Урок по окружающему миру в 1-м классе "Город, в котором мы живем". ОС "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Знакомство учащихся с инфраструктурой города (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
  2. Развивать умение ориентироваться в городской обстановке (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
  3. Воспитывать уважение к людям разных профессий (2-я линия развития – уметь объяснять свое отношение к миру)

Ход урока

1. Организация класса.

Прозвенел звонок,
Начинается урок!

2. Актуализация знаний.

– На свете много разных городов,
Красивых и изысканных домов,
Соборы, церкви, галереи,
Кинотеатры и музеи.
Нас привлекает заграница
И златоглавая столица.
Но сердце учащенно бьется,
Когда домой оно вернется.

– Я прочитала отрывок из стихотворения , которое написал ученик 4 класса “А” Спиридонов Алеша.
– А что для вас является домом? (Высказывания детей.)

3. Определение темы урока и постановка проблемного вопроса.

а) – Для многих из вас домом является наш город, то место где вы родились.
– Так попробуйте определить тему сегодняшнего урока? (Наш город.)
– Правильно, тема нашего урока “ Город, в котором мы живем” (показать фотографии своего города).
– А каком городе мы живем?

б) Работа по учебнику с.4
– Рассмотрите рисунки. Определите , чем город отличается от села? (Высказывания детей.)
– А для чего нужны улицы, дома, здания?
– А как вы думаете, может ли человек прожить один, без помощи других людей? (Нет.)
– Так вот сегодня мы должны определить, как жизнь людей в городе связана между собой?

4. Открытие новых знаний.

а) – Вот вы находитесь в квартире, где тепло, светло и уютно. Включаете кран – полилась вода.
– А откуда все это берется?
– Рассмотрите рисунки на с.7 в учебнике. Расскажите, что вы видите и ответьте на поставленный вопрос.

Значит, для того, чтобы было всем удобно, хорошо, тепло людям надо чем-то заниматься: т.е. каждый человек должен иметь профессию.

б)

– У меня растут года
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда ,
Чем заниматься?

– Это отрывок из стихотворения В. Маяковского “ Кем быть?”

Рассмотрите иллюстрации на с. 5 в учебнике. Мы видим людей разных профессий.

– Что вы можете о них рассказать?

в) Работа по группам.

– Разыграйте ситуации, где мы сможем посмотреть, как люди этих профессий помогают жить в городе. (Ребятам раздаются карточки с названиями профессий и атрибуты : врача, учителя, парикмахера, продавца.)

г) – Нужны ли все профессии? Может достаточно иметь несколько? Докажите.
– Сейчас поиграем в игру. Откройте учебник на с.6.

– Закончите фразу :

1. Если бы не было почтальонов, то…..

2. Если бы не было….,то……(Далее дети сами придумывают начало и продолжение фразы. Кто не может продолжить, то выбывает из игры.)

д) – Где в городе можно учиться, лечиться, отдыхать, работать, жить? (Ответы ребят сопровождаются показом фотографий своего города.)
– Ребята, а еще с какими объектами в городе мы встречаемся? (Магазины, стадионы, почта, вокзал и т.д).(Все это сопровождается показом фотографий.)

– А как мы узнаем их предназначение? (По вывескам.)

е) Работа в тетради с. 40 № 1.

– Выполните задания, работая в паре.
– А смогли бы мы прожить без этих зданий в городе?

ж) –К сожалению, в нашей жизни встречаются неприятности: кто– то заболел или авария, пожар. Куда и к кому мы обращаемся в таких случаях?
– Рассмотрите в учебнике на с. 5 рисунки. Какие машины спешат к нам на помощь?
– Мы видим еще и другие машины. Как они нам помогают жить в городе?
– Скажите, сможет ли человек прожить в городе без помощи других?
– Прочитаем вывод на с.5.

з) – А как в больших городах узнать кто где живет? (Надо знать свой адрес.)

Вот послушайте отрывок из рассказа А.П.Чехова “ Ванька”.

"Приезжай, милый дедушка, – продолжал Ванька, – Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай".

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: "Константину Макарычу". Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...

– Почему письмо не дойдет до деда? (Не был указан точный адрес.)

– А вы знаете свой адрес? Запишите его в тетради на с.41 № 4.

5. Итог урока.

– Мы совершили путешествие по городу и определили, что человек не сможет прожить один в городе, потому что все связано вокруг между собой и все помогают друг другу.

– А какую пользу вы можете принести городу?

– Откройте дневники и оцените свою деятельность на уроке.