Цели:
- Познакомить учащихся с хищными птицами (орел, сова, орлан-белохвост).
- Развивать зрительное восприятие на основе упражнений на нахождение и узнавание объектов.
- Воспитывать навык групповой работы.
Учебно-наглядный комплекс: учебник под редакцией А.И. Никишова, А.В. Теремова «Биология. Животные»; иллюстрации, слайды хищных птиц; раздаточный материал «Загадочная картинка»; «Красная книга Сахалинской области» 2001 г (стр. 99 – 107, стр. 51-61); И.П.Сосновский «Редкие и исчезающие животные» 1987 г. (стр. 234-237 «Степной орел»); стенд «Хищные птицы», чучело «Орлан-белохвост».
Форма проведения: урок в школьном краеведческом музее, работа с экспозициями, рассказ методиста заповедника «Поронайский», групповая исследовательская деятельность учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение домашнего задания
Фронтальная работа
1. Отгадайте, о какой птице идет речь:
Черный жилет,
Красный берет,
Нос, как топор
Хвост, как упор. (Дятел)
2. Рассказ по плану и иллюстрациям (о синице, дятле)
План
- Внешний вид.
- Образ жизни
- Размножение
- Значение в природе
3. «Письмо птицы». Раздаточный материал «Письма птиц»
– Угадай, какая птица прислала письмо?
Письмо №1
Личинок из коры и древесины я достаю с помощью крепкого долотовидного клюва и длинного языка. Клювом разбиваю шишки сосны и ели.
Письмо №2
Перелетая с ветки на ветку, я склевываю различных насекомых тонким клювом и достаю их из самых узких трещин коры.
4. Экологическая задача:
– В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Через несколько лет молодые деревца в этом лесу стали гибнуть. Почему это произошло?
(Ответ: Дятлы гнездились в старых дуплистых деревьях. Они покинули лес, потому что им негде было гнездиться. А насекомые вредители стали беспрепятственно губить молодые деревца.)
Итог повторения домашнего задания:
– С какими птицами леса вы познакомились?
– Какую пользу приносят дятлы и синицы?
III. Упражнение на развитие зрительного восприятия «Загадочная картинка» (раздаточный материал)
– На этой картинке скрылись 13 птиц. Найдите их.
IV. Новая тема «Хищные птицы»
1. Вводная беседа
– Какую хищную птицу вы нашли на картинке?
– Каких хищных птиц вы еще знаете?
– Чем они питаются?
– Почему их называют хищными?
– Каких птиц нашей области вы знаете?
2. Целеполагание:
– Познакомимся с некоторыми представителями
хищных птиц – совой, орлом.
– Определим особенности внешнего вида, питания ,
образа жизни, значения в природе сов, орлов.
3. Работа по музейной экспозиции «Хищные птицы»
– Определите особенности хищных птиц.
- Крепкий крючкообразный клюв.
- Сильные ноги с острыми загнутыми когтями.
4. Беседа о сове:
– Мы с вами ухаживали за раненой совой.
– Какая окраска перьевого покроя совы?
– Каково строение тела совы?
– Какие особенности строения головы вы заметили?
– Как она может поворачивать голову?
– Какой слух у совы?
– Чем она питается?
5. Рассказ методиста заповедника «Поронайский» «Совы заповедника»
– В заповеднике обитают: белая сова, серая сова, ястребиная сова. Бесшумный полет, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками. Мягкое, рыхлое оперение, по-особому изогнутые перья с наполовину расщепленными бородками скрадывают шорохи и свист крыльев, возникающие при полете. Совы хорошо слышат – достаточно легкого шороха, чтобы даже в абсолютной темноте добыча была обнаружена и поймана. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. Совы приносят большую пользу, потому что питаются в основном грызунами. Зимой они устраивают в дуплах кладовые.
Экологические проблемы:
– браконьерство;
– разорение гнезд;
– нарушение мест обитания сов.
6. Самостоятельная работа по учебнику
– Прочитать раздел «Степной орел» стр.111-112.
– Что вы узнали о степном орле?
V. Закрепление
1. Работа с учебником
2. Коллективный рассказ о сове, степном орле:
План
- Внешний вид.
- Образ жизни
- Размножение
- Значение в природе
3. Тестирование
1. Чем питаются хищные птицы?
- ягодами
- грызунами
2. Сколько мышей уничтожает сова за лето?
- 10
- 100
3. Где строят гнезда орлы?
- на склонах холмов, на курганах
- в дуплах деревьев
4. Дифференцированная работа по Красной книге Сахалинской области.
Задание по группам:
Группа А (сильная) – Сколько хищных птиц
внесено в Красную книгу? (стр.51-61, 99-107). Выпишите
названия сов, занесенных в Красную книгу.
Группа Б (средняя) – Сколько хищных птиц внесено
в Красную книгу? (стр.51-61, 99-107)
Группа В (слабая) – Записать сову, обитающую в
заповеднике «Поронайский», внесенную в Красную
книгу.
5. Практическая групповая работа
I группа
Работает с чучелом орлана-белохвоста под руководством методиста заповедника «Поронайский».
Цель: Произвести измерение самой крупной хищной птицы Сахалинской области орлана-белохвоста.
Задание: Измерить длину и ширину клюва, туловища, крыльев и когтей ног.
II группа
Работает по экспозиции «Хищные птицы» под руководством учителя.
Цель: Определить где и как строят гнезда орлан-белохвост.
- На каких деревьях?
- На какой высоте?
- Какова удаленность гнеда от водоема?
Подведение итогов практической работы
VI. Итог урока
– С какими хищными птицами познакомились?
Оценки
Домашнее задание: чтение статьи учебника, ответить на вопросы.