Интегрированный урок (литературное чтение + русский язык) "Чередование звуков в корнях слов, которое не видно на письме". 2-й класс УМК ПНШ

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


ЦЕЛЬ: Научить детей проверять чередования звуков в корнях слов, которые не видны на письме, создав контекстные условия для их узнавания в устной и письменной речи через разнообразие прекрасного мира, который нас окружает.

ЗАДАЧИ:

  • обогащать словарный запас учащихся посредством толкования лексических значений слов через работу со словарём.и формировать навык осознанного выразительного чтения;
  • развивать орфографическую зоркость и учить детей подбирать к словам с данной орфограммой проверочные слова через определенные способы проверки;
  • совершенствовать умение целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
  • учить сравнительному анализу произведений, принадлежащих к разным видам искусства, сравнивать, делать выводы
  • показать контраст между обыденным взглядом и поэтическим.
  • формировать конкретно-чувственные ощущения у ребенка и эмоциональные чувства (радость, воспоминание, удивление, сочувствие);
  • развивать творческое мышление учащихся
  • прививать любовь к природе, бережного отношения к ней;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, дружелюбие через работу в парах, группах.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Учебник “Русский язык”. Н.А.Чураковой, 2 ч
  • Учебник “Литературное чтение” Н.А.Чураковой, 1 ч.
  • Тетрадь для самостоятельной работы “Литературное чтение” О.В.Малаховской
  • Изображение окна с ветками в кувшине
  • На парте: цветная бумага (синяя, белая), веточки от березы,
  • Рабочая тетрадь №1 стр. 26;
  • Толковый словарь, учебник 2 часть;
  • Букет голых веток на вазе с одним желтым листом.

ПЛАН УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ;
  2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.
  3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
  4. ФОНЕТИЧЕСКИЙ –ГРАММАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
  5. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ПРАВИЛ
  6. МИНУТА ЧИСТОПИСАНИЯ;
  7. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
  8. СЛОВАРНАЯ РАБОТА;
  9. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА;
  10. ФИЗМИНУТКА;
  11. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ
  12. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
  13. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕКСТУ.
  14. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
  15. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ. ПСИХОТРЕНИНГ
  16. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
  17. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
  18. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Заливается звонок
Начинается урок.

А урок у нас сегодня необычный по разным причинам.

Кто назовет, какой праздник у нас сегодня в школе?

Юбилей школы(25 лет).

Действительно. Сегодня наша школа справляет юбилей. 25 лет тому назад наша школа открыла свои двери перед учениками г. Новый Уренгой. И среди этих учеников были и ваши родители. Вот поэтому к нам пришли гости, а также пришли на урок посмотреть на нас, как мы умеем учиться. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успеха всем.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

А ещё наш урок необычен тем, что мы проводим интегрированный урок по двум предметам – русскому языку и литературному чтению.

Слайд 1 (название темы)

Прочтите тему урока.

“ Чередование звуков в корнях слов, которое не видно на письме. Красота в простом…”

– Ребята, а как вы понимаете слова “чередование звуков”?

(Это значит, что в одном и том же месте слова можно услышать то один, то другой звук.)

Как вы думаете, о чем будет урок?

Чем мы будем заниматься на уроке?

(Искать и находить слова с чередованием звуков в устной речи и тексте и проверять их) Сегодня на уроке мы учимся практически применять эти правила в самых разных ситуациях

А что обозначает вторая часть темы?

(Это значит, мы должны замечать красоту в обычных предметах)

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Но сначала мы подготовим свои руки к работе.

Мы делили апельсин
Много нас, а он один!
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка – кожура!
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда!

4. ФОНЕТИЧЕСКИЙ-ГРАММАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Сегодня мы отправимся в гости к Литературному герою. К кому вы узнаете позже

Но чтобы отправиться к нему в гости, надо проверить наш багаж.

Слайд 2 (слово – БАГАЖ)

Проведем звукобуквенную гимнастику

Откройте Толковый словарь и найдите значение слова багаж (с.98)

Прочтите. “Вещи пассажиров, упакованные для отправки или перевозки”

О каком багаже мы с вами сейчас говорим? (О багаже знаний.)

Запишите слово багаж в строчку. Составим количественную характеристику слова.

(Работа у доски цепочкой)

Запишите это слово в столбик – дать характеристику звуков

(Работа у доски цепочкой)

5. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ПРАВИЛ

Давайте определимся, что нам потребуется на уроке. Какой багаж знаний?

Это, прежде всего, знания о чередовании звуков в корнях слов, которое мы слышим, но не видим на письме. Их два вида. О каких звуках идет речь?

(О чередовании ударных и безударных гласных звуках)

Слайд 3 – (гласные буквы)

Назовите их –а-, -я-, -о-, ё-, -е-, -и–

Приведите примеры

(вода– воды, земля -земли, страна -страны)

правила ?

Слайд 4 – (согласные буквы)

Чередование парных согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме.

6. МИНУТА ЧИСТОПИСАНИЯ.

Запишите эти буквы по правилам чистописания

а, я, о, ё, е, и

б– п, в– ф, г– к, д– т, ж– ш, з– с.

7. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

А почему мы написали парами согласные.

Потому что в русском языке звонкие согласные звуки на конце слов всегда оглушаются.

Так вспомним правила проверки чередований гласных и согласных на письме.

Открыли учебники на (стр.123, 132)

Итак, делаем вывод: сколькими способами можно произвести проверку звуков?

(На плакате)

Двумя – подобрать или форму слова или родственное слово, так чтобы

а) безударный гласный стал ударный

б) после согласного стоял гласный звук.

На чем основываются эти правила?

Слайд 5 – (правила о корне)

Корни слов пишутся одинаково.

8. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

В качестве примера выберем словарные слова соответствующие нашим правилам.

Откройте Словарь “Пиши правильно” и выпишите 6 слов столбиком на данное правило:

На пары Г – К, З – С, Д – Т.

Слайд 6 – (буквы)

Адрес, арбуз, берег, билет, браслет, город, завод, класс, медведь, мороз, народ, обед, огород, платок, сапог, тетрадь, ученик, шоколад, язык.

Поставить ударение, разделить слова на слоги для переноса. Проверка в парах

Какие слова невозможно переносить – класс, обед, язык

9. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

А я выбрала следующие. Используем правило проверки чередующихся согласных

(На доске записаны слова-дети пишут проверку цепочкой)

Берег – берега
Билет – билеты
Город – города
Мороз – морозы
Класс – классы
Ученик -ученика

Молодцы! Вы показали свои знания по проверке чередований звуков в слове.

Теперь мы готовы отправиться в гости.

10. ФИЗМИНУТКА

Но сначала проведем разминку – физминутку.

Найдите слова на орфограмму сегодняшней темы.

МИШКА ШЕЛ, ШЕЛ

МИШКА ЯГОДКУ НАШЕЛ

АХ , КАКАЯ ВКУСНАЯ!

(Каким способом проверим?– подбором родственных слов)

Тихо сели.

11. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ

ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ СТРАНЫ

А теперь закройте, пожалуйста, глазки. Я сейчас произнесу слово, а вы попробуйте себе это представить – Япония. Выслушиваются ответы детей.

Слайд 7 (значение Японии)

Япония – удивительная страна. Вся она расположена на островах. Наверное, поэтому у японцев необыкновенное, трепетное отношение к природе.

Слайд 8

Сад из камней, ветка сакуры, икебана. Все эти образы пришли к нам из Японии. Они навеяны настоящим волшебником – Природой.В каждом японском доме есть своеобразный уголок красоты – ниша, где стоит ваза с цветами, висят картина, ковер.

12. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Вот и мы пришли в гости в такой домик

(Плакат Чайного домика)

Где Мы очутились, в каком Домике?

Кто хозяин этого домика? (Гостеприимный барсук).

Что еще знаем об этом домике? (есть секрет – секрет любования, т.е. уметь надо видеть красоту)

Как вы думаете, о чем мы будем вести речь? (О стихах)Только не о простых стихах , а о японских стихах

Слайд 9 – (Хокку)

Найдите в учебнике Литературного чтения определение такого стихотворения (С 116)

Стихи из трех строчек и называются по-японски ХОККУ или ХАЙКУ. В них поэты выражают свое восхищение красотой мира…

(с.117)Секрет многих японских хокку вот в чем: кажется, что они – о РАЗНОМ, А ОНИ – ОБ ОДНОМ и ТОМ ЖЕ.(с.110)

(С.121)Эти стихи о красоте, которую человек не хочет нарушить.

Я прочту вам стихотворение, которое мне дал Гостеприимный Барсук, а вы определите Чей образ представлен нам? Образ – это не сам предмет, а его след в душе.

Слайд 10 (стихотворение)

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень.

Белеется свежий след.

Чем любуется автор? С чем сравнивает автор луну? Как вы думаете, почему?

Слайд 11 – пропустить!

13. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕКСТУ.

Давайте запишем это стихотворение в тетрадь.

Но сначала проведем орфографическую работу по тексту.

Слайд 11 (текст с проверкой)

В небе такая луна,

Словно (деревья) дерево спилено под корень.

(белый) Белеется свежий (следы) след

Каким способом вы пользовались при проверке чередующихся звуков, которые не видны на письме?

14. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

(На доске запись)

Запишите и дайте на проверку соседу по парте.

(Проверка в парах)

Работать над этими стихами можно по-разному. Например

Слайд 12 (виды работы)

Мы выполним сегодня четвертый пункт.

Сочинение трехстиший по заданной теме по опорным словам

Но вначале ещё раз обратить внимание на следующее.

Слайд 14 (правила написания)

Хокку самый уникальный жанр в поэзии всех народов, он несет в себе всего одно мгновение. Первая строка предоставляет начальную информацию, позволяет представить, о чем пойдет речь дальше, вторая раскрывает смысл первой, третья же строка является неожиданным выводом всего произведения.

15. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ. ПСИХОТРЕНИНГ

Чтобы написать стихотворение хокку не нужно долго думать, стихи льются из вашего подсознания, возникают они мимолетно. Иногда они настолько быстро возникают, что каждая написанная вами строка является практически шедевром искусства. Главное открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения…

А кто может стать поэтом?

Тех, кто умеет создавать и ценить красоту, называют ПОЭТАМИ” (с.107)

А вы можете быть поэтами

Так вот и мы попробуем сотворить свое уникальное стихотворение хокку. Но для этого надо настроиться.

-Сядьте удобно и закройте глаза…послушайте музыку

(музыка) Психотренинг

16. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

А теперь откройте глаза. Представьте, что наш класс Чайный Домик, и есть кое-что, чем можно любоваться в нашем классе? Что необычного увидели вы в классе.

Цветок на столе, Слайд 14 (МОРОЗ)

Внимательно, в полной тишине рассмотрите этот предмет. А потом напишите свое восхищение.

(Дети пишут стихи)

Читают выборочно.

17. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Подведем итоги урока

Вам понравился урок?

Что именно вам было интересно?

  • сочинение стихотворения о красоте,
  • познакомиться с барсуком,
  • говорить о красоте.

Как же проверить написание парной согласной перед согласной и в конце слова?

Какие способы существуют?

Справились мы с задачей урока?

Вывод учителя: Значит, мы можем стать поэтами?

(Да, потому что мы умеем видеть красоту, любоваться красотой)

А с каким настроением вы пришли у концу урока? Выберите смайлик вашего настроения.

Слайд 15 (настроение)

18. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Наш Гостеприимный Барсук передал нам письмо с домашним заданием.

Слайд 16 (слова)

Придумать хокку на следующие слова:

АРБУЗ
БЕРЕГ
ПЛАТОК
И ЗАКОНЧИМ УРОК СЛЕДУЮЩИМ ВЫВОДОМ.

Слайд 17 (ВЫВОД-ХОРОМ)

Урок окончен!

Презентация