Цели:
- Создать условия для усвоения понятия “сумма чисел”, учить детей записывать суммы и находить их значения.
- Создать условия для развития ума, воли, чувств, памяти, мышления.
- Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебные принадлежности, репа.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Мобилизирующий этап.
Слайд 2. 5 > 2; 2 < 5; 5 + 2.
Учитель. Что вы видите на доске?
Дети. Математические записи.
У. Прочитайте. Чем они похожи?
Д. В каждой записи есть число 2 и 5.
У. Найдите “лишнюю” запись. Она подскажет вам тему урока.
3. Сообщение темы урока детьми. Обозначение целей.
Д. “Лишняя” запись 5 + 2, т.к. это сумма. Тема урока “Сумма чисел”. Будем работать с суммами чисел.
У. Молодцы! Будем учиться записывать суммы чисел, находить их значения, узнавать компоненты действия сложения. Запишите, пожалуйста, в своих тетрадях число и “классная работа”.
4. Введение в тему.
У. Кто может сказать? Что такое сумма чисел?
Д. Я могу сказать! Если между числами стоит знак сложения “ +”, запись называют суммой чисел. Например: 4 + 3, 8 + 1, 7 + 2 и т.д.
Слайд 3. СУММА ЧИСЕЛ
5. Минутка чистописания.
У. Для чистописания возьмём число, которое указывает на количество букв в слове СУММА.
Д. Это число 5. Натуральное, однозначное, соседи числа 4 и 6.
Слайд 4. Анимированная демонстрация написания цифры 5. После показа дети записывают цифры 5 через клетку в своих тетрадках. Все стараются. Каждому хочется написать так же красиво!
6. Работа по теме.
У. Итак, сумма “лишняя”. Как назвать остальные записи? Слайд 2
Д. Неравенства.
У. Задайте следующий вопрос.
Д. Что такое неравенство? Неравенство – это математическая запись со знаком “ >” или “<”.
У. Как назвать знаки “ >”, “<”?
Д. Знаки сравнения.
У. На сколько 5 > 2?
Д. На 3. Слайд 5 3
У. На сколько 2 < 5?
Д. На 3. Слайд 5 3 3
У. Поставьте между числами знак сравнения. (Ученик выходит к доске и вписывает между числами знак “=”)
У. Что получилось?
Д. Равенство.
У. Задайте вопрос.
Д. Что такое равенство?
Д. Равенство – это математическая запись со знаком “=”. Слайд 5 3 = 3
Учитель стирает знак равенства между числами 3 и 3.
У. Как обозначают действие сложения?
Д. Сложение обозначают знаком “+”. Ученик пишет “+” между числами 3 и 3, читает запись. Слайд 5 3 + 3.
У. Как называют числа 3,3 в этой записи?
Д. Слагаемые.
У. Что такое слагаемые?
Д. Слагаемые – это числа, которые складывают.
У. Как превратить эту запись в равенство, ничего не стирая?
Д. Найти и записать значение суммы 3 + 3 = 6. 6 – это значение суммы.
У. Вернёмся к началу урока. (Слайд 2.) Выпишите сумму, найдите её значение.
Проверка:
Д. 5 + 2 = 7.
У. Подчеркни красным цветом первое слагаемое, синим второе, зелёным сумму, жёлтым значение суммы, простым карандашом – равенство. Затем ученик выполняет подчёркивания у доски, а дети проверяют.
7. Физкультминутка.
У. Молодцы, ребята. Хорошо потрудились. А теперь давайте отдохнём.
Слайд 7
Изображение животных открывается по строчкам: 6 коров, 4 зайца, 5 жуков.
У. Сколько видите коров, столько сделайте хлопков
Сколько зайчиков весёлых, столько сделайте наклонов
Сколько здесь у нас жуков, столько сделайте рывков.
Руки вверх вы поднимите и немножко потрясите.
У. Запомните: сколько коров, зайцев, жуков изображено на доске. (Изображение животных исчезает.) Садитесь, пожалуйста.
8. Работа с натуральным рядом чисел.
У. Запишите числа по памяти в таком порядке: сколько видели коров, сколько зайцев, жуков. Прочитайте свою запись.
Д. 6, 4 ,5.
У. Молодцы! Расположите числа в порядке увеличения. (Проверка: 4, 5, 6)
У. Можно ли эту запись назвать натуральным рядом чисел? (Слайд 8)
Д. Нет. Натуральный ряд чисел начинается с числа 1. Каждое следующее число в натуральном ряду больше предыдущего на 1. Этот ряд можно назвать отрезком натурального ряда.
У. Что нужно сделать, чтобы получился натуральный ряд чисел? Ученик
отвечает и дописывает числа 1, 2, 3 на доске, ставит многоточие. (Проверка: 1,
2, 3, 4, 5, 6, …..)
У. Запишите сумму самого маленького натурального числа и числа, которое
стоит на седьмом месте в натуральном ряду. Найди значение суммы. (Проверка: 1 +
7 = 8) Молодцы!
9. Составление сумм по иллюстрации к сказке “Репка”.
У. Посмотрите на экран. (Слайд 9) Иллюстрацию к какой сказке видите?
Д. Это иллюстрация к русской народной сказке “Репка”.
У. Чему учит эта сказка?
Д. Сказка учит трудолюбию. Учит тому, что справляться со сложной работой лучше дружно и вместе.
У. Репа – это фрукт или овощ? (Учитель показывает детям репу)
Д. Овощ.
У. Что вы знаете об этом овоще? (За неделю до урока я предложила детям узнать о репе как можно больше. Ребята спрашивали у взрослых, искали информацию в справочниках и энциклопедиях.)
Д. Репа – полезный овощ .Содержит много витаминов. В репе в 2 раза больше витамина С, чем в лимоне, апельсине и капусте.
У. В нашем крае тоже выращивают репку. (Слайд 10: фото репы на грядке.) Вот так она растёт на грядке!
У. (Возвращаемся к слайду 9) Предложите задание по рисунку, учитывая тему урока.
Д. Составить суммы, подходящие к рисунку.
У. Подумайте и запишите столько сумм сколько сможете. Найдите их значения. Проверка: дети читают свои суммы и объясняют, что обозначают числа в записях.
У. Молодцы! Хорошо потрудились!
10. Физкультминутка.
Дети вместе с учителем выполняют движения под музыку (Слайд 9, мелодия песни “Ехал Ваня на коне” в Слайде 9), в соответствии со словами:
Выросла репка
Огромная да крепкая,
Румяная красавица,
Как ни тяни не тянется!
11. Задание на группировку.
У. А над тем полем, где выросла репка, летают бабочки. Рассмотрите их внимательно. (Слайд 11)
Д. Какие они красивые!
У. На какие группы их можно разбить?
Д. На розовые и фиолетовые. На большие и маленькие.
У. Задание. Девочки записывают суммы, подходящие к фиолетовым и розовым бабочкам.
Мальчики – к большим и маленьким. Найдите значения сумм.
Проверяем. Девочки: 5 + 3, 3 + 5. Мальчики: 6 + 2, 2 + 6.
У. Что заметили?
Д. Значения сумм одинаковые. Бабочек всего 8.
У. Молодцы, ребята! Мне очень понравилось с вами работать. А теперь нарисуйте в тетрадях свою бабочку и раскрасьте её в соответствии с вашим настроением.
12. Подведение итога.
У. Наш урок подходит к концу. По какой теме мы работали? Что вы теперь умеете делать?
Д. Мы работали по теме “Сумма чисел”. Теперь мы умеем записывать разные суммы и находить их значения.
У. Как вы думаете: почему мы смогли справиться с такими трудными заданиями?
Д. Потому что работали дружно, вместе.