Цели:
- Формирование творческих знаний и умений;
- Учить видеть взаимодействие трёх форм художественного мышления в архитектуре;
- Этическое воспитание личности.
Задачи:
- Заинтересовать историей культуры и искусства, сделать первый шаг к самостоятельному их изучению.
- Расширить круг знаний о стилях архитектурных сооружений.
Время работы над темой:
1 урок – Введение в тему.
2 урок - Выбор стилей. (подбор материала по теме)
3 урок (через 2 недели) Посмотреть найденный материал.
4 урок - Распределение обязанностей. Продолжать подбор материала.
5 урок - Беседа по подобранному материалу, составление словаря терминов. Объяснение трудностей.
6 урок - Рисование по выбору.
7 урок - Рисование по выбору.
8 урок – Составление кроссворда. Вопросы по докладам.
9 урок – Защита проекта.
Ожидаемые результаты.
- Интерес предмету и теме.
- Заинтересованность в изучении архитектуры
- Самостоятельное дальнейшее изучение
Работая учителем изобразительного искусства, всегда возникала проблема, как организовать проведение урока связанного с архитектурой. Мы живём в посёлке, где нет возможности увидеть памятники архитектуры, кругом простые деревянные одноэтажные дома. Как можно рассказать учащимся о красоте архитектурного сооружения, о его величии и значимости? Как показать разницу архитектурных стилей и их грандиозность?
Многие ребята считают уроки, связанные с изучением, архитектуры скучными и неинтересными…
Как сделать так, чтобы это стало интересным? Как привить любовь к архитектуре? Как научить ценить прошлое?
Проработав несколько лет в этом направлении, пришла к выводу:
- Нужно прививать любовь к искусству с ранних лет;
- Уроки строить в игровой, занимательной форме;
- Брать не только уроки практикумы, но и беседы, диспуты, викторины;
- Давать детям больше самостоятельности в изучении предмета;
- На уроках использовать все доступные технические средства обучения;
- С одарёнными детьми и с ребятами, которым нравится предмет работать дополнительно.
В начальной школе мы начинаем знакомиться с архитектурой. Учимся определять пользу, которую приносит то или иное здание, говорим о прочности и надёжности укрытия (нашего дома) и конечно о красоте. В начальной школе мы пытаемся изобразить сначала плоскостное изображение нашего дома, а к 4 классу уже показать объём (например: «Избушка Бабушки-Яги», «Дом который построил Джек» и т.д)
В средней школе мало уроков посвященных архитектуре, в основном её изучение идёт в 7- 8 классе. Но изучая эпохи, мы всегда говорим не только о картинах, художниках, но всегда обращаемся к архитектуре, не забываем и о межпредметных связях (встреча с архитектурой на уроках истории).
В восьмом классе занимаясь архитектурой и дизайном, учимся определять стиль и время создания архитектурного сооружения. Размышляем над тем, удачно или нет, вписывается сооружение в окружающую его застройку, в пространство, в природу, передан ли дух времени.
Занимаясь этим, был разработан блок уроков, который понравился учащимся.
1 урок – Введение в тему.
2 урок - Выбор стилей. (подбор материала по теме)
3 урок (через 2 недели) Посмотреть найденный материал.
4 урок - Распределение обязанностей. Продолжать подбор материала.
5 урок - Беседа по подобранному материалу, составление словаря терминов. Объяснение трудностей.
6 урок - Рисование по выбору.
7 урок - Рисование по выбору.
8 урок – Составление кроссворда. Вопросы по докладам.
9 урок – Защита проекта.
Ребята сами определяют путешествие по стилям, мы можем отправиться в путешествие, начиная с Древнего Египта, а можем рассмотреть стили эпохи Возрождения, классицизма, модерн и наше время. Всё зависит от выбора класса и интереса учащихся.
Путешествуем мы не просто, а на машине времени, которую ребята придумают сами, однажды летали на индивидуальных средствах передвижения, которые крепились за спинами (выполняем эскиз приложение 1)
Дальше они сами подбирают интересующий их стиль и готовят материал для выступления, составляют вопросы по теме для самопроверки и проверке усвоения материала одноклассниками.
Вместе мы составляем словарь терминов и если возникают вопросы, ищем ответы на них.
Каждый ученик выполняет зачётную работу по теме (например: выбрал Древнюю Грецию – представь рисунок или модель архитектурного сооружения того времени).
Итоговый урок включает в себя выступления ребят, с комментарием, что нравиться, а с чем они не согласны, разгадывания кроссворда (пример приложение 3), ответы на перекрестные вопросы, выставка работ учащихся.
Ещё одним вариантом зачётного урока может быть проект – «Древний Египет», «Город будущего», «Мой сказочный мир», где переплетаются все стили.
Приложение 4. Словарь терминов
Используемая литература
- В.Н. Казаринова. Красота, вкус, экономика. – М.: Экономика, 1985.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2008г.
- А. Ликум. Всё обо всем -:М. АСТ 1995. Популярная энциклопедия для детей.
- Энциклопедический словарь юного художника.
- Клод Нодэн. Искусство. Энциклопедия для юношества. – М:
- Премьера, Астрель АСТ. 2001.
- Шедевры архитектуры. Издательство «Вече» 2001. составитель Плешаков С.А.
- В. Марысаев «Учебное пособие по изобразительному искусству»- М: «Аквариум» 1998.
- Н.А. Ионина « 100 великих музеев мира». – М: «Вече» 2000.
- Обо всём на свете. Детская энциклопедия: М – ООО «АСТ» 2001.
- Л.А. Рапацкая. Искусство «Серебряного века»:- М «Просвещение» 1996.
- Интернет-ресурсы.