Архитектурные стили

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  1. Формирование творческих знаний и умений;
  2. Учить видеть взаимодействие трёх форм художественного мышления в архитектуре;
  3. Этическое воспитание личности.

Задачи:

  1.  Заинтересовать историей культуры и искусства, сделать первый шаг к самостоятельному их изучению.
  2.  Расширить круг знаний о стилях архитектурных сооружений.

Время работы над темой:

1 урок – Введение в тему.

2 урок - Выбор стилей. (подбор материала по теме)

3 урок (через 2 недели) Посмотреть найденный материал.

4 урок - Распределение обязанностей. Продолжать подбор материала.

5 урок - Беседа по подобранному материалу, составление словаря терминов. Объяснение трудностей.

6 урок - Рисование по выбору.

7 урок - Рисование по выбору.

8 урок – Составление кроссворда. Вопросы по докладам.

9 урок – Защита проекта.

Ожидаемые результаты.

  1. Интерес предмету и теме.
  2. Заинтересованность в изучении архитектуры
  3. Самостоятельное дальнейшее изучение

Работая учителем изобразительного искусства, всегда возникала проблема, как организовать проведение урока связанного с архитектурой. Мы живём в посёлке, где нет возможности увидеть памятники архитектуры, кругом простые деревянные одноэтажные дома. Как можно рассказать учащимся о красоте архитектурного сооружения, о его величии и значимости? Как показать разницу архитектурных стилей и их грандиозность?

Многие ребята считают уроки, связанные с изучением, архитектуры скучными и неинтересными…

Как сделать так, чтобы это стало интересным? Как привить любовь к архитектуре? Как научить ценить прошлое?

Проработав несколько лет в этом направлении, пришла к выводу:

  1. Нужно прививать любовь к искусству с ранних лет;
  2. Уроки строить в игровой, занимательной форме;
  3. Брать не только уроки практикумы, но и беседы, диспуты, викторины;
  4. Давать детям больше самостоятельности в изучении предмета;
  5.  На уроках использовать все доступные технические средства обучения;
  6. С одарёнными детьми и с ребятами, которым нравится предмет работать дополнительно.

В начальной школе мы начинаем знакомиться с архитектурой. Учимся определять пользу, которую приносит то или иное здание, говорим о прочности и надёжности укрытия (нашего дома) и конечно о красоте. В начальной школе мы пытаемся изобразить сначала плоскостное изображение нашего дома, а к 4 классу уже показать объём (например: «Избушка Бабушки-Яги», «Дом который построил Джек» и т.д)

В средней школе мало уроков посвященных архитектуре, в основном её изучение идёт в 7- 8 классе. Но изучая эпохи, мы всегда говорим не только о картинах, художниках, но всегда обращаемся к архитектуре, не забываем и о межпредметных связях (встреча с архитектурой на уроках истории).

В восьмом классе занимаясь архитектурой и дизайном, учимся определять стиль и время создания архитектурного сооружения. Размышляем над тем, удачно или нет, вписывается сооружение в окружающую его застройку, в пространство, в природу, передан ли дух времени.
Занимаясь этим, был разработан блок уроков, который понравился учащимся.

1 урок – Введение в тему.

2 урок - Выбор стилей. (подбор материала по теме)

3 урок (через 2 недели) Посмотреть найденный материал.

4 урок - Распределение обязанностей. Продолжать подбор материала.

5 урок - Беседа по подобранному материалу, составление словаря терминов. Объяснение трудностей.

6 урок - Рисование по выбору.

7 урок - Рисование по выбору.

8 урок – Составление кроссворда. Вопросы по докладам.

9 урок – Защита проекта.

Ребята сами определяют путешествие по стилям, мы можем отправиться в путешествие, начиная с Древнего Египта, а можем рассмотреть стили эпохи Возрождения, классицизма, модерн и наше время. Всё зависит от выбора класса и интереса учащихся.

(Приложение 2)

Путешествуем мы не просто, а на машине времени, которую ребята придумают сами, однажды летали на индивидуальных средствах передвижения, которые крепились за спинами (выполняем эскиз приложение 1)

Дальше они сами подбирают интересующий их стиль и готовят материал для выступления, составляют вопросы по теме для самопроверки и проверке усвоения материала одноклассниками.

Вместе мы составляем словарь терминов и если возникают вопросы, ищем ответы на них.

Каждый ученик выполняет зачётную работу по теме (например: выбрал Древнюю Грецию – представь рисунок или модель архитектурного сооружения того времени).

Итоговый урок включает в себя выступления ребят, с комментарием, что нравиться, а с чем они не согласны, разгадывания кроссворда (пример приложение 3), ответы на перекрестные вопросы, выставка работ учащихся.

Ещё одним вариантом зачётного урока может быть проект – «Древний Египет», «Город будущего», «Мой сказочный мир», где переплетаются все стили.

Приложение 4. Словарь терминов

Используемая литература

  1. В.Н. Казаринова. Красота, вкус, экономика. – М.: Экономика, 1985.
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2008г.
  3. А. Ликум. Всё обо всем -:М. АСТ 1995. Популярная энциклопедия для детей.
  4. Энциклопедический словарь юного художника.
  5. Клод Нодэн. Искусство. Энциклопедия для юношества. – М:
  6. Премьера, Астрель АСТ. 2001.
  7. Шедевры архитектуры. Издательство «Вече» 2001. составитель Плешаков С.А.
  8. В. Марысаев «Учебное пособие по изобразительному искусству»- М: «Аквариум» 1998.
  9. Н.А. Ионина « 100 великих музеев мира». – М: «Вече» 2000.
  10. Обо всём на свете. Детская энциклопедия: М – ООО «АСТ» 2001.
  11. Л.А. Рапацкая. Искусство «Серебряного века»:- М «Просвещение» 1996.
  12. Интернет-ресурсы.