Рабочая программа по предмету "Русский язык", созданная на основе авторской программы образовательной системы "Школа России". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса 2010–2011 учебного года создана на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 года, авторской программы образовательной системы «Школа России» для 1–4 классов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык» 2009 г., утвержденной МО РФ.

Актуальность изучения данного курса.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения.

Данная программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умением самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами, способностью к самооценке и самоконтролю.

Цель курса – формирование у младших школьников представлений о русском языке как целостной системе, открытие детьми родного языка как предмета изучения, воспитание чувства сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремление к его изучению.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • усвоение основ первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;– обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
  • эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьников;
  • создание условий для формирования и развития у школьников:
    – творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
    – умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
    – коммуникативных навыков, способствующих развитию умений работать в парах, группах;
    – общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работая с книгой, со справочной литературой).
 Особенности рабочей программы.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

Ведущие формы и методы, технологии обучения.

Для успешного решения задач курса используются разнообразные приемы и средства обучения, формы и методы организации работы. Учащиеся ведут наблюдения над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность организуется за счет использования словарей различных типов и справочного материала, что обеспечивает привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.

В процессе языковой деятельности школьники овладевают приемами анализа и синтеза, сопоставления, классификации и систематизации, умением обобщать и делать выводы, что способствует развитию лингвистического мышления, усвоению языковых понятий и их связей, совершенствованию и применению знаний в практике языка и речи.

Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в группах, в парах и т.д.), применять на уроках частично-поисковый, проблемный, исследовательский методы, элементы ИКТ-технологий, личностно-ориентированной и здоровьесберегающей технологии.

Программа рассчитана на 5 часов в неделю и составляет 170 в год, что соответствует базисному учебному плану.

Изменение количества часов на изучение отдельных тем.

Основные темы курса в 4-м классе Авторская программа Рабочая программа
Всего 170 ч. 170 ч.
Предложение (синтаксис и пунктуация) 30 ч. 30 ч.
Части речи  (морфология): 120 ч. 120 ч.
а) имя существительное 40 ч. 40 ч.
б) имя прилагательное 25 ч. 25 ч.
в) личные местоимения 7 ч. 7 ч.
г) глагол 45 ч. 43 ч.
д) наречие 3 ч. 5 ч.
Повторение за год 20 ч. 20 ч.

Целесообразность внесения данных изменений заключается из особенностей класса. Так, увеличение количества часов на изучение темы: «Наречие» (на 2 ч.) произошло за счет уменьшения часов на изучение темы: «Глагол» (на 2 ч.), т.к. данная тема достаточно хорошо осваивается всеми учащимися в полном объеме в предложенном количестве часов их изучения.

Кроме того, для реализации программы в полном объеме возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.

Информация о количестве контрольных работ.

Всего часов I четверть II четверть III четверть IV четверть
170 ч, в неделю – 5 ч. 43 ч 37 ч 50 ч 40 ч
Виды контроля Количество часов
Словарный диктант 4 4 4 4
Контрольный диктант 2 2 2 2
Списывание 1 1 1 1
Обучающее изложение 2 2 3 3
Обучающее сочинение 1 1 1 1
Тест 1 1 1 1
Проверочная работа 1 1

Краткая характеристика 4 «Б» класса.

На начало года 26 человек.

Класс со средними учебными возможностями по русскому языку. Есть дети с невысоким уровнем мышления, внимания. И работа с такими детьми вызывает много трудностей, а сами дети одной из причин своей слабой успеваемости называют плохую память.

Не у всех желание учиться совпадает с хорошими способностями в учебе, поэтому эти дети требуют к себе дополнительного внимания со стороны учителя. В классе есть ученики, которые имеют слабые учебные способности, 6 человек испытывают трудности в обучении русскому языку. С такими детьми проводится индивидуальная работа, а также дополнительные занятия с логопедом школы, так как эти дети нуждаются в постоянном контроле и в консультациях специалистов. Дополнительные занятия с логопедом посещают Салманов Рахман, Гусейнова Айшан, Кириллова Анна, Гусейнов Эльвар.

На уроках использую развивающие игры, кроссворды. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. В своей работе я широко использую игровые упражнения для развития памяти, игры для развития мышления. А также использую работу с загадками. Загадки помогают развивать образное логическое мышление. Все эти задания делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у учащихся бодрое рабочее настроение

Некоторые ребята учатся с интересом, очень впечатлительны к похвалам и неудачам, стараются помогать друг другу, быть доброжелательными, вежливыми по отношению к взрослым и своим одноклассникам.

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» предусматривает реализацию:

  • Федерального компонента по предмету «Русский язык» (ГОС по предмету);
  • регионального компонента начального общего образования через формирование образовательных компетенций:
    – культурно-исторических (целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, словообразовании, интонационном и лексическом богатстве);
    – информационных (развитие умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, информацией Интернет);
    – коммуникативных (умения работать в парах, в группе; формирование элементов учебной самостоятельности и самоконтроля);
     через оценивание качества образования как совокупности трех составляющих:
    – предметно-информационной (просвещенность);
    – деятельностно-коммуникативной (обученность);
    – ценностно-ориентационной (воспитанность);
  • школьного компонента (соответствие целевым ориентирам школы).
Учебно-методический комплект по предмету.

Авторская программа: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык. – М.: Просвещение, 2008.

Учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык, 4 кл., в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2007.

Литература

  1. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык в начальной школе, 4 кл., книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык. Проверочные работы, 4 кл. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык. Дидактический материал для 4 кл. – М.: Просвещение, 2008.
  4. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, Л.А. Псарева. Поурочные разработки по русскому языку, 4 кл. – М.: ВАКО, 2007.
  5. Т.М. Летнева. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России». Русский язык, 4 кл. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. С.А. Есенина. Как научить Вашего ребенка писать изложения, 4 кл. – М.: Грамотей, 2005.
  7. В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. Сочинения по картинам в начальных классах. – М.: Астрель, 2001.
  8. А.Н. Матвеева. Русский язык. Контрольные работы в начальной школе. – М.: Дрофа, 2002.
Содержание рабочей программы – 170 ч.

Лексика.

Многозначные слова. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова, противоположные по значению (антонимы). Прямое и переносное значение слова.

Слова однокоренные, близкие по значению (словообразовательные синонимы: злость – злоба; ходьба – хождение; старик – старче; близко – близехонько; тигриные – тигровый; вымазать – измазать; выкупать – искупать; напугать – испугать).

Слова однокоренные, противоположные по значению (домик – домище; открыть – закрыть; уснуть – проснуться).

Возможность употребления однокоренных слов в одном предложении (закрыть крышкой; писать письмо; бегать бегом; всякая всячина).

Тематические группы слов («Весна», «Прогулка» и др.). Слова с оценочной семантикой (соня, шалун, толстяк, добряк, Знайка и Незнайка и др.).

Морфемика (Состав слова).

Особенности состава слова имен существительных, прилагательных, глаголов.

Суффиксы имен существительных, прилагательных. Суффиксы неопределенной формы глаголов. Глагольные суффиксы как признак спряжения глагола. Формообразующий суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.

Грамматические значения окончаний имен существительных в начальной форме (вод[а] – сущ. ж.р., I склонения; сен[о] – сущ. ср.р., II склонения); окончаний имен прилагательных в начальной форме (сильн[ая] – ж.р., тв. основа; больш[ой] – м.р., тв. основа и др.); личных окончаний глаголов (беле[ет] – 3 лицо, ед.ч., наст.вр).

Роль приставок в образовании глаголов (ходить – уходить – переходить – заходить) и изменении оттенков их значений (заговорила – отговорила; прибежать – убежать; приходить – уходить и др.).

Предложение (Синтаксис и пунктуация) – 30 ч.

Предложение – 30 ч.

(К/диктант – 1, пр/диктант – 1, сл/дикт. – 3, к/списывание – 1, об/изл. – 2, об/сочинение – 1.)

Предложение. Главные члены предложе­ния. Знаки препинания в конце предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение).

Грамматическая основа предложения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами предложения. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми.

Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога.

Обращение (общее знакомство). Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенность интонации предложений с обращением.

Обучающиеся должны знать:

признаки главных и второстепенных членов предложения, признаки изученных частей речи;
– типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
– термины: «обстоятельство», «определение», «дополнение»;
– признаки однородных членов предложения, простого и сложного предложения;
– понятие «союзы»; правила постановки знаков препинания в сложном предложении;
– понятие «прямая речь», знаки препинания в предложениях с прямой речью;
– понятия «диалог», «обращение».

Обучающиеся должны уметь:

– анализировать предложение; применять изученные правила по орфографии и пунктуации;
– различать главные и второстепенные члены предложения;
– находить обстоятельство, определение, дополнение в тексте;
– расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;
– расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях;
– без ошибок списывать небольшой текст с прямой речью объемом 70–90 слов;
– овладеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
– создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания.

Морфология – 120 ч.

Имя существительное – 40 ч.

(К/диктант – 2, сл/диктант – 4, к/списывание – 1, тест – 2, об/изложение – 2, об/сочинение – 1.)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2 и 3-го склонения. Склонения имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.

Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.

Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных.

Существительное как член предложения. Употребление имен существительных в речи.

Обучающиеся должны знать:

– лексико-грамматические признаки имен существительных;
– падежи существительных; понятие «предлоги»;
– признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных;
– правописание падежных окончаний имен существительных;
– правило написания предлогов с именами существительными;
– значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание;
– понятия «твердая основа», «мягкая основа».

Обучающиеся должны уметь:

– употреблять существительные, определять одушевленные и неодушевленные существительные, их род, число, падеж, склонение;
– употреблять предлоги с различными падежами имен существительных;
– безошибочно писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
– находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных;
– анализировать предложения с однородными членами, сложные предложения;
– анализировать слово как часть речи.

Имя прилагательное – 25 ч.

(К/диктант – 2, сл/диктант – 2, к/списывание – 1, об/изложение – 1, об/сочинение – 1.)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам.

Склонение имен прилагательных.

Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. Способы проверки.

Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки.

Прилагательное как член предложения. Употребление имен прилагательных в речи.

Обучающиеся должны знать:

– лексико-грамматические признаки имен прилагательных;
– правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Обучающиеся должны уметь:

– употреблять прилагательные, определять их род, число, падеж, склонение;
– устанавливать согласование имени прилагательного с именем существительным;
– правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных;
– создавать несложные монологические тексты.

Личные местоимения – 7 ч (сл/диктант – 1).

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное.

Личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.

Личные местоимения как члены предложения. Употребление личных местоимений в речи.

Обучающиеся должны знать:

– лексико-грамматические признаки личных местоимений;
– правило написания предлогов с местоимениями.

Обучающиеся должны уметь:

– склонять личные местоимения;
– анализировать предложение с личными местоимениями;
– писать личные местоимения с предлогами.

Глагол – 43 ч.

(К/дикт. – 2, пр/дикт. – 1, сл/дикт. – 3, к/спис. – 1, тест – 1, к/изл. – 1, об/изл. – 2, об/соч. – 2.)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время глагола. Лицо глагола. Число глагола. Изменение глагола по временам, лицам и числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределенной формы – стеречь, беречь и др. Различие правописания глаголов на -тся, -ться.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.

Обучающиеся должны знать:

– лексико-грамматические признаки глагола;
– суффиксы глаголов -ся, -сь;
– признаки I и II спряжения глаголов.

Обучающиеся должны уметь:

– употреблять глаголы в речи;
– определять начальную (неопределенную) форму глагола, разбирать их по составу;
– определять время, род, число, спряжение глаголов;
– правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа;
– правильно писать -тся, -ться в глаголах;
– находить способы проверки написания личных окончаний глаголов;
– составлять предложения с глаголами-антонимами и глаголами-синонимами.

Наречие – 5 ч (к/диктант – 1, сл/диктант – 1).

Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия, называющие признак, время, место и направление действия.

Правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.

Обучающиеся должны знать:

– лексико-грамматические признаки наречий, суффиксы наречий.

Обучающиеся должны уметь:

– употреблять наречия и правильно их писать;
– выделять наречие как член предложения.

Повторение пройденного за год – 20 ч.

(Сл/диктант – 2, к/списывание – 1, тест – 1, об/изложение – 2.)

Чистописание.

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Словарь – 204 слова: (1-3 кл., 4 кл.)

Автомобиль, агроном, адрес, адресовать, алфавит, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, желтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, земляника, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, класс, колесо, коллектив, коллекция, командир, командовать, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костер, кровать, лагерь, ладонь, лестница, лимон, лисица, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, облачко, оборона, овес, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолет, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, учение, ученик, учитель, фамилия, февраль, хлебороб, хозяйственный, хозяйство, хорошо, черный, четверг, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, электроэнергия, яблоко, ягода, язык, январь.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу четвертого года обучения.

Учащиеся должны знать/понимать:

– признаки простого и сложного предложений; знаки препинания в этих предложениях; признаки главных и второстепенных членов предложения;
– термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;
– признаки однородных членов предложения; знаки препинания в предложениях с однородными членами; лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия;
– морфемный состав имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий;
– признаки и падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения;
– признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;
– правописание и способы проверки безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю (сложных, простых, распространенных, предложений с однородными членами);
– выразительного произнесения предложений и текстов (логическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;
– устного и письменного составления предложений и текстов на определенную тему и текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
– правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70-80 слов) и письма текстов под диктовку (75–85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания, существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.);
– готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов и т. д.), готовности к самооценке и самоконтролю.