Современный урок - это динамичная, вариативная модель организации обучения и воспитания учащихся. Глобальные изменения, произошедшие в науке и общественной жизни в последние десятилетия, требуют пересмотра задач и методов обучения школьников, применявшихся на протяжении многих лет. В настоящее время по-настоящему успешными могут стать только люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умением находить и выбирать нужную информацию, принимать решение в нужной ситуации, от которого может зависеть как собственный успех, так и успех всего коллектива в целом. Большую роль в решении этих задач играют уроки, построенные на основе групповых технологий. Успех такой деятельности во многом зависит от того, насколько грамотно организован учителем процесс распределения учебных заданий, познавательной и практической деятельности учащихся. Мне, как учителю технологии и экономики, довольно часто приходиться организовывать коллективную работу при освоении различных технологий обработки материалов. Большие возможности для формирования навыков коллективной деятельности дают занятия модульным оригами.
Сами занятия оригами, безусловно, очень полезны для любого возраста, поскольку прекрасно развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, внимание, точность и терпение. Отличие модульного оригами в том, что изделие собирается как конструктор из множества одинаковых деталей (модулей). Эта увлекательная техника была придумана в Китае. Работы, выполненные в этой технике очень эффектны, необычны. Они могут быть прекрасным эксклюзивным подарком ручной работы для друзей, замечательным украшением интерьера помещений, оформлением выставок, витрин и т. д. Сложность лишь в том, что для одного изделия может понадобиться от нескольких сотен до тысячи и более деталей. Поэтому эта техника очень хорошо подходит для коллективного выполнения и может использоваться на уроках и в семейном творчестве.
Однако на начальном этапе я столкнулась с некоторыми трудностями. Многие дети ориентированы на то, чтобы, сделав поделку, обязательно унести её домой, получить конкретный материальный результат своего труда. Они очень болезненно относятся к предложениям предоставить свою поделку для оформления выставки или отдать её как часть какой-нибудь коллективной композиции. Поэтому работу надо строить так, чтобы не навязывать коллективное выполнение. Дети сами в ходе правильно выстроенной беседы должны прийти к выводу о его целесообразности.
Для примера, показываю ребятам работы, выполненные в технике модульного оригами. (Эти фотографии взяты с сайта по детскому творчеству www.stranamasterov.ru)
Как правило, они вызывают большой интерес и желание этому научиться. Показываю технику, ребята пробуют самостоятельно поделить лист бумаги нужным образом и сделать несколько модулей.
Далее предлагаю выполнить какую-нибудь поделку в этой технике. В этом году это был снеговик. Для него требуется 1122 модуля. Дети сами делают вывод, что делать его лучше всем вместе. Можно подробно разобрать все плюсы и минусы такой работы.
плюсы | минусы |
Быстро сможем сделать работу | Будем трудиться, но ничего лично для себя домой не принесём |
Натренируемся делать модули быстро и ровно | Ребята могут смеяться или сердиться, если у кого-то модули будут получаться хуже |
Можно соревноваться с друзьями в качестве и скорости изготовления модулей | Кто-то выполнит больше работы, а кто-то меньше за одинаковое время |
После такой тренировки проще будет взяться за самостоятельное выполнение подобных изделий | |
Сможем участвовать в конкурсе новогодних поделок |
Следующий этап - планирование работы. Вспоминаем из курса экономики тему "Управление": чтобы получилось какое-либо коллективное дело, кто-то должен им управлять. Поэтому голосованием выбираем ответственного, его помощника. Дети называют основные этапы процесса управления:
- Планирование
- Организация
- Руководство
- Контроль
При этом отмечаем, что последний этап связан с первым. Очень важно на этапе планирования научить детей ставить конкретные цели и в процессе выполнения работы чётко следить за их выполнением. При необходимости (в случае болезни кого-то из участников или невыполнения плана) ответственный за работу принимает решение о замене или делит невыполненную норму на остальных по своему усмотрению или посоветовавшись с ребятами. Под руководством учителя рассчитываем норму модулей в неделю на одного ученика. Для этого на доску выписываем даты предстоящих уроков, производим подсчёт. Следующий этап - организация работы. В курсе "Экономика школы" при изучении темы "Труд в школе" ребята познакомились с понятием кооперация. Кооперация - совместный труд, сотрудничество. При кооперации работник уже не делает все операции от начала до конца, он специализируется на том, что ему лучше удаётся. В результате весь коллектив выпускает больше продукции. Для того чтобы определиться, стоит ли использовать этот приём в нашем случае, экспериментальным путём устанавливаем, у кого какая операция получается быстрее и лучше (разметка листа, нарезание заготовок, сборка модулей, сборка изделия по схеме). Затем пробуем два способа работы (когда ученик делает модуль от начала до конца, и когда каждый специализируется на отдельной операции). Ученики вспоминают, что специализацией называют производство какого-либо одного типа продукта или его части. Отмечаем время, делаем вывод о том, как быстрее. Определяем наши задачи на данный момент, что для нас важнее сейчас: максимально быстро выполнить работу для школьного конкурса или научить каждого ученика выполнению всех операций.
Важно, чтобы при такой работе дети осознали, что класс в целом несёт ответственность за общее дело как коллектив, и почувствовали личную ответственность за доверенную им часть дела. Если кто-то один сделает неровные заготовки, у другого не получится ровный модуль. Из-за неровных модулей могут возникнуть проблемы при сборке. Всё это стимулирует взаимный контроль, происходит формирование потребности в сотрудничестве, постепенно происходит осмысление правил взаимодействия при групповой работе. Такую работу я проводила с 5-классниками, уже в этом возрасте подростки начинают стремиться к самоутверждению, для них становится важным определить своё место, роль, функцию в коллективе.
Хорошим стимулом в работе является элемент соревнования. В ходе работы целесообразно проводить конкурсы по изготовлению самых ровных модулей, самого большого количества модулей за определённого время. Естественно надо продумать систему поощрений. Все эти действия влияют на формирование самооценки ученика, дают возможность почувствовать свою значимость для общего дела.
Важным аспектом коллективного творчества является формирование положительных взаимоотношений в коллективе. Обязательно нужно направлять ребят на то, чтобы они в случае чьей-то неудачи в работе не смеялись, не ругали товарища за то, что из-за него может плохо получиться изделие, а помогли, показали, как сделать лучше.
Важным завершающим этапом является контроль. Ученики сами должны оценить свою работу, вернуться к этапу планирования, сделать выводы о том, всё ли сделано так, как хотели, успели к намеченному сроку или нет, каково качество изделия.
Такая подробная проработка всех этапов работы оправданна во время первых коллективных проектов, так как именно тогда формируются основы производственных отношений, культура общения со сверстниками, умение правильной организации совместного производства. Подобная работа является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств.
Фотографии работ, выполненных в ходе таких уроков.