“Взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни,
а национальное многообразие народов России – подлинным богатством страны. И потому мы полностью
поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности
как необходимых условий диалога цивилизаций”.
Премьер-министр РФ В.В.Путин
1. Введение.
Актуальность темы.
Пермский край – уникальный в этнокультурном отношении регион. Положение его на границе Европы и Азии, степи и тайги стало причиной того, что в разные исторические периоды его осваивали разные народы. Национально-культурное пространство – это особая совокупность, включающая в себя понятие нации, национальной культуры, национального самосознания и региональной идентичности. Исторически сложилось так, что в процессе многовекового развития на его территории сформировалось и проживает более 10 народов славянской, финно-угорской, тюркской и других этнических групп, имеющих свою культуру, национальные традиции, связанные с древними языческими богами и духами, свое особое внутреннее мировоззрение. Сохранение и развитие каждого этноса – это условие сохранения целостности России. Национально-культурное пространство имеет сложную структуру, каркасом которого является этническое пространство русских (83%). Исторически русский этнос играл и играет социоскрепляющую роль, обеспечивая целостность страны. Многонациональность России является необходимым условием ее развития.
Проблема гармонизации межнациональных отношений в первую очередь касается молодого поколения. Еще Н.Бердяев сказал: “Человек входит в человечество через национальную индивидуальность…Можно желать братства и единения…всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов. Национальных духовных типов и культур”.
По данным статистики на 2010 год в Пермском крае проживает около 662040 молодых людей разных национальностей. Сегодня ситуация в обществе складывается таким образом, что оно не может обеспечить передачу культурного опыта всему молодому поколению. Поэтому так важна работа в школе по реализации проекта “Традиционная народная игрушка”, которую в настоящий момент я осуществляю, ведь каждый из нас – частица Пермского края, и от каждого из нас зависит его стабильность процветание.
Все мы живем в особое время, время, когда смешение языков, народов и культур достигло невиданного размаха. Как научиться понимать и принимать человека, живущего рядом с тобой и отличного от себя? Ответ один: формирование коммуникативной, информационной и гражданской компетенций как качеств личности, важных для создания позитивных отношений между людьми разных национальностей.
2. Основная часть.
Педагогический проект “Традиционная народная игрушка”.
Тип: педагогический проект.
Участники: учителя начального образования, учителя технологии, узкие специалисты.
Целевая группа: учащиеся начального и среднего звена, родители.
Срок реализации: один календарный год.
Закон “Об образовании” называет одним из принципов государственной политики “гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности”.
Народная культура и декоративно- прикладное искусство донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизацией массовой культуры. Активное освоение учащимися традиций народного искусства через образ традиционной народной игрушки дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности.
Проект предусматривает предоставить право каждому учащемуся осознать свои национальные корни.
Цели и задачи проекта подчинены формированию у школьников коммуникативной, информационной и гражданской компетенции. Для их реализации необходимо:
- Способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения,
- Способствовать формированию культурно-исторической памяти,
- Развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России - достояние мировой культуры.
Цель: формирование у детей интереса к истории возникновения народной игрушки.
Задачи:
развивать интерес у детей к истории
возникновения народной игрушки
Обоснование темы проекта.
На основании результатов социологического опроса, проведенных в 1-4 классах школы № 135, мы сделали вывод о том, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить учащихся с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.
Реализация проекта через различные
- виды деятельности: познавательные, конструктивные, трудовые, речевые, музыкальные, театральные, изобразительные;
- группы методов: словесные (беседа, чтение, слушание), наглядные (рассматривание, наблюдение), практические (игровые, проблемные ситуации);
- формы: занятия, экскурсии, инсценировки, игры.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап
- Конструкторский этап
- Технологический этап
- Заключительный этап
Формирование мотивации деятельности учащихся по выполнению проекта осуществляется через знакомство детей с увлекательным миром игрушки: историей возникновения, календарными праздниками, обрядами и обычаями, связанными с деревянными, соломенными, глиняными, тряпичными куклами.
Разработка конструкции, технологии изготовления своей игрушки по народным мотивам.
Выполнение проекта. Изготовление кукол, связанных с тематикой народных праздников и целостный показ последовательности изготовления куклы, сопровождаемый словесными пояснениями. Составление тематических альбомов (картотек) с различными видами народной игрушки.
Защита проекта. Праздник, где изготовленные детьми куклы играют главную роль.
Работа с родителями.
- социологический опрос “Культурные традиции в вашей семье”;
- совместные праздники “Календарные народные праздники”;
- встречи с родителями в музее “Кукла своими руками”;
- выставка демонстрационных материалов.
Ожидаемый результат: у учащихся начального и среднего звена школы будет сформирован интерес к народной игрушке через образ традиционной народной куклы.
Трансляция проекта:
- трансляция материалов проекта в различных педагогических изданиях.
Дальнейшее развитие проекта.
Приобщение учащихся среднего звена к традиционной народной игрушке. Формирование интереса у учащихся к другим народам, проживающим на территории Пермского края, и получение знаний об этнических культурах с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Литература.
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-СПб,: “Паритет”,2003.
- Дайн Г.Л. Русская народная игрушка.-М.:Легкая пищевая промшленность,1981.
- Юрина Н.Г. Куклы.-М: Слово, 2002.
3. Заключение.
За последнее десятилетие у жителей края появился живой интерес к историческому прошлому Земли Пермской, к познанию истоков происхождения пермских символов, поэтому свою работу с ребятами мы начинали со знакомства с историей Пермского края, где проживают люди разных национальностей: русские, татары, башкиры, удмурты, коми-пермяки. Объединение Пермской области и автономного Коми-пермяцкого округа в единый Пермский край подвело нас к идее лучше узнать ближайших соседей и приобщить к этим знаниям не только детей, но и родителей. В настоящее время нами создан мини-музей “Кукла своими руками”. Мы проанализировали программу “Технология” под редакцией Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко, где основной целью программы является формирование трудолюбивой, творчески развитой и легко адаптируемой личности, через решение следующих задач:
- знакомить с традиционным семейным укладом, культурой и эстетикой быта;
- приобщать школьников к национальным и региональным традициям;
- воспитывать уважение к людям труда;
- формировать потребность трудиться и творить;
и выделили темы, разделы и блоки программы, где в учебном процессе гармонично раскрываются на подлинном материале элементы народной культуры Прикамья.
В музее дети учатся уважать традиции и историю своего народа, без чего невозможно принять культуру других народов. Особым притяжением обладают экспонаты, изготовленные своими руками: это “моя первая кукла”, а также есть куклы в русском народном костюме. В результате реализации проекта “Традиционная народная игрушка” дети с удовольствием рассматривают эти экспонаты, сравнивают элементы одежды, при этом отмечают различия в них, при общем сходстве костюмов в целом. При рассматривании костюмов особое внимание обращаем на орнамент, где ярко проявилось творчество народов, населяющих наш край. Дети знают, что такими же орнаментами украшались предметы быта из меха, дерева.
Музей “Кукла своими руками”.
Напомним главный принцип музейной педагогики: в душе, в памяти остается только то, что пропущено через сердце и руки. Не случаен девиз многих зарубежных детских музеев: “Пожалуйста, трогайте!”, их эмблема – открытая детская ладошка. При таком подходе не только музей приходит на помощь педагогу, но и предметная среда начинает играть роль Воспитателя. Если все то, что называется историко-культурным наследием, становиться живым и настоящим, а значит понятным ребенку, то возникает надежда на взаимное уважение и понимание.
№ | Тема, раздел, блок программы “Технология”. | Источники, формы, экспонаты мини-музея. |
1 | Вводное занятие. | Беседа-экскурсия “Экология жилища”. |
2 | Элементы материаловедения. | Экспозиция женского угла: натуральное
растительное волокно лен, льняные изделия,
прялка. -Коллекция старинной одежды из разнообразных, в том числе и домотканых тканей “Мода моей прабабушки”. -Экскурсия-беседа “Как рубашка в поле выросла”. |
3 | Рукоделие. Лоскутная пластика. |
- Лоскутные изделия: прихватки, коврики
для табуреток. Видеозапись посиделок школьных рукодельниц. |
4 | Рукоделие. Вышивка. |
-Коллекция вышивок “Из бабушкиного
сундука” и выполненных учащимися школы. -Вышивки в интерьере музея. |
5 | Рукоделие. Традиции, обряды, праздники. |
-Вышитые элементы одежды, пояса,
полотенца, различные виды рукоделия. -Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост. А.Ф.Некрасова.-М.Правда, 1991. |
6 | Уход за одеждой, ремонт одежды. | Книги и журналы по домоводству прошлого века. |
7 | Уход за ребенком. | -Беседа “Традиции народного
воспитания”. -Экспозиция детского угла (зыбка, куклы, самодельные куклы и игрушки). |
Все эти знания ребята получают в различных видах деятельности: например, на занятиях, в рамках вариативной части предмета “Технология” ребята познакомились с народными сказками: “Василиса премудрая”, “Кудым-Ош”, “Перя-богатырь”, “Медьвежья нянюшка”, пословицами и колыбельными песнями. А также ребята закрепляют свои знания в рисовании орнамента и сюжета сказок. К празднику “День матери” изготовили куклы, связанные с тематикой народных праздников и провели целостный показ последовательности изготовления куклы, сопровождаемый словесными пояснениями для учащихся (девочек) 6-7 классов. В настоящий момент завершается составление тематической картотеки с различными видами народной игрушки.
На основе изученного материала каждый ребенок придумал свою волшебную сказку и прочитал ее вместе с родителями. Усвоенные знания и навыки учащиеся применяют в самостоятельной творческой деятельности, подготовке к праздникам и развлечениям.
Знакомство детей с культурой других национальностей обогащает их знания, прививает уважение и взаимопонимание. Они становятся отзывчивыми и доброжелательными. Формируются эмоционально окрашенные чувства причастности их к своей культуре и возможности соприкоснуться с другой культурой. Приобретение этих культурных ценностей способствует формированию коммуникативной и гражданской компетенции, т.е. формируют личность ребенка как основного носителя национальных традиций народа.
Монитогинг реализации педагогического проекта “Традиционная народная игрушка”.
Результаты анкетирования
На вопрос, какие, на Ваш взгляд, основные проблемы в заниженном интересе ребят к этнической культуре как своего, так и иного народа, респонденты ответили:
- недостаточная работа воспитателей и педагогов в данном направлении;
- отсутствие у детей знаний своих корней, традиций своего народа;
- негативное воздействие СМИ, распространение иностранной культуры;
- недостаточная воспитательная работа семьи;
- смена нравственных ориентиров;
- отсутствие качественных образовательных программ для школы.
На вопрос
Считаете ли Вы, что этническое самосознание современных детей и подростков в большинстве случаев
а) низкое, б) удовлетворительное, в) завышенное.
93% опрошенных считает – низкое, 7% - удовлетворительное.
На вопрос
Какую активность проявляют дети в проведении национальных праздников (в %)?
а) всегда рады принять участие, б) принимают участие “из-под палки”.
В младших классах процент заинтересованности снижается до 60%, а в среднем звене до 30%.
Чем старше дети, тем ниже интерес к подобным мероприятиям, так как в них это с детства не было заложено.
На вопрос
Проявляют ли дети интерес к изучению народных традиций?
Да – 50%
Слабый – 43%
Нет – 7%.
На вопрос
Эффективно ли формирование коммуникативной и гражданской компетенции у детей через народную игрушку?
Да – 64%
Редко – 36%
Нет – 0%.
Когда мы запускали проект “Традиционная народная игрушка, было несколько волнительно, какой реакции ждать от домашних критиков. Но сомнения сразу же развеялись, так как именно участие родителей побудило социальную и эмоциональную активность ребят и застало их приложить все усилия для выполнения этого задания.
Заключительное слово.
Уважаемые коллеги! Заканчивая свою работу, хочется пожелать, чтобы наши совместные усилия в направлении работы с детьми по формированию ключевых компетенций продолжились. Тот опыт, который нами накоплен, думаю, будет востребован и в других образовательных учреждениях.