Урок по теме "Хищные птицы"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • Познакомить учащихся с хищными птицами  (орел, сова, орлан-белохвост).
  • Развивать зрительное восприятие на основе упражнений на нахождение и узнавание объектов.
  • Воспитывать навык групповой работы.

Учебно-наглядный комплекс: учебник под редакцией А.И. Никишова, А.В. Теремова «Биология. Животные»; иллюстрации, слайды хищных птиц; раздаточный материал «Загадочная картинка»; «Красная книга Сахалинской области»  2001 г (стр. 99 – 107, стр. 51-61); И.П.Сосновский «Редкие и исчезающие животные» 1987 г. (стр. 234-237 «Степной орел»); стенд «Хищные птицы», чучело «Орлан-белохвост».

Форма проведения: урок в школьном краеведческом музее, работа с экспозициями, рассказ методиста заповедника «Поронайский», групповая исследовательская деятельность учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение домашнего задания

Фронтальная работа

1. Отгадайте, о какой птице идет речь:

Черный жилет,
Красный берет,
Нос, как топор
Хвост, как упор.  (Дятел)

2. Рассказ по плану и иллюстрациям (о синице, дятле)

План

  • Внешний вид.
  • Образ жизни
  • Размножение
  • Значение в природе

3. «Письмо птицы». Раздаточный материал «Письма птиц»

–  Угадай, какая птица прислала письмо?

Письмо №1

Личинок из коры и древесины я достаю с помощью крепкого долотовидного клюва и длинного языка. Клювом разбиваю шишки сосны и ели.

Письмо №2

Перелетая с ветки на ветку, я склевываю различных насекомых тонким клювом и достаю их из самых узких трещин коры.

4.  Экологическая задача:

– В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Через несколько лет молодые деревца в этом лесу стали гибнуть. Почему это произошло?

(Ответ: Дятлы гнездились в старых дуплистых деревьях. Они покинули лес, потому что им негде было гнездиться. А насекомые вредители стали беспрепятственно губить молодые деревца.)

Итог повторения домашнего задания:

– С какими птицами леса вы познакомились?
– Какую пользу приносят дятлы и синицы?

III. Упражнение на развитие зрительного восприятия «Загадочная картинка» (раздаточный материал)

– На этой картинке скрылись 13 птиц. Найдите их.

IV. Новая тема «Хищные птицы»

1. Вводная беседа

– Какую хищную птицу вы нашли на картинке?
– Каких хищных птиц вы еще знаете?
– Чем они питаются?
– Почему их называют хищными?
– Каких птиц нашей области вы знаете?

2. Целеполагание:

– Познакомимся с некоторыми представителями хищных птиц – совой, орлом.
– Определим особенности внешнего вида, питания , образа жизни, значения в природе сов, орлов.

3. Работа по музейной экспозиции «Хищные птицы»

– Определите особенности хищных птиц.

  • Крепкий крючкообразный клюв.
  • Сильные ноги с острыми загнутыми когтями.

4. Беседа о сове:

– Мы с вами ухаживали за раненой совой.
– Какая окраска перьевого покроя совы?
– Каково строение тела совы?
– Какие особенности строения головы вы заметили?
– Как она может поворачивать голову?
– Какой слух у совы?
– Чем она питается?

5. Рассказ методиста заповедника «Поронайский»  «Совы заповедника»

– В заповеднике обитают: белая сова, серая сова, ястребиная сова. Бесшумный полет, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками. Мягкое, рыхлое оперение, по-особому изогнутые перья с наполовину расщепленными бородками скрадывают шорохи и свист крыльев, возникающие при полете. Совы хорошо слышат – достаточно легкого шороха, чтобы даже в абсолютной темноте добыча была обнаружена и поймана. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. Совы приносят большую пользу, потому что питаются в основном грызунами. Зимой они устраивают в дуплах кладовые.

Экологические проблемы:

– браконьерство;
– разорение гнезд;
– нарушение мест обитания сов.

6. Самостоятельная работа по учебнику

– Прочитать раздел «Степной орел» стр.111-112.
– Что вы узнали о степном орле?

V. Закрепление

1. Работа с учебником
2. Коллективный рассказ о сове, степном орле:

План

  1. Внешний вид.
  2. Образ жизни
  3. Размножение
  4. Значение в природе

3. Тестирование

1. Чем питаются хищные птицы?

  • ягодами
  • грызунами

2. Сколько мышей уничтожает сова за лето?

  • 10
  • 100

3. Где строят гнезда орлы?

  • на склонах холмов, на курганах
  • в дуплах деревьев

4. Дифференцированная работа по Красной книге Сахалинской области.

Задание по группам:

Группа А (сильная) – Сколько хищных птиц внесено в Красную книгу? (стр.51-61, 99-107). Выпишите названия сов, занесенных в Красную книгу.
Группа Б (средняя) – Сколько хищных птиц внесено в Красную книгу? (стр.51-61, 99-107)
Группа В (слабая) – Записать сову, обитающую в заповеднике «Поронайский», внесенную в Красную книгу.

5. Практическая групповая работа

I  группа

Работает с чучелом орлана-белохвоста под руководством методиста заповедника «Поронайский».

Цель: Произвести измерение самой крупной хищной птицы Сахалинской области орлана-белохвоста.

Задание: Измерить длину и ширину клюва, туловища, крыльев и когтей ног.

II группа

Работает по экспозиции «Хищные птицы» под руководством учителя.

Цель: Определить где и как строят гнезда орлан-белохвост.

  • На каких деревьях?
  • На какой высоте?
  • Какова удаленность гнеда от водоема?

Подведение итогов практической работы

VI. Итог урока

С какими хищными птицами познакомились?

Оценки

Домашнее задание: чтение статьи учебника, ответить на вопросы.