как жизнь людей в городе связана между
собой?
4. Открытие новых знаний.
а) – Вот вы находитесь в квартире, где тепло, светло и уютно. Включаете кран
– полилась вода.
– А откуда все это берется?
– Рассмотрите рисунки на с.7 в учебнике. Расскажите, что вы видите и ответьте на
поставленный вопрос.
Значит, для того, чтобы было всем удобно, хорошо, тепло людям надо чем-то заниматься: т.е. каждый человек должен иметь профессию.
б)
– У меня растут года
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда ,
Чем заниматься?
– Это отрывок из стихотворения В. Маяковского “ Кем быть?”
Рассмотрите иллюстрации на с. 5 в учебнике. Мы видим людей разных профессий.
– Что вы можете о них рассказать?
в) Работа по группам.
– Разыграйте ситуации, где мы сможем посмотреть, как люди этих профессий помогают жить в городе. (Ребятам раздаются карточки с названиями профессий и атрибуты : врача, учителя, парикмахера, продавца.)
г) – Нужны ли все профессии? Может достаточно иметь несколько? Докажите.
– Сейчас поиграем в игру. Откройте учебник на с.6.
– Закончите фразу :
1. Если бы не было почтальонов, то…..
2. Если бы не было….,то……(Далее дети сами придумывают начало и продолжение фразы. Кто не может продолжить, то выбывает из игры.)
д) – Где в городе можно учиться, лечиться, отдыхать, работать, жить?
(Ответы ребят сопровождаются показом фотографий своего города.)
– Ребята, а еще с какими объектами в городе мы встречаемся? (Магазины,
стадионы, почта, вокзал и т.д).(Все это сопровождается показом фотографий.)
– А как мы узнаем их предназначение? (По вывескам.)
е) Работа в тетради с. 40 № 1.
– Выполните задания, работая в паре.
– А смогли бы мы прожить без этих зданий в городе?
ж) –К сожалению, в нашей жизни встречаются неприятности: кто– то заболел или
авария, пожар. Куда и к кому мы обращаемся в таких случаях?
– Рассмотрите в учебнике на с. 5 рисунки. Какие машины спешат к нам на помощь?
– Мы видим еще и другие машины. Как они нам помогают жить в городе?
– Скажите, сможет ли человек прожить в городе без помощи других?
– Прочитаем вывод на с.5.
з) – А как в больших городах узнать кто где живет? (Надо знать свой адрес.)
Вот послушайте отрывок из рассказа А.П.Чехова “ Ванька”.
"Приезжай, милый дедушка, – продолжал Ванька, – Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай".
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: "Константину Макарычу". Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...
– Почему письмо не дойдет до деда? (Не был указан точный адрес.)
– А вы знаете свой адрес? Запишите его в тетради на с.41 № 4.
5. Итог урока.
– Мы совершили путешествие по городу и определили, что человек не сможет прожить один в городе, потому что все связано вокруг между собой и все помогают друг другу.
– А какую пользу вы можете принести городу?
– Откройте дневники и оцените свою деятельность на уроке.