Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Классификационные параметры технологии.
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: прагматическая + природосообразная.
По основному фактору психического развития: социогенная +
психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН (информационная) +
2) СЭН (эмоционально – нравственная: формирование сферы нравственных отношений)
+ 3) СДП (прикладная: формирование действенно – практической сферы).
По характеру содержания: обучающая + светская + воспитывающая +
гуманистическая.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых
групп.
По организационным формам: групповая + индивидуальная + клубная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная + сотрудничество +
личностно-ориентированная + свободного воспитания.
По преобладающему методу: диалогическая.
По направлению модернизации: активизация и интенсификация
деятельности учащихся.
По категории обучающихся: все категории.
Целевые ориентации.
- Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.
- Формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм.
- Развитие познавательных и творческих способностей.
Концептуальные позиции.
- Личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.
- Личностно – ориентированный подход к ребёнку, создание “ситуации успеха” для каждого.
- Доступность экологического образования, принцип равенства образовательных возможностей.
- Право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену предмета и вида деятельности, конкретного детского объединения и педагога.
- Общение, без которого невозможна организация совместной деятельности, ведущей к активизации учебно-познавательных процессов.
- Природо- и культуросообразность образовательного процесса.
- Социализация и экологизация личности ребенка, как носителя человеческой культуры.
- Рефлексия, применение таких средств определения результативности продвижения ребёнка в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.
Особенности содержания.
Вовлечение в творческую деятельность предполагает удовлетворение вариативных образовательных и духовных потребностей воспитанников детских объединений. В свою очередь, образовательные потребности обучающихся характеризуются широким диапазоном и сопряжены с развитием их личностных интересов, склонностей, способностей и талантов в сфере экологического пространства.
Особенности организации учебного процесса.
Технологический процесс складывается из следующих элементов:
- Ознакомление обучающихся с будущими результатами творческой деятельности и объяснение их практического значения.
- Дифференциация учебного материала для свободного выбора воспитанниками заданий при сохранении обязательного минимума.
- Повторение приемов выполнения творческих заданий.
- Выполнение практических и творческих заданий с применением различных форм обучения.
- Самоанализ детьми результатов своей деятельности.
Главной особенностью организации учебного процесса в дополнительном образовании является деятельность детских объединений – учебных групп. Групповую работу детей можно представить в виде цепочки последовательных действий:
- Постановка учебной задачи;
- Планирование работы объединения;
- Индивидуальное выполнение задания;
- Обсуждение результатов;
- Подведение итогов;
- Общий вывод о достижениях.
В зависимости от возрастных особенностей обучающихся педагоги используют разные формы творческой деятельности:
- Для старших дошкольников и младших школьников – игра, освоение элементов творческой деятельности.
- Для среднего звена организована творческая деятельность по прикладным отраслям (флористика, резьба по дереву, работа с кожей, лепка из глины, пчеловодство и т.п.). Воспитанники детских объединений участвуют в массовых юннатских мероприятиях.
- Старшим школьникам педагог предлагает выполнить исследовательскую работу, практико-ориентированные проекты.
Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и служат важным критерием выбора метода. По этой классификации используются:
- Объяснительно-иллюстративный метод.
- Репродуктивный метод.
- Метод проблемного изложения.
- Частичнопоисковый, или эвристический, метод.
- Исследовательский метод.
В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в творческой деятельности воспитанников нарастает.
Применение каждого метода обучения сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых педагог осуществляет обучающее воздействие. К педагогическим средствам относятся:
- Учебный кабинет;
- Живой уголок;
- Лабораторное оборудование;
- Учебно – опытный участок;
- Экологическая тропа;
- Уголок нетронутой природы;
- Дарвиновская площадка;
- Библиотека;
- Гербарии, коллекции растений, камней, модели и т.п.
- Организационно-педагогические средства (учебные планы, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).
В предлагаемый перечень педагогических средств педагог вносит изменения в зависимости от содержания реализуемой образовательной программы.
Условием эффективности формирования экологической культуры является последовательное воздействие на сознание и чувственную сферу обучающихся с целью преобразования качественных свойств их личности, формирование собственной позиции относительно себя и окружающего мира.
Литература.
- Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. – М.: Просвещение, 2008.
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
- Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003.
- Теплов Д.Л. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу “Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи”. Вып. №5 – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.
- Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004.