Социальное проектирование учащихся в рамках волонтерского движения: социальный проект "От слов к делу"

Разделы: Социальная педагогика


Одной из наиболее острых проблем современного образования является проблема отклоняющегося поведения подростков и молодежи.

В приводимых разными источниками статистики данных от 2,5 до 3 млн. детей России сегодня не учатся и не работают[1,c.527]..

Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. [5, c. 78]

Целью исследования было изучение склонности к отклоняющему поведению учащихся вечерней сменной школы и составление социального проекта по материалам исследования.

В эксперименте участвовало 68 подростков в возрасте 13–15-ти лет, обучающихся в 8–9-х классах вечерне-сменной школы № 153 Санкт-Петербурга . В качестве психологической диагностики были использованы биографический метод, метод наблюдения по схеме М.М. Семаго[4,с.79] , беседы и экспериментальная психологическая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)(модицикация Орел А.Н.) предназначенная для измерения готовности (склонности) к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Методика предполагает два варианта: женский и мужской вариант. При обработке экспериментального материала были использованы методы математической статистики: сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ по Браве-Пирсону. Результаты исследования обрабатывались с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных “STATISTIKA” ver.6.0

63% испытуемых проживают в неполных семьях, в полных семьях – 28 % школьников, в семьях с отчимом или мачехой 22 % , 9 % находятся под опекой. В контрольной группе 64 % учащихся проживают в полных семьях, в 36 % случаев – в разведенных семьях с одним из родителей.

Неадекватные эмоциональные проявления имеют 45 % учащихся этой группы, 60 % отличаются высоким уровнем конфликтности и отсутствием сформированности навыков общения. Нарушения поведения выражаются в сложных взаимоотношениях со сверстниками и учителями: отказах выполнять требования старших, часто такие школьники, игнорируя школьные правила, мешают проведению уроков. Дезадаптивные формы поведения у подростков, рассматриваемые часто как школьная недисциплинированность, в действительности, являются внешними проявлениеми неблагополучия в эмоциональной сфере: затяжная депрессия, "подростковая маскированная депрессия". Она трудно распознается у ребенка и сказывается на всех формах его деятельности и формировании личности[2, с.56]. Личностная, реактивная, в особенности школьная тревога, страх матери и учителя, постоянная готовность к вербальной агрессии, экстрапунитивная направленность переживаний и поведенческих реакций, характерны для эмоциональных нарушений подростков[2,с.58]. Между тем учителя очень часто оказываются тем “ патогенным фактором, который способствует повышению эмоционального напряжения школьника, созданию для него стрессовой ситуации [3,с.23].


 Рис.1 Усредненные значения параметров методики “ Склонность к отклоняющему поведению ”.

1. Шкала установки социально желательные ответы.
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению.
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.
7. Шкала склонности к делинквентному поведению

Анализ результатов по группе испытуемых выявил , что более половины учащихся (62%) имеют склонность к отклоняющему поведению.

Причем среди юношей преобладает склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению и саморазрушающему поведению, низкий волевой контроль эмоциональных реакций, у девушек – установка на желательно-ориентированные ответы, более высокий уровень к преодолению норм и правил по сравнению с юношами. Характер корреляционных связей выявил, что у юношей большее количество связей (4) имеет параметр “ волевой контроль эмоциональный реакций”, он отрицательно связан с параметрами” склонность к деликвентному поведению” (r = -0,65), склонность к аддиктивному поведению(r = – 0,50), склонность к агрессии и насилию(r = -0,32) и положительную связь (r = 0,67) с установкой на социально желательные ответы.

На основе исследования нами была разработана программа “От слов к делу” с использованием технологии социального проектирования.

Субъектами социального проекта стали подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование . Программа реализуется силами учащихся школы, под руководством куратора.

Волонтерская группа, осуществляя свой проект в школе входит в команду волонтеров района.

 Алгоритм социального проектирования предполагал следующие Шаги:

Шаг № 1. Изучение социальной проблемы в местном сообществе в данное время.

Шаг № 2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

Шаг № 3. Определение целей и задач социальной проблемы.

Шаг № 4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

Шаг № 5. Составление детального плана работы.

Шаг № 6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

Шаг № 8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.

Шаг № 9. Составления бюджета проекта.

Шаг № 10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

Шаг № 11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

Шаг № 12. Поиск делового партнера для реализации проекта.

Шаг № 13. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов.

Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий.

Шаг № 16. Контроль и оценка выполнения плана.

Шаг № 17. Корректировка реализации проекта.

Шаг № 18. Анализ результатов работы по проекту.

Шаг № 19. Информирование общественности о результатах реализации проекта

Объект нашей заботы: учащиеся вечерней (сменной )школы № 153

Цели проекта:

  1. Оперативная: Изучить представления учащихся о значимости общения , выявить систему качеств идеального собеседника, роль общения в сфере досуга и деятельности.
  2. Стратегическая: организация дискуссионного клуба.

Миссия проекта – профилактика конфликтного поведения.

Задачи проекта и ожидаемые результаты:

Развивающие:

  1. Нормализация самооценки.
  2. Снятие чувства страха, тревоги в общении с окружающими, вселить веру в собственные силы, успех.
  3. Оказание помощи в преодолении “синдрома неудачника”.
  4. Формирование активной жизненной позиции.
  5. Способствовать развитию саморефлексии у подростков: пониманию ими собственного поведения, владению собой.

Воспитательные:

  1. Улучшение психологического климата в школе
  2. Формирование навыков сотрудничества, навыков конструктивного общения, необходимых в межличностных отношениях.

Терапевтические:

  1. Коррекция личностной тревожности.
    Повышение уверенности в собственных силах
    – научиться слышать партнера
    – снизить уровень конфликтности и агрессивного поведения среди учащихся школы,

Формы работы:

  • деловые игры;
  • дебаты;
  • дискуссии;
  • беседы;
  • арттерапевтические технологии.

Литература.

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
  2. Иванов.Е.С. Эмоциональные расстройства и школьная дезадаптация у детей с нарушениями психического развития. (Материалы Международной конференции “ Подростки и молодежь в меняющемся обществе” ) . – Москва, 2001.
  3. Платонов К.К., Адаскин Б.И. Об изучении и формировании личности учащихся.М., 1966.
  4. Семаго Н.Я.,Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. –М.,2004. – 187 с.
  5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Центр, 1997. C. 78.