"Люди существуют друг для друга". 5-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 5


(Учимся общению.)

Участники: учащиеся 5 класса.

Цель: помочь учащимся понять необходимость и ценность общения. Сформировать представления о правилах общения.

Форма: классный час с элементами тренинга.

Эпиграф классного часа:

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается: но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше.
Ф. Ларошфуко

Подготовительный этап. Подготовьте для учащихся памятки с правилами общения, карточки для работы в микрогруппах, бумага, цветные карандаши.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Во вступительном слове учитель объясняет учащимся ,что учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины.

И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

Упражнение: “Мой круг общения”.

Определить “круг общения” учащимся поможет следующее упражнение.

Необходимо начертить круг, разделить его на доли, подписать их (родители, друзья, родственники, соседи, учителя и т.д.), выделить ярким цветом те, которые обозначают более активное общение

После выполнения задания учащиеся обмениваются мнениями.

Как осуществляется процесс общения?

Психологи отмечают, что в восприятии нами другого человека важную роль играет интонация.

Интонация – тон и манера произношения слова, выражающего отношение говорящего к тому, что он произносит.

Вы, наверное, замечали, что одну и ту же фразу или слово, например, “Здравствуйте”, можно сказать так, что человек будет уверен, что вы искренне рады его видеть и желаете ему здравия, а можно это же самое слово произнести совершенно равнодушно. Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.

Психолог: Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? Создадим коллективный портрет, предварительно разобьемся на микрогруппы и посовещаемся.

Работа в микрогруппах (по 4–5 человек).

Группы получают карточки, на которых записаны качества человека, помогающие его общению или усложняющие его:

  • доброта;
  • открытость;
  • подозрительность;
  • душевность;
  • грубость;
  • тактичность;
  • зависть;
  • скупость;
  • искренность;
  • лицемерие;
  • лживость;
  • порядочность;
  • эгоизм;
  • доверчивость;
  • честность и т.д.

Необходимо знаком “+” отметить качества, которые помогают общению, и знаком “-” те качества, которые ему мешают. (Обсуждение)

Важным элементом в общении являются жесты.

Говоря о жестах, надо сказать детям о том, что не рекомендуется делать: бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет, тереть кулаками глаза, почесываться, дергать кого-нибудь за рукав и т.д.

Движения человека должны быть целесообразными и естественными.

Учащимся будут полезны советы американского психолога Дейла Карнеги, которые помогут общению:

  1. Улыбайтесь.
  2. Искренне интересуйтесь другими людьми и поощряйте их говорить о себе.
  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук.
  4. Будьте хорошим слушателем.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей. Не сплетничайте.

Психолог: В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в “Речевой этикет”

Так говорить не стоит А вот так – надо!
“Ты какой-то взбешенный, бесишься вечно!” “Мне кажется, ты был взволнован”
“Ты что кричишь, думаешь, я не понимаю, я бестолковая?” “Ты сейчас очень громко говоришь ”
“Только бездельники и дураки списывают на контрольной” “Мне неприятно видеть как ты списываешь”
“Ты никогда не умел объяснять, все время орёшь, опять из твоего “ора” никто ничего не понял” “Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами”
“Опять ты обзываешься! То вчера Яну обозвал, то, помнишь, на прошлой неделе как со мной разговаривала…” “Сейчас ты ведешь себя не совсем корректно”
“Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!” “Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали”
“Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…” “Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой”
“Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой подчерк и сложные формулировки” “Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует еще поработать”

Психолог: В заключении хочу дать вам еще несколько рецептов поведения.

Как подавить свое раздражение.

– Приказать себе остановиться.
– Использовать иной способ самоуспокоения.
– Предложить подавить раздражение обоим для того, чтобы можно было разрешить конфликт.

Как вести себя с человеком, охваченного гневом или страхом.

– Спокойно выслушать все, что этот человек хочет сказать.
– Ответить на все его вопросы.
– Даже если отрицательные эмоции оппонента накаляются, сохранять спокойствие и отвечать нейтральным тоном.
– Проявлять самообладание, показать свою готовность выслушать и утешить.

Учитель обращается к эпиграфу классного часа и предлагает ребятам высказать свое отношение к словам Ф.Ларошфука.

Правила общения можно оформить в виде памятки:

  • Уважай собеседника.
  • Будь тактичен.
  • Не унижай собеседника.
  • Не принижай достоинства собеседника, не ставь его в неловкое положение.
  • Будь внимателен к собеседнику.
  • Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
  • Стремись к взаимопониманию.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование толерантного отношения друг к другу;
  2. Развитие социализации во взаимоотношениях;
  3. Родители станут союзниками в нравственном воспитании учащихся.