“Знания, даваемые насильно, душат разум”
А.Франс
“Думать легко, действовать трудно,
а превратить мысль в действие –
самая трудная вещь на свете ”.
И.В.Гёте
Современный этап жизни требует изменения роли исторического и обществоведческого образования.
При проведении эксперимента по профильному обучению ставились различные проблемы:
- выявить оптимальный вариант организации профильного обучения в старших классах;
- провести апробацию в педагогической технике различных программ;
- разработка системы психолого-педагогического сопровождения становления личности, способной к профессиональному самоопределению.
Вся технология обучения в старшей школе рассматривается с точки зрения личностно-ориентированного образования:
- увеличения положительной мотивации учащихся (принятие и обоснование деятельности);
- критику в отношении предлагаемых извне ценностей и норм;
- рефлексию (конструированию и удержанию определенного образования);
- ориентацию;
- обеспечение автономности и устойчивости внешнего мира.
Поэтому перед школьной практикой встала проблема технологий обучения, позволяющей решить эту задачу. Такой технологией как раз и является модульное обучение, ибо оно базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.
Теоретические основы модульного обучения
Модульное обучение интегрирует все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
1. Программное обучение. Заимствуется идея активности ученика в процессе четких действий.
2. Теория поэтапного формирования умственных действий. Используется самая ее суть – ориентировочная форма деятельности.
3. Кибертенический подход. Обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.
4. Психология. Используется рефлексивный подход.
5. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения. Все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
Отличия модульного обучения от традиционного
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному.
Традиционное обучение |
Модульное обучение |
Фронтальные формы обучение | Индивидуальная форма обучения |
Общий темп учебно-познавательной деятельности | Индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности |
Содержание обучение представлено поурочным изучением материала | Содержание обучения представлено законченными информационными блоками |
Дидактическая цель формируется для класса в целом без учета индивидуальных особенностей учащихся | Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения |
Преобладает объяснительно-иллюстративный способ преподавания | Осуществляется деятельностный характер обучения, способствует развитию интересов и способностей ученика |
Форма общения учитель – ученик устная при изучении нового материала | Форма общения учитель – ученик письменная через модули плюс личное индивидуальное общение |
Самостоятельной работе ученика отводится недостаточное количество времени. Действия ученика не всегда осознанны, спланированы, направлены | Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке |
Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся более жесткое | Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули непосредственно, более мягкое, сугубо целенаправленное |
Есть проблема свободного (внеурочного) времени для индивидуальных консультаций учащихся | Нет. Все осуществляется на уроке |
Психологическая проблема – страх ученика перед оценкой | Снимается |
На основе блочно-модульной системы составлена рабочая программа по обществознанию. На уроках также используется:
Технология | Предмет, класс | Результаты использования технологий |
1.Технология проектного обучения. | Обществознание 6-11-й классы | Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов |
2.Технология проблемного обучения и развития критического мышления. | Обществознание История 5-11-й классы | Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, подготовка образовательной базы для дальнейшего образования( |
3.Технология дебаты. | Обществознание История 10-11-й классы | Развития навыков публичных выступлений (проект “Национальные вопросы в России и Читинской области”, круглый стол по проблемам референдума |
4. Лекционно-семинарская зачетная система. | Обществознание История 10-11-й классы | Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов, усиление здоровье – сберегающего аспекта предметного обучения. |
5. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). | Обществознание История 5-11-й классы | Развитие взаимоответственности, способностей обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация потребностей в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала. |
6. Использование информационно-коммуникационных технологий | Обществознание История 10-11-й классы | Интенсивная информатизация всех сторон жизни социума требует ведения информационно-коммуникационными технологиями. В плане ресурсного обеспечения предметов, связанных с решением задач становления информационно-коммуникационной компетентности учащихся. 1.Через проектную деятельность – компьютерные презентации 2.Через использование ресурсов сети Internet. |
Системность диагностики эффективности результатов применения образовательных технологий происходит через:
- ежегодный мониторинг качества обучения в профильных классах;
- тематический мониторинг;
- результаты ЕГЭ
Рассмотрим применение этой технологии на примере уроков обществознания 11 кл.
Тема: “Цивилизация и социальное развитие”. Применяем блочную компоновку изучения материала:
Тема проекта
“Социальная карта поселка Забайкальск>
К уроку “Забайкальск в зеркале социальных проблем России”.
Автор: группа учащихся 11-го класса.
Возраст школьников: 16 лет.
Оборудование: плакат, схемы.
Цель проекта:
- Обозначить социальные проблемы п. Забайкальск
- Показать первые шаги по решению данных проблем в поселке.
- Привлечь внимание к данным проблемам.
Задачи проекта:
- Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников (Интернет, работа с документами, справочниками) 2. Проводить социологический опрос.
- Проводить анализ полученной информации
- Овладеть методом прогнозирования.
Срок про ведения проекта: январь-февраль 2007 года.
Этапы работы
1 этап “Разработка проектного задания”
1 – создана группа;
2 – определены цели, задачи, способы взаимодействия. 3 распределение работы.
2 этап “Работа над проектом”
1 – сбор информации встреча с заместителем главы администрации Забайкальского района Г.А. Катановой.
2 – уточнение плана действий;
3 – работа со статическим материалом;
4 – выполнение чертежей анализ информации выделение проблем;
5 – консультация учителя.
3 Этап “Оценка результата”
1 – Обсуждение достигнутых целей,
2 – Обсуждение проектов решения поставленных проблем строительство школы, увеличение бюджета на финансирование культурно-массовых мероприятий строительство спортивной площадки и Т.д.
4 этап “Защита проекта”
Задачи: подготовка доклада коллективная защита.
Ученики: Защищают проект демонстрируют схемы таблицы. (Проект смотри в разработке уроков)
5 этап: Рефлексия
Заполнение таблицы по оценке проекта и рецензия.
Например, при изучении темы “Россия в ХУI в. – итоги правления Петра 1” успешно работают технологии проблемного обучения. Урок дискуссия “Петр 1 – чудо или чудовище” А по итогам царствования Ивана IV-Грозного проводилась игровая дискуссия, имитировалось судебное заседание. Подсудимый – царь Иван IV Грозный.
Класс разбивается' на группы: 1 – судьи, 2 – защитник, 3 – свидетели защиты, 4 – обвинители, 5 – свидетели защиты, 6 – группа экспертов. В результате на уроке, подготовка которого проводилась заранее, разгорелась дискуссия о значении реформ Ивана Грозного, о последствиях опричнины.
Ученики 10-й класса (профильный, социально-экономический) активно использовали дополнительную литературу, информацию СМИ. Причем учитель на уроке выполнял роль ,слушателя, так как вопросы задавали ребята из группы судей – они и вынесли обвинительный приговор.
Последняя группа экспертов – проанализировала работу каждого и поставила оценки.
В основе уроков лежит воображенная ситуация прошлого, но действие строятся не по сценарию, а вокруг обсуждения важной проблемы идет приобщение к творческой деятельности.
К сожалению, в настоящий момент в российской школе имеет место быть традиционная педагогическая система без диагностических целей и объективного контроля с традиционной системой управления обучением,.. Чтобы перейти к более перспективной педагогической системе, например, с типом управления обучением “малые группы”, (по моему мнению, такой тип управления наиболее доступен в настоящий момент для российской общеобразовательной школы) необходимо специальное ее проектирование и совершенствование до такой степени, когда гарантировано соотношение “цель-результат”. “Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классе гарантирующих успех педагогических процессов”.
Литература
- Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях. Справка Коллегии Министерства образования РФ №24.1 от 28.12 1994 года.
- В.П. Беспалько. Слагаемые педагогической технологии, М., – “Педагогика”, 1989.
- Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М. Просвещение. 2001 г.
- Крутецкий В.А. Психология. М. 1980 г.
- Клименко А.В.Проектная деятельность учащихся. “История и обществознание в школе”. М. 2002 г.
- Лазукова Н.Н. “Использование технологического подхода в обучении истории”. Преподавание истории в школе. М. 2001 г.
- Лещинский ВА. Учимся управлять собой и детьми М. 1998 г.
- Мачехина ВН. Организация проектной деятельности старшеклассников при изучении обществознания М. 2002 г.
- Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения. Чита. 2001 г.
- СелевкоГ.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.М. 2005 г.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения, – М., 1969.
- УмбрашкоК.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории. М1996 г.