Цели урока: систематизировать и обобщить знания о многоугольниках, развивать у учащихся дух коллективизма, развивать смекалку, логику и внимательность, воспитывать уверенность в себе и умение быстро сосредотачиваться на главном.
Подготовка к уроку: Написать на ватмане цели урока, приготовить бочонки от лото, мешочек для бочонков, приготовить медали “счастливчиков”.
Ход урока
1. Организационный момент (3 минуты)
На перемене расставить столы и стулья для 2-х команд и распределить детей.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – игра “Счастливый случай”. На уроке выиграет та команда, которая лучше училась в течении четверти. Все задания и вопросы будут по пройденному материалу. Поэтому проще выиграть будет тем, кто учил все правила, теоремы, выполнял домашние работы и внимательно слушал на уроках. Но, конечно, победа зависит и от вашей удачи. Для начала выберем капитана команды и приступаем к игре.
1-й гейм “Разминка” (10 минут)
Учитель: первый гейм – это разминка. Каждой команде предлагается по 15 вопросов. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Вопросы читаются сначала одной команде, затем другой. Когда вопрос прочитан, тот, кто знает правильный ответ поднимает руку, а капитан называет имя того, кто имеет право ответить. Один и тот же ученик может в гейме отвечать только на 2 вопроса.
Вопросы 1-ой команде:
- Что такое двугранный угол?
- Что такое линейный угол двугранного угла?
- Что такое многогранный угол?
- Что такое высота призмы?
- Какая призма называется прямой?
- Какая призма называется правильной?
- Чему равна боковая поверхность призмы?
- Что такое параллелепипед?
- Что такое куб?
- Чему равна диагональ в прямоугольном параллелепипеде?
- Что такое ребро пирамиды?
- Что такое высота пирамиды?
- Что такое апофема правильной пирамиды?
- Чему равна боковая поверхность усеченной пирамиды?
- Что такое ребро двугранного угла?
Вопросы 2-й команде:
- Что такое трехгранный угол?
- Что такое грань выпуклого многогранника?
- Что такое призма?
- Что такое диагональ призмы?
- Какая призма называется наклонной?
- Чему равна полная поверхность призмы?
- Что можете сказать о противолежащих гранях параллелепипеда?
- Что такое пирамида?
- Что такое основание пирамиды?
- Что такое усеченная пирамида?
- Чему ровна боковая поверхность правильной пирамиды?
- Какая пирамида называется правильной?
- Что такое ось правильной пирамиды?
- Какой параллелепипед называется прямоугольным?
- Что такое линейные размеры прямоугольного параллелепипеда?
2-й гейм “Заморочки из бочки” (10 минут)
Учитель: Переходим к следующему гейму. Вот в нем вам может помочь удача. В мешочке находятся 9 бочонков. Каждый из 8 номеров соответствует номеру задачи, которую вам нужно будет решить. Вытаскивать “заморочки” начинает команда, которая проигрывает. После прочтения задачи у команды есть 1 минута на совещание, после этого она дает ответ. Если ответили верно, то прибавляется 2 балла. Если же ответ не верный, то ответить могут соперники, но они за верный ответ получают только 1 балл. Но наша игра – “Счастливый случай”, поэтому в мешочке под 9-ым номером прячется 2 балла. То есть, если вы вытащите “заморочку” под номером 9, то без решения задачи получаете 2 балла.
Задачки – “заморочки”:
- Найдите диагональ параллелепипеда, если его измерения: 1 см, 2см, 2см. (3)
- У параллелепипеда три грани имеют площади 4м?, 2м?, 3м?? Чему ровна полна поверхность параллелепипеда? (18м?)
- Прямой предмет стороны основания 6м, 8м и боковое ребро 5м, найдите боковую поверхность призмы? (140м?)
- Найдите диагональ параллелепипеда, если его размеры: 2см, 3см, 6см. (7)
- Найдите полную поверхность правильной четырех угольной призмы если сторона основания 2см и боковое ребро 5см. (48)
- Найдите высоту правильной треугольной пирамиды, если боковое ребро 5см , сторона основания 3v3см. (4)
- Найдите полную поверхность параллелепипеда, если площади граней равны 5м?, 6м?, 4м?. (30м?)
- Найдите высоту правильной пятиугольной призмы , если площадь боковой поверхности 50м?, боковое ребро 5м. (2м)
После провидения гейма подсчитываются общие баллы.
3-й гейм “Темная лошадка” (7 минут)
Учитель: Следующий гейм называется “Темная лошадка”. Командам даются два конверта в которых разрезаны фигуры. Команды должны собрать эти фигуры и рассказать о них. За сбор фигуры 1 балл, если перечислены все свойства фигуры прибавляется 2 балла.
4-й гейм “Ты – мне, я – тебе” (6 минут)
Учитель: А теперь пришла пора показать себя капитанам команд. Каждый из них может задать сопернику по два вопроса. Отвечать могут только капитаны. Если на вопрос ответили правильно, то получает 2 балла. Если же ответ неверный, то 1 балл зарабатывает капитан, который задал вопрос, но только после того, как сам дает правильный ответ.
Подсчитываются баллы.
5-й гейм “Гонка за лидером” (6минут)
Учитель: Ну, а теперь заключительный гейм: “ Гонка за лидером”. Командам даются кроссворды, за каждый верный ответ 1 балл.
Вопросы кроссворда:
По горизонтали:
- Есть у любого слова, у растения, и может быть , у уравнения.
По вертикали:
- Основание правильной четырехугольной пирамиды.
- Сторона грани многогранника.
- Многогранник, который состоит из двух плоских многоугольников, совмещаемых параллельным переносом.
- Призма, у которого основания – параллелограммы.
- Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани.
Подсчитываются баллы. Разбираются вопросы, на которые были даны неправильные ответы.
Подведение итогов (3 минуты)
Подсчитать баллы и похвалить выигравшую команду. Разобрать темы, на которые были ошибки, и дать по этим темам задание домой. Похвалить детей за активность и дружбу между собой. Поздравить победителей и вручить им медаль.