Цели урока:
Образовательная
- повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрический ток»;
- выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрический ток» и подготовить их к контрольной работе.
Развивающая
- организация активной мыслительной деятельности учащихся;
- развитие умений переноса опорных знаний учащихся в новую ситуацию;
- развивать монологическую речь с использованием физических терминов;
- учить извлекать пользу из образовательного опыта;
- развитие коммуникативных способностей учащихся.
Воспитательная
- формировать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, аккуратность в работе.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с задачами, металлический чайник, алюминиевый сосуд от калориметра, соединительные провода, гальванометр, никелиновый провод, медный провод, железный провод, три лампочки, источник питания, ключ, сигнальное устройство (колокольчик).
Подготовительная работа: разбить класс на 2 группы, выбрать в каждой группе капитана, приготовить по газетным и журнальным статьям небольшие забавные сообщения по теме «Электрический ток».
Этапы урока:
- «Повторялка».
- «Объяснялка»
- «Решалка»
- «Загадалка»
- «Обгонялка».
- «Рассказалка»
- Подведение итогов.
Ход урока
Этап 1 – «Повторялка».
Учитель: Ребята, сегодня мы повторим с вами основные понятия и формулы пройденной темы. Итак…
- Что такое электрический ток?
- Какое направление движения и каких частиц в проводнике принято за направление электрического тока?
- Как выразить силу тока через электрический заряд?
- Связь каких трех основных электрических величин устанавливает закон Ома для участка цепи?
- Как зависит сила тока в проводнике от напряжения на его концах?
- Что является причиной сопротивления электрическому току?
- Как формулируется закон Ома для участка цепи?
- По какой формуле можно рассчитать сопротивление проводника?
Этап 2 – «Объяснялка».
Учитель: Сейчас мои помощники продемонстрируют вам ряд опытов. Ваша задача – объяснить увиденное.
- Составим проводник из медной, железной и никелиновой проволок одинакового диаметра и длины. Параллельно к отдельным участкам подключим одинаковые лампочки. После замыкания ключа лампочки загораются.
Вопрос. Почему они горят с разным накалом? - Металлический чайник и алюминиевый сосуд от калориметра соединим проводниками с гальванометром. Нальём в чайник чай и растворим немного поваренной соли. При переливании чая, будет проявлятся возникновение тока.
Вопрос. Почему появляется ток? Почему, если изменить длину и толщину струи, то сила тока тоже изменится?
Этап 3 – «Решалка».
Учитель: Сейчас мы проверим ваше умение решать задачи. Вам предстоит решить 4 задачи. Варианты возможных ответов находятся в таблице. При правильном решении, записав код ответа, у вас получится слово. Время работы 15 минут.
3 В |
20 Ом |
4 В |
5 А |
4 Ом |
4 А |
2 Ом |
0,5 А |
5 В |
1 В |
60 В |
0,5 В |
ц |
ч |
и |
в |
е |
л |
с |
п |
ю |
ь |
к |
а |
Вариант 1.
- По графику зависимости силы тока в проводнике от напряжения определить, чему равно напряжение при силе тока 6А.
- Чему равна сила тока в электрической цепи сопротивлением 5 Ом, если работа тока на данном участнике 80 Дж, а электрический заряд, прошедший по этому участку 4 Кл?
- Определите показание вольтметра V1.
- Определите сопротивление проводника R2.
Вариант 2.
- По графику зависимости силы тока в проводнике от напряжения определить, чему равна сила тока при напряжении 6 В.
- Чему равно сопротивление проводника, если он включен в цепь напряжением 20В и за 2с через его поперечное сечение проходит заряд 10 Кл?
- Определите показание амперметра.
- Определите показание вольтметра V1.
Ответы.
60 В |
4А |
5В |
20 Ом |
к |
л |
ю |
Ч |
3 В |
4 Ом |
0,5 А |
1 В |
ц |
е |
п |
ь |
Этап 4. – «Загадалка».
Учитель: Я загадала 3 слова, означающие единицы измерения электрических величин, но написала их, перепутав порядок букв. Получилось так:
Расставьте буквы по местам и получите названия этих единиц измерения. Рядом с каждым словом напишите сокращенное обозначение единицы и какой величине она соответствует. Например: секунда – с. – время.
Этап 5. – «Обгонялка».
На этом этапе 3 задания.
- Кто быстрее закончит начатые предложения.
- Электрическим током называется …
- Электрический ток в металлах – это …
- Прибор для измерения силы тока в цепи называется …
- Амперметр включают в цепь …
- Напряжение измеряется в …
- Прибор для измерения напряжения на участке цепи носит название …
- Вольтметр включают в цепь …
- Силу тока в цепи регулируют …
- Кто быстрее догадается как определить длину медного провода, намотанного на стержень, не разматывая его, используя амперметр и вольтметр.
- Кто быстрее придумает схему электрической цепи, состоящей из источника тока, лампы, звонка и трех ключей, чтобы в ней выполнялись следующие условия: если замкнуть один ключ, то горит лампа, если замкнуть второй ключ, то работает звонок, а если замкнуть третий ключ, то одновременно загорается лампа и звенит звонок.
Этап 6. – «Рассказалка».
Учитель: А сейчас мы прослушаем ваши небольшие сообщения, связанные с повторяемой темой. (К этому этапу ребята готовят по газетным и журнальным статьям небольшие забавные сообщения). Например:
Ванна Нерона. В архивах сохранились записки, свидетельствующие о том, что грозного римского императора Нерона, страдавшего ревматизмом, придворные врачи лечили электрованнами. Для этого в небольшую деревянную кадку с водой помещали рыб, способных испускать электрические заряды. Находясь в такой ванне, император в течение предписанного врачами времени подвергался действию электрических разрядов и полей. Лечение проходило успешно.
«Электрическая нянька». В прошлом веке в Швейцарии была изобретена «электрическая нянька». Под простынку в кроватке малыша изобретатель предложил подкладывать две тонкие мягкие сетки, изолированные друг от друга сухой прокладкой и соединенные с низковольтным источником тока и звонком. Как только прокладка намокала, она становилась проводником электрического тока, электрическая цепь замыкалась и начинал звенеть звонок, извещая мать о том, что нужно сменить пеленки.
Гнилые бананы – новый источник энергии. Австралийский ученый Билл Кларк предложил способ получения электроэнергии из гнилых бананов. Профессору из Квислендского университета удалось создать электрический генератор, который «питается» метаном, вырабатываемым в процессе разложения подгнивших бананов. Идея создания возникла после обращения к ученому Австрийской ассоциации производителей бананов с просьбой найти какой-нибудь способ «утилизации» бананов, так и не нашедших своих покупателей. Если все испытания «банановая» технология пройдет успешно, то крупнейшие торговцы этими фруктами профинансируют строительство центральной станции, которая будет способна обеспечить электричеством до 500 домов. Пока же применить свою технологию ученому удалось на вентиляторе – он проработал в течение 30 часов, подпитываясь «энергией» 60 кг подгнивших бананов.
Этап 7. – Подведение итогов.
Учитель: Вот и заканчивается наш урок по теме “Электрический ток”. Поставьте себе итоговую оценку. А сейчас подумайте и ответьте: как каждый из вас усвоил эту тему? Какие были трудности? Как вы их преодолевали?