Цели урока:
- продолжить формирование естественно-научных представлений по изучаемой теме;
- научить решать комбинированные задачи, находить ключевые задачи, решать задачи в общем виде, из одной задачи получать другие (несколько задач);
- создать условия для формирования познавательного интереса, активности;
- развивать умения анализировать задачи, переносить рассуждения с одной задачи на решение другой, составлять условие задачи, аналогичную данной и обратную по условию, т.е. формировать функцию креативности;
- научить составлять алгоритм решения задач;
- способствовать формированию абстрактного мышления;
- способствовать развитию конвергентного мышления;
- формирование коммуникативного общения.
Оборудование:
- интерактивный комплекс SMART Board Notebook;
на столе у каждого учащегося:
- штатив с муфтой и крючком;
- картофель на нити, камешек на нити;
- измерительный цилиндр с водой;
- стакан с водой (большой, прозрачный, разовая посуда);
- стакан с маслом;
- динамометр;
- прозрачная чашечка для картофеля и камешка;
- салфетка.
Метод ведения урока: Беседа с применением фронтального эксперимента и использованием интерактивного комплекса SMART Board Notebook.
Эпиграф урока:
“Учить новое, повторяя, и
повторять, изучая новое…”
В. П. Вахтеров
План урока:
- Оргмомент.
- Проверка знаний, их актуализация (методом фронтального опроса).
- Решение экспериментальных задач.
- Решение расчетных задач методом варьирования, используя “ключевые” задачи.
- Рефлексия.
- Домашнее задание: Л. № 624, 648, 649, 652.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Мы с вами изучили теорию Архимедовой силы. Решаем типовые (простые) задачи, экспериментальные задачи. Чаще в физике встречаются сложные задачи, т. е. комбинированные, имеющие большое практическое значение. Давайте приведем в систему наши знания, чтобы решать задачи с новым практическим содержанием. Вспомним формулы через маленькие задачи (ключики), которые показаны на доске и у вас на листочках.
Ученики отвечают формулы, записанные на интерактивной доске (см. Приложение 1, слайд 2)
Учитель: На какой из опущенных в воду стальных шаров действует наибольшая FA Почему? (см. Приложение 1, слайд 3)
Уученик: Наибольшая выталкивающая сила действует на 2 шар, т.к. чем больше V погруженной части тела, тем больше FА
Учитель: Какая это зависимость?
Ученик: Такая зависимость называется прямая пропорциональная.
Учитель: Одинакового объема тела — стеклянное (1) и стальное (2) — опущены в воду. Одинаковые ли выталкивающие силы действуют на них? Почему? (см. Приложение 2, слайд 4)
Ученик: FА одинаковая, т.к. выталкивающая сила не зависит от платности тела, а зависит от V п.ч.т., а объемы этих тел равны (Vстекла = Vстали.)
Учитель: Как измениться величина FА, если 1тело погрузить глубже?
Ученик: FА не изменится, т.к. не зависит (от глубины погружения) высоты столба жидкости.
Учитель: Подвешенные к коромыслу весов одинаковые железные шарики опустили в жидкость. Нарушится ли равновесие? Почему? (см. Приложение 2, слайд 5)
Ученик: FА прямопропорционально зависит от плотности жидкости куда погрузили тело, т.к. плотность воды больше плотности масла, то на 2 шар действует большая выталкивающая сила. Равновесие весов нарушится (1 тело погрузится).
Учитель: По рисунку определить:
1) Что показывает динамометр?
(см. Приложение 2, слайд 6)
Ученик: Динамометр измеряет вес тела. В данном случае вес тела в воздухе Рв воз = 30 H
Учитель: 2) Какие силы действуют на тело?
(см. Приложение 2, слайд 6)
Ученик: на тело действуют две силы: Fт и Fупр
Учитель: 3) Чему равна масса тела (m)?
Ученик: по формуле (4) Fт =gm (см. Приложение 1, слайд 2), т.к. численно Fт = P, то
m = P/g = 3 кг. (Ученик пишет на интерактивной доске красным маркером)
Учитель: по рисунку определить:
1) Что показывает динамометр в случае а)? б)?
(см. Приложение 3, слайд 7)
Ученик: выходит и пишет на интерактивной доске:
а) Pв воз = 30 H
б) Pв жид = 20 H
Учитель: 2) Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость (б) ?
(см. Приложение 3, слайд 7)
Ученик: на тело (б) действуют три силы:
вверх – FА и Fн, а вниз – Fт (рисует на интерактивной доске по готовому рисунку).
Учитель: 3) Чему равна FА?
(см. Приложение 3, слайд 7)
Ученик: по формуле (6) FА = Pв воз – Pв жид
(см. Приложение 1, слайд 2)
FА = 30 H – 20 H = 10 H (пишет на интерактивной доске)
Учитель: Решим зкспериментальную задачу № 1:
“Определить V картофеля, если есть стакан с водой, динамометр, картофель” (см. Приложение 3, слайд 8)
Какими знаниями воспользуемся для решения данной задачи?
Ученик: Необходимо с помощью динамометра найти вес картофеля в воздухе, а затем опустить его в стакан с водой. Найти вес картофеля в воде?
Учитель: Какие ключики помогут Вам в решении данной задачи?
Ученик: Применяем формулы (ключики) (6) и (1) (см. Приложение 1, слайд 2)
Учитель: Работаем парами. Запишите в тетрадях краткое условие задачи и ее основные ключики.
Ученики Выполняют эксперимент, оформляют решение в тетради, объясняя задачу.
Сверяют правильное решение с интерактивной доской. (См. Приложение 3, слайд 9)
Учитель: Молодцы! Применяем метод варьирования для решения задачи № 2.
“Определить плотность картофеля по данным задачи № 1”
Какие ключики здесь необходимы?
Ученик: добавим ключик (2) и (4) (см. Приложение 1, слайд 2)
Учитель: запишите краткое условие и все ключики необходимые для решения задачи № 2
Ученики Самостоятельно решают в тетрадях задачу, обсуждают решение в парах.
Сверяют правильное решение с интерактивной доской, которое поэтапно высвечивается на экране.
(см. Приложение 4, слайд 10)
Учитель: Умнички! Продолжаем решение задач. Задача № 3 “ Подъемный кран на Волге строит стелу для моста. Трос выдерживает нагрузку в 10 кH. Выдержит ли трос бетонный блок массой 1,2 т ?” (см. Приложение 4, слайд 11)
Запишем краткое условие задачи. Какие ключики помогут Вам в данном случае?
Ученик: Необходимы формулы (1), (2), (3) и (5) (см. Приложение 1, слайд 2)
Учитель: Какие силы действуют на бетонную плиту в воде?
Ученик: На плиту в воде действуют три силы:вверх – сила натяжения троса и выталкивающая сила, а вниз – сила тяжести плиты. (рисуют на интерактивной доске маркером)
(см. Приложение 4, слайд 11)
Учитель: При каком условии трос выдержит нагрузку?
Ученик: Необходимо, чтобы Fн троса должна быть меньше или равна максимальной нагрузке в 10 кH.
Учитель: Запишите в тетрадях основные этапы решения данной комбинированной задачи.
Ученики: Обсуждают решение в парах. Решение сверяют с интерактивной доской, на которой учитель поэтапно показывает правильное решение.
(см. Приложение 4, слайд 12)
Учитель: Очень хорошо! Молодцы!
Предложите свой алгоритм решения комбинированных задач по теме: “Архимедова сила ”
Ученики: Обмениваются мнениями в парах, обсуждают и получают алгоритм решения. (См. Приложение 5, слайд 14)
Учитель: Назвать основные выводы по уроку?
Ученик 1: (см. Приложение 5, слайд 15)
Ученик 2: (см. Приложение 6, слайд 16)
Ученик 3: (см. Приложение 6, слайд 17)
Учитель: Подведите итог работы по плану:
- Мне больше всего запомнилось….
- Я хотел бы изменить, добавить….
Ученики: Анализируют свою деятельность на уроке (отвечают желающие или все по цепочке)
Учитель: Домашнее задание Л. № 624, 625, 649, 652.
Спасибо за урок! Вы у меня самые лучшие дети на нашей планете!